7.Транспортный комплекс и его перспективы.
Транспорт является важнейшей сферой материального производства, а кроме того, он решает многие социальные задачи. В этой связи представляется необходимым изложить основные функции транспорта:
-
обеспечение транспортных связей между различными отраслями, предприятиями, регионами;
-
осуществление оптимального территориального разделения труда и развития производительных сил;
-
обеспечение рационального размещения производительных сил в экономических регионах;
-
углубление и развитие интеграции экономики Украины в мировое хозяйство;
-
улучшение среды жизнедеятельности людей;
-
укрепление обороноспособности страны.
Украина располагает всеми видами современного транспорта: железнодорожным, морским, речным, автомобильным, трубопроводным, воздушным, городским и электронным. О роли того или иного транспорта в экономике свидетельствует структура грузоперевозок всех видов транспорта за 2000 год.
Анализ данных показывает, что в структуре перевозок произошли некоторые изменения. Наметились тенденции уменьшения перевозок железнодорожным и автомобильным транспортом, но возросли перевозки морским транспортом, а в последние годы и трубопроводным, поскольку по территории Украины проходят крупные международные магистрали. Весь груз перевозят следующие виды транспорта: трубопроводный (46%), железнодорожный (более 40%), морской (более 8%), автомобильный (меньше 5%), воздушный (менее 1%), речной (1%). См. таблицу 20.
Таблица 23
Грузооборот по видам транспорта
| 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2011 |
Транспорт | 480,1 | 473,6 | 494,6 | 510,3 | 740,4 |
железнодорожный | 234,0 | 224,0 | 240,8 | 262,5 | 427,8 |
автомобильный | 28,8 | 35,3 | 40,6 | 46,7 | 163,1 |
трубопроводной | 202,1 | 198,1 | 194,5 | 182,1 | 140,3 |
водный | 14,9 | 15,9 | 18,4 | 18,6 | 9,1 |
авиационный | 0,3 | 0,3 | 0,3 | 0,4 | 0,1 |
Следует также отметить, что основными видами транспорта по перевозке людей остаются железнодорожный и автомобильный транспорт, (около 80% пассажиров).
Железнодорожный транспорт имеет первостепенное значение в обеспечении экономических связей между экономическими районами, предприятиями, странами, населением различных регионов.
Первая железная дорога в Украине была построена в 1861 году (Львов-Перемышль), вторая - в 1865 году (Одесса- Балта). В 1871-1872 годах железные дороги Донбасса были соединены с железной дорожной сетью России. В 1884 году было закончено строительство железной дороги Донбасс-Кривой Рог через Екатеринослав (ныне Днепропетровск), а в 1904 году второй железной дороги через Каменку (Днепродзержинск). До 1890 года все важнейшее города Украины были соединены с помощью железных дорог с Россией.
На период 1913 года - общая эксплуатационная длина железных дорог составила 15,6 тыс.км, в 1940 году - 20,1 тыс. км, в 1980 году - 22,5 тыс. км, в 1989 году - 2,8 тыс. км. С высоким уровнем развития транспорта выделяются регионы - Донбасс, Приднепровье, Львов. Густота железных дорог высокая в Донецкой, Днепропетровской, Львовской, Черновицкой областях. Менее насыщенны железными дорогами северные части Волынской, Ровенской областей, а также отдельные районы Херсонской области.
Основными железными дорогами Украины являются: Харьков - Курск - Москва; Мариуполь - Донецк - Курск - Москва; Донбасс - Мариуполь - Рязань - Москва; Харьков - Запорожье - Симферополь; Харьков - Кременчуг - Одесса; Одесса - Киев; Киев - Харьков; Киев - Львов - Чоп; Харьков - Днепропетровск - Херсон; Дебальцево - Синельниково i- Днепропетровск - Кривой Рог. Из общего числа протяженности железных дорог (22,8 тыс. км) - 7,8 тыс. км электрофицированы. Специализация железнодорожного транспорта определяется спецификой промышленного производства. Это прежде всего продукция горнодобывающей, металлургической промышленности, машиностроения, химии и нефтехимии, строительных материалов и др.
Железнодорожный транспорт очень тесно связан со всеми другими видами транспорта.
Далее дается анализ водного транспорта, в который входит морской и речной. Украина является морской державой и, поэтому четвёртое место в структуре перевозок принадлежит морскому транспорту (более 8%). Территория Украины омывается водами двух морей: Черного и Азовского, а поэтому исторически в IV - VI ст. на Черном море осуществлялось мореплавание в различные страны (Византия, Турция), известны истории и походы киевских князей на Константинополь. После победы над Турцией в 80 годы XVII ст. и переходе к Российской Империи южного Причерноморья и Приазовья, возникли морские порты Херсон - 1778 г., Одесса - 1794 год, Севастополь - 1788 год, а в Николаеве и в Севастополе было создано судостроительное производство. На сегодняшний день основными портами являются: Мариуполь, Одесса, Херсон, Николаев, Севастополь, Измаил, Керчь, Феодосия. Функционируют две переправы: Ильичевск - Варна и через Керченский пролив.
Речной транспорт в Украине развит слабо, используются, главным образом, судоходная река Днепр и его притоки - Десна и Припять. Судоходными являются и Южный Буг, Дунай, Северный Донец, Днестр. Общая длина судоходных рек более 44 тыс. км, в том числе с освященной обстановкой более 3,9 тыс. км. Имеется ряд каналов, которые используются речным транспортом (Днепро - Бугский канал и др.).
Рассмотрим значение автомобильного транспорта. Во-первых, автомобильный транспорт занимает третье место среди всех видов транспорта по грузоперевозкам и второе по перевозкам пассажиров. Во-вторых, автомобильный транспорт используется, главным образом, для перевозок на небольшие расстояния, а, кроме того, он удобен для транспортировки грузов и пассажиров, отдалённых от железных дорог и судоходных рек. Большая роль автомобильного транспорта во время уборки урожая и, в целом, в обслуживании с/х производства. Общая протяженность автомобильных дорог в Украине более 160 тыс. км. Одной из проблем автомобильного транспорта является отсутствие дорог с твердым покрытием во многих сельских районах и плохое состояние многих республиканских дорог.
Основными магистралями являются: Москва - Киев - Львов _ Ужгород; Санкт-Петербург - Одесса; Москва - Харьков - Севастополь; Киев - Донецк; Харьков - Ростов-на-Дону; Киев - Днепропетровск - Донецк. Крупные узлы автодорог: Киев (8 направлений), Харьков (6 направлений) и практически все областные центры.
Рассмотрим роль таких видов транспорта как: воздушный, трубопроводный, городской. В общем объеме грузоперевозок воздушный и городской не занимают ведущих позиций, но играют очень важную роль. Например, воздушный транспорт выполняет такие функции, которые не смогут так эффективно выполнить другие виды транспорта, это - санитарные перевозки, оказание экстренной помощи по перевозке людей из мест чрезвычайных бедствий, при ликвидации природных катаклизмов, аэрофотосъемки, химическая обработка посевов, борьба с лесными пожарами.
Основными центрами воздушного транспорта являются: Киев, Симферополь, Одесса, Донецк, Днепропетровск, Луганск, Харьков, Львов, Запорожье, Мариуполь, Винница, Ужгород, Черновцы и др. Роль этого вида транспорта будет возрастать в дальнейшем.
Специфическим видом транспорта является трубопроводный, так как для него существует ограниченное количество видов ресурсов, которые возможно перекачивать на расстояния - это нефть, газ, аммиак, этилен. Первый газопровод в Украине был проложен в 20-х годах в Прикарпатье Дашава - Дрогобыч (1924 г.), Дашава - Львов (1929г.), Дашава - Киев (1948г.). В связи с истощением природных ресурсов в этих регионах газ стал поставляться из других регионов. Основные газопроводы: Шебелинка -Харьков; Шебелинка - Бердянск; Шебелинка -Днепропетровск - Кривой Рог; Одесса - Кишинев; Шебелинка - Диканька. Через территорию Украины проходят газопроводы Северный Кавказ - Москва; «Союз», «Прогресс», а также нефтепроводы: Куйбышев - Лисычанск - Кременчуг _ Херсон, «Дружба». В последние годы построены трубопроводы: аммиакопровод - Тольятти - Горловка _ Одесса; этиленпровод - Ленинварош (Угорщина) -Калуш и др. Следует отметить, что только около 50% нефти и газа транспортируется по трубопроводам, а другую половину перевозит железнодорожный транспорт. В этой связи перед Украиной возникла острая проблема в развитии трубопроводного транспорта и, особенно, для развития Донецко - Приднепровского экономического региона, а также продолжение нефтепровода Одесса - Броды - Гданьск (Польша).
Городской пассажирский транспорт который занимает очень важное место в функционировании предприятий и населенных пунктов. К готскому пассажирскому транспорту относятся: метрополитен, трамваи, троллейбусы, автобусы и такси. Самым удобным для перевозки пассажиров считается метрополитен. На сегодняшний день метрополитены функционируют в Киеве (1960г.), Харькове (1978г.), Днепропетровске (1995г.), с общей протяженностью пути свыше 60 км. В перспективе в Днепропетровске будут построены и сданы в эксплуатацию вторые и третьи линии, так, например, следующая очередь метро будет идти от станции Привокзальной до Исторического музея.
Во всех городах и населенных пунктах функционирует трамвайно-троллейбусное и автобусное сообщение. Между населенными пунктами, в основном функционируют автобусы. Первая трамвайная линия появилась в Киеве в 1892 году, Львове - в 1894 году, Днепропетровске – в 1897 году, в конце 70-х годов появились скоростные трамваи. Первая линия скоростного трамвая появилась в Києве 1987 году, потом в Кривом Рогу. Первый троллейбус появился в Киеве в 1935 году, в Харькове -1939 году, а сейчас во всех областных центрах и крупных городах функционирует троллейбусный транспорт и, в перспективе, он будет развиваться.
Общие выводы: все виды транспорта должны развиваться в основном за счет интенсивных факторов, совершенствования структуры перевозок, уменьшения материальных затрат, рационального использования всех ресурсов, повышения качества обслуживания.
Проблемы и перспективы размещения и развития транспорта:
-
обновление морально и физически изношенного парка;
-
унификация транспортного законодательства, соответствующего международному праву;
-
создание благоприятного инвестиционого климате для инвесторов;
-
не решены вопросов по компенсации доходов от льготных перевозок населения и регулирования тарифов;
-
создание свободных экономических зон (СЭЗ), разных типов, в морских портах;
-
интеграция транспорта Украины в международную транспортную систему. (На сегодня через территорию Украины проходят три транспортных коридора и 9 Европейских). Это №3 Берлин - Киев; 35 Триест - Львов; №5а Братислава - Чоп - Львов; №5б Риска – Постодна – Львов - Минск; №9 Александрополис - Пловдив - Бухарест - Кишинев - Кучурган - Раздольная - Жмеринка - Киев - Нежин - Чернигов Горностаевка - Жлобин - Витебск - Санкт-Петербург - Хельсинки;
-
утверждение роли Украины, как транзитной страны;
-
развитие транспортных коридоров Европа - Азия; Украина - Кавказ; Европа - Кавказ - Азия и т.д.
- Введение
- Рабочая программа по дисциплине: «Региональная экономика»
- Краткое содержание курса: «Региональная экономика»
- Тема 1: Предмет, методы и задачи курса: «Региональная экономика».
- Тема 2: Закономерности, принципы и факторы размещения производительных сил и формирования экономики регионов.
- Тема 3: Экономическое районирование и территориальная организация хозяйства.
- Тема 4: Сущность, цели и задачи региональной экономической политики.
- Тема 5: Механизм реализации региональной экономической политики.
- Тема 6: Природно-трудоресурсный потенциал Украины.
- Камень облицовочный
- Тема 7: Хозяйственный комплекс Украины, его структура и трансформация в рыночных условиях.
- 1. Экономика Украины как единый народнохозяйственный комплекс.
- 2. Топливно-энергитический комплекс и перспективы его развития.
- 3. Металлургический комплекс и перспективы его развития.
- Производство основных видов продукции черной металлургии в Украине по годам
- 4. Машиностроительный комплекс и перспективы его развития.
- 5. Химический и лесохимический комплекс, перспективы его развития.
- 6. Агропромышленный комплекс и его перспективы.
- 7.Транспортный комплекс и его перспективы.
- 8. Строительный комплекс и его перспективы.
- Тема 8: Экономика регионов Украины: состояние и перспективы развития.
- Общая характеристика экономических районов Украины
- 1. Общая характеристика экономических районов Украины
- 2. Экономика Донецкого экономического района: особенности развития и размещения производительных сил.
- 3.Экономика Приднепровского экономического района: особенности развития и размещения производительных сил.
- 4.Экономика Восточного экономического района: особенности развития и размещения производительных сил.
- 5.Экономика Центрального экономического района: особенности развития и размещения производительных сил.
- 6.Экономика Полесского экономического района: особенности развития и размещения производительных сил.
- 7. Экономика Подольского экономического района: особенности развития и размещения производительных сил.
- 8. Экономика Карпатского экономического района: особенности развития и размещения производительных сил.
- 9. Экономика Причерноморского экономического района. Особенности развития и расширения производства.
- Тема 9: Международные экономические связи Украины и ее интеграция в европейские и другие мировые структуры.
- Приложение 1
- Приложение 2
- По курсу: «Региональная экономика»
- Литература