4. Машиностроительный комплекс и перспективы его развития.
Машиностроительный комплекс включает в себя 20 специализированных отраслей и занимает ведущее место в экономике Украины, на его долю приходится 40% всего промышленно-производственного потенциала, 18% стоимости производственных фондов, 25% численности работников и 13,4% объема промышленной продукции страны (продукция машиностроения имеет 2 млн. наименований).
В машиностроительный комплекс входят10345 предприятий, 58 подотраслей, 1,6 млн. занятых. Объем производства сократился почти в 2 раза, а рентабельность с 22,2% в 1995 году до 7,2% в 2003 году.
Экономика Украины зависит от других стран из-за импорта машиностроительных компонентов (Франция 20,5% , Япония 14%, США -9,5).
Таким образом, одна из главных задач комплекса уменьшить зависимость от других стран по различным компонентам.
Горно-шахтное машиностроение. Отрасль объединяет 5 НИИ, 7 заводов. В настоящее время от 30 до 90% производственных фондов предприятий устарело, запасными частями предприятия обеспечиваются на 30%.
Самые главные предприятия отрасли: ПО «Донецкгормаш», Луганский завод горного машиностроения, Криворожский, Днепропетровский заводы горно-шахтного оборудования, Барвинковский и Ясиноватский машиностроительные заводы.
Наибольшие предприятия подъемно-транспортного машиностроения находятся в Одессе, Львове, Харькове, Никополе, Прилуках и Днепропетровске, средние - в Славянске, Золотоноше Черкасской области и Киверцах Волынской обл. Наиболее специализированным предприятием подъемно-транспортного машиностроения Украины, которое выпускает разные типы автопогрузчиков, является Львовский завод «Автопогрузчик».
Среди предприятий тяжелого машиностроения самый большой в Украине - Ново-Краматорский машиностроительный завод, который выпускает кузнечно-прессовое, металлургическое оборудование, слябинги, прокатные, листовые, специальные большие тяжелые металлорежущие станки для металлургической промышленности. Реконструированный Старо-Краматорский завод производит преимущественно оборудование для металлургической промышленности.
Крупными производителями металлургического оборудования является Дебальцевский машиностроительный завод, который изготовляет оборудование для доменных и сталеплавильных печей, запасные части для коксохимического оборудования; завод прокатных валков в г. Лутугино Луганской области и Стахановский литейно-механический завод, который производит доменное и сталеплавильное оборудование, в том числе, для механизации и автоматизации металлургических цехов.
Оборудование для металлургической промышленности выпускает также Мариупольский завод тяжелого машиностроения. Производителями металлургического оборудования, металлоконструкций, установок для непрерывного разлива стали, прокатных станов для проката труб, аппаратов и оборудования для доменных печей, электромагнитных листоукладчиков, чугуно- и шлаковозов, мощных роторных вагоноперебросчиков стали, являются города Приднепровья -Днепропетровск, Кривой Рог и Марганец.
Энергетическое машиностроение. Некоторые электростанции в Украине эксплуатируются от 25 до 40 лет. Большинство энергоблоков работает свыше 200 тыс. час (расчетный ресурс - 100 тыс., продленный - 170 тыс.). ГЕС Днепровского каскада работают 400 тыс. час. (с 50-х годов). Реконструкции требуют 8 больших, 25 средних ГЕС, одна ГАЭС и многие ТЕС. Перспективным является рост малой гидроэнергетики, для которой также нужно новое оборудование. Все это требует значительного развития энергетического машиностроения.
Экспортируется продукция в 40 стран. Это оборудование для ТЕС, АЭС и ГЕС. Трансформаторы в Украине выпускают Запорожский и Николаевский заводы, трансформаторные подстанции - Хмельницкий, высоковольтную аппаратуру - Ровенский и Коломыйский заводы.
Общее машиностроение. Общее машиностроение объединяет транспортное (без автомобильного) и сельскохозяйственное (без тракторного) производство, а также производство промышленного технологического и строительного оборудования (без легкой и пищевой промышленности). Предприятия этой отрасли ориентируются, как правило, на потребителя готовой продукции, кроме изделий, которые отмечаются абсолютной транспортабельностью.
Очень материалоёмким является локомотиво- и вагоностроение.
Локомотивостроение привязано к источникам сырья. Тепловозы производят в Луганске на базе паровозостроения и в Харькове на заводе транспортного машиностроения. Промышленные электровозы выпускают в Днепропетровске. В Киеве, Днепропетровске, Полтаве, Одессе, Запорожье, Конотопе и Дружковке есть заводы для ремонта тепловозов.
Железнодорожные вагоны производят в Кременчуге и Днепродзержинске, большегрузные вагоны - в Стаханове (Луганская область). В Мариуполе налажено производство металлических вагонов-цистерн. Наибольшие вагоноремонтные заводы есть в Киеве, Харькове, Одессе, Львове и Конотопе.
Судостроение. Украина принадлежит к странам с относительно высоким уровнем развития судостроения. Она давала свыше 40% прежнего общесоюзного производства судов. В настоящее время в отрасли работает 110 тыс. рабочих. Судостроительный комплекс состоит из 8 судостроительных, 5 машиностроительных, 11 приборостроительных заводов, 27 специализированных КБ и НИИ.
Объем производства судостроительной продукции в Украине не уменьшается, как в других отраслях, а наоборот, растет. Это одна из перспективных отраслей машиностроения. На 1995 - 2000 гг. заключены контракты на строительство 33 судов на $930 млн., около 90% которых пойдут на экспорт. Главные заказчики - Греция и Россия.
Сельскохозяйственное машиностроение. В развитии этой важной для Украины, отрасли сложилась кризисная ситуация, обусловленная, в первую очередь, разрушением прежних экономических связей. В прошлом потребности в комплектующих на 70% удовлетворялись за счет импорта из России. Лишь 30% нужных деталей производилось на нашей территории. Кроме того, продукция украинских предприятий неконкурентоспособная на мировом рынке. Сравнительно с 1990 г. объемы производства в отрасли сократились на 87% при общем уровне его падения в машиностроении на 63%.
К основным производителям сельскохозяйственных машин в Украине принадлежат: Кировоградское ОАО «Красная звезда», Одесский завод сельскохозяйственных машин, ОАО «Херсонские комбайны», ОАО «Тернопольский комбайновый завод», ОАО «Коломиясельмаш», Бердянское ОАО «Первомайский завод сельскохозяйственных машин», Днепропетровский комбайновый завод, ОАО «Новоград-Волынский завод сельскохозяйственного машиностроения», Винницкий завод тракторных агрегатов.
Производство транспортных средств для железнодорожного транспорта. Ежегодная потребность Украины в пригородном железнодорожном транспорте - 120 дизель-поездов, 240 вагонов электропоездов постоянного тока и 240 переменного тока. Они в Украине не производятся. Разработка проекта их изготовления поручена Государственной холдинговой компании ДХК «Лугансктепловоз». Создан первый дизель-поезд. Производство электрических поездов прекращено из-за отсутствия средств. Магистральные электровозы начал выпускать Днепропетровский электровозостроительный завод.
Украине нужны 11,3 тыс. пассажирских вагонов. Современный парк их насчитывает 9 тыс., 1/3, из которых отработали срок эксплуатации. Крюковский вагонозавод (Кременчуг) подписал контракт с французской фирмой «De Ditpit» на выпуск 250-300 вагонов за год. Проект пока еще не реализован через финансовые затруднения.
Освоен серийный выпуск свыше 20 новых типов грузовых вагонов, которые можно использовать и для международных перевозок.
Среднее машиностроение. Базовой отраслью среднего машиностроения является станкостроение, которое ориентировано на районы и центры с развитыми машиностроением, научно-исследовательской и конструкторской базой. Производство станков сосредоточено в Киеве, Харькове, Днепропетровске, Одессе, Запорожье, Львове, Краматорске, Житомире. Однако, отрасль следует расширять за счет производства станков с числовым программным управлением, станков-автоматов, шлифовальных, фрезерных станков.
Размещение тракторного машиностроения ориентировано преимущественно на потребителя. Важнейшим центром тракторостроения является Харьков, где производят не только разные модификации колесных и гусеничных тракторов, но и двигатели для них. Колесные трактора производят в Днепропетровске, тракторные агрегаты - в Виннице, комплектующие для тракторов - на специализированных предприятиях Симферополя, Кременчуга, Чугуева, Луганска, Белой Церкви, Одессы.
Автомобилестроение в Украине, как и во всем бывшем Союзе, никогда не было развито на надлежащем уровне. Это касается, прежде всего, качества и ассортимента продукции, что в условиях общего экономического кризиса привело к значительному упадку отрасли. К автомобилестроительному комплексу относятся 4 автомобильных завода, 94 предприятия, которые выпускают комплектующие, 150 заводов прежней оборонной промышленности и 160 предприятий других отраслей.
Проектные мощности дают возможность выпускать 35 тыс. КрАЗов (на Кременчугском автозаводе), 7,5 тыс. городских автобусов-лазов (на Львовском автозаводе) , 300-350 тыс. автомобилей на Запорожском автозаводе (ЗАЗ) и 17 тыс. на автозаводе Луцка (ЛУАЗ). Однако в наилучшие времена максимальная загрузка мощностей составляла 95%. АвтоЗАЗ максимально выпускал 165 тыс., ЛУАЗ - 10 тыс., КрАЗ - 31 тыс., ЛАЗ -8,5 тыс. (в 1993 г.) автомобилей.
В настоящее время в Украине автомобильный парк состоит из 913,3 тыс. грузовых автомобилей (потребность на ближайшие 10 лет - до 1,6 млн., в том числе 60% малой грузоподъемности), из них 36% эксплуатируются свыше 6 лет, 40% - от 3 до 6 лет. Половина парка грузовых автомобилей имеет грузоподъемность от 2 до 5 т (оптимальное количество - 20%). Не хватает автомобилей малой грузоподъемности - до 2 т, потребность в которых составляет до 40 тыс. в год. Для решения этого вопроса на КрАЗе создано СП «КрАЗ-IVEKO» (совместно с Италией).
На АвтоЗАЗ в 1995р произведено 57 тыс. автомобилей. Из-за высокой цены лишь 5% их продается на внутреннем рынке, а остальные отправляются в основном в Россию по бартеру. При цене $3200-3300 автомобили «Таврия» могут быть конкурентоспособными. В 1997 г. на базе завода создано СП с южнокорейской фирмой Daewoo, которое намеревалось инвестировать в автомобилестроение Украины $1,3 млрд. Планировалось выпускать до 100 тыс. шт. модернизированных «Таврий» и 150 тыс. машин «Нубира», «Леганза», «Ланос», наладить производство двигателей (Мелитопольский завод выпускает только 100 тыс. в год). Предусматривалось, что не будет сокращаться двадцатитысячный персонал завода (на протяжении 3 лет каждый работник должен был пройти шестимесячную учебу в Корее.)
Самолетостроение. По уровню развития самолетостроения Украина принадлежит к наиболее развитым странам мира. Подобную промышленность имеют 5-6 государств, которые применяют так называемые, «высокие технологии». Некоторые модели «АНов» опережают аналогичные мировые образцы на 3-4 года. Самолетостроение - одна из самых прибыльных отраслей машиностроения. В Украине разработана государственная программа развития авиационной промышленности, которая предусматривает тесное сотрудничество со странами СНГ, так как изолированное развитие этой отрасли практически невозможно из-за значительной зависимости ее от внешнего снабжения комплектующими. Совместно с Россией предусматривается расширить выпуск военно-транспортных Ан-70, Ан-72, Ан-74 (серийное производство будет на Киевском государственном авиазаводе), транспортно-пассажирских (Ан-140, Ан-38, Ту-344). Ан-140 будет производиться на КИДАЗе, Харьковском ДАЗе; Ан-70 - при участии Украины и России (Самара). Подписан договор с Узбекистаном - одним из главных производителей пассажирских самолетов в СНГ.
Радиоэлектронная промышленность. До 1991 г. в Украине практически не производились технические средства связи. В результате конверсии ВПК налажено производство многих видов продукции. В частности, на Днепровском машиностроительном заводе начали выпускать цифровые электронные АТС, которые по качеству и экономичности не уступают мировым аналогам. На Ровенском заводе АТС, ПО «Монолит» (Харьков), Львовском заводе телеграфной аппаратуры выпускают коммутационное оборудование для сельской местности и небольших городов. Производственные мощности Черкасского завода телеграфной аппаратуры, завода «Прожектор» (Малин), ОАО «Завод Нева» (Хмельницкий) дают возможность полностью обеспечить телефонную сеть Украины цифровыми системами передачи. ПО «Орион» (Тернополь) производит средства мобильной связи для железнодорожного транспорта, КБ радиосвязи и ОАО «Муссон» (Севастополь) - средства радиосвязи для морского транспорта и глобальной морской системы безопасности.
- Введение
- Рабочая программа по дисциплине: «Региональная экономика»
- Краткое содержание курса: «Региональная экономика»
- Тема 1: Предмет, методы и задачи курса: «Региональная экономика».
- Тема 2: Закономерности, принципы и факторы размещения производительных сил и формирования экономики регионов.
- Тема 3: Экономическое районирование и территориальная организация хозяйства.
- Тема 4: Сущность, цели и задачи региональной экономической политики.
- Тема 5: Механизм реализации региональной экономической политики.
- Тема 6: Природно-трудоресурсный потенциал Украины.
- Камень облицовочный
- Тема 7: Хозяйственный комплекс Украины, его структура и трансформация в рыночных условиях.
- 1. Экономика Украины как единый народнохозяйственный комплекс.
- 2. Топливно-энергитический комплекс и перспективы его развития.
- 3. Металлургический комплекс и перспективы его развития.
- Производство основных видов продукции черной металлургии в Украине по годам
- 4. Машиностроительный комплекс и перспективы его развития.
- 5. Химический и лесохимический комплекс, перспективы его развития.
- 6. Агропромышленный комплекс и его перспективы.
- 7.Транспортный комплекс и его перспективы.
- 8. Строительный комплекс и его перспективы.
- Тема 8: Экономика регионов Украины: состояние и перспективы развития.
- Общая характеристика экономических районов Украины
- 1. Общая характеристика экономических районов Украины
- 2. Экономика Донецкого экономического района: особенности развития и размещения производительных сил.
- 3.Экономика Приднепровского экономического района: особенности развития и размещения производительных сил.
- 4.Экономика Восточного экономического района: особенности развития и размещения производительных сил.
- 5.Экономика Центрального экономического района: особенности развития и размещения производительных сил.
- 6.Экономика Полесского экономического района: особенности развития и размещения производительных сил.
- 7. Экономика Подольского экономического района: особенности развития и размещения производительных сил.
- 8. Экономика Карпатского экономического района: особенности развития и размещения производительных сил.
- 9. Экономика Причерноморского экономического района. Особенности развития и расширения производства.
- Тема 9: Международные экономические связи Украины и ее интеграция в европейские и другие мировые структуры.
- Приложение 1
- Приложение 2
- По курсу: «Региональная экономика»
- Литература