logo search
Минилекции, шпоры по МПП / Шпаргалка по Международному публичному праву

Понятие, принципы и основания международно-правовой ответственности государств. Обстоятельства, исключающие ответственность.

В обеспечении исполнения норм международного права важную роль играет институт ответственности. Ответственность в международном праве представляет собой оценку международного правонарушения и субъекта, его совершившего, со стороны мирового сообщества и характеризуется применением определенных мер к правонарушителю. Содержание правоотношения международно-правовой ответственности заключается в осуждении правонарушителя и в обязанности правонарушителя понести неблагоприятные последствия правонарушения.

Нормы о международно-правовой ответственности государств «разбросаны» по отдельным отраслям международного права, таким, как право международной правосубъектности, право международных организаций, право международной безопасности и др. В настоящее время Комиссией международного права ООН ведется работа по кодификации института ответственности.

Основаниями международной ответственности являются предусмотренные международно-правовыми нормами объективные и субъективные признаки. Различают юридические, фактические и процессуальные основания международно-правовой ответственности.

Под юридическими основаниями понимают международно-правовые обязательства субъектов международного права, в соответствии с которыми то или иное деяние объявляется международным правонарушением. Иными словами, при международном правонарушении нарушается не сама международно-правовая норма, а обязательства субъектов соблюдать международное правило поведения. Поэтому перечень источников юридических оснований ответственности шире, чем круг источников международного права.

Юридическими основаниями ответственности являются: договор, обычай, решения международных судов и арбитражей, резолюции международных организаций (например, ст. 24 и 25 Устава ООН устанавливают юридическую обязательность для всех членов ООН решений Совета Безопасности ООН), а также односторонние международно-правовые обязательства государств, устанавливающие юридически обязательные правила поведения для данного государства (в форме деклараций, заявлений, нот, выступлений должностных лиц и т.п.).

Фактическим основанием ответственности является международное правонарушение, т.е. деяние субъекта международного права, выражающееся в действиях (бездействии) его органов или должностных лиц, нарушающее международно-правовые обязательства.

Процессуальные основания ответственности представляют собой процедуру рассмотрения дел о правонарушениях и привлечения к ответственности. В одних случаях эта процедура детально зафиксирована в международно-правовых актах, в других — ее выбор оставлен на усмотрение органов, применяющих меры ответственности.

Обстоятельства, исключающие ответственность государства:

  1. Государство не будет нести ответственность за противоправные деяния своего органа, нарушившего международное обязательство, затрагивающее интересы другого государства, если эти деяния были совершены с согласия этого другого государства. Но если противоправное деяние одного государства является нарушением принципа международного права, то согласие другого государства на совершение такого деяния не освобождает государство от ответственности (ст. 20 Проекта).

  2. Государство не будет нести ответственность за совершение деяния, нарушающее его международное обязательство, если оно явилось контрмерой (ответной мерой) на нарушение международного обязательства со стороны другого государства (ст. 22 Проекта, ст. 60 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г.).

  3. Государство не несет ответственности за совершение деяния, нарушающее его международное обязательство, если нарушение вызвано появлением непреодолимой силы, не контролируемой государством – форс-мажор (ст. 23 Проекта).

  4. Государство не несет ответственности за действия лица, нарушившего международное обязательство, если действия этого лица были обусловлены состоянием крайней необходимости, и нарушение международного обязательства было единственным способом спасти свою жизнь или жизнь вверенных ему других лиц. Например, летчик вынужден посадить самолет на территории другого государства вследствие аварии. Но это правило не применяется, если данное деяние с вероятностью создаст сравнимую или большую опасность. Летчик катапультируется, самолет падает на населенную зону, тем самым, наносит большой материальный ущерб (ст.24 Проекта).

  5. Не допускаются ссылки на состояние необходимости как на основание освобождения от ответственности, кроме случаев когда деяние явилось единственным средством защиты существенных интересов государств от большой и неминуемой опасности и не нанесло серьезного ущерба существенному интересу государства (государств) или международного сообщества в целом (ст.25 Проекта).

  6. Если государство действует в пределах самообороны в соответствии с положениями Устава ООН (ст.51), то противоправность его деяний исключается. Право на самооборону возникает в случае, если на государство совершено нападение или осуществлен акт агрессии (а не угроза), а также если эти противоправные акты совершены в отношении другого государства, находящегося в договорных отношениях с ним (ст.21 Проекта).