Мирные средства разрешения международных споров: понятие, виды.
В соответствии с нормами международного права все государства обязаны решать возникающие между ними разногласия мирными средствами, чтобы не подвергать угрозе международный мир и безопасность.
Институт мирных средств разрешения международных споров — межотраслевой. Его нормы содержатся и в праве международной безопасности, и в праве международных организаций, в ряде других отраслей международного права. Основными источниками данного института являются: Конвенция о мирном решении международных столкновений 1907 г., Пересмотренный общий акт о мирном разрешении международных споров 1928 г. (в ред. 1949 г.), Устав ООН, уставы региональных организаций, Декларация о принципах международного права 1970 г., Заключительный акт СБСЕ 1975 г., Итоговый документ Венской встречи 1989 г. и другие документы СБСЕ, а также обычаи.
Различают два основных вида международных разногласий: спор и ситуацию.
Спор — это совокупность взаимных притязаний субъектов международного права по неурегулированным вопросам, касающимся их прав и интересов, толкования международных договоров.
Под ситуацией понимается совокупность обстоятельств субъективного характера, вызвавших трения между субъектами вне связи с конкретным предметом спора. Таким образом, при ситуации состояния спора еще нет, но имеются предпосылки для его возникновения; ситуация — это состояние потенциального спора.
В соответствии со ст. 33 Устава ООН стороны, участвующие в споре, продолжение которого могло бы угрожать поддержанию международного мира и безопасности, должны прежде всего стараться разрешить его посредством переговоров, посредничества, примирения, арбитража, судебного разбирательства, обращения к региональным органам или соглашениям или иным мирным средствам по своему выбору.
Непосредственные переговоры и консультации
Содержание непосредственных переговоров заключается в поиске решения разногласий самими спорящими сторонами путем установления непосредственного контакта и достижения соглашения между ними. Переговоры — это наиболее удобное, простое и распространенное средство устранения разногласий.
Переговоры можно классифицировать:
по предмету спора (мирные, политические, торговые и др.);
по количеству участников (многосторонние и двусторонние);
по уровню представительства сторон (межгосударственные, межправительственные, межведомственные) и др.
Переговоры могут проводиться как в устной, так и в письменной фор-ме.
Одной из разновидностей переговоров являются консультации. В соответствии с ранее достигнутой договоренностью государства обязуются периодически или в случае возникновения определенного рода обстоятельств консультироваться друг с другом для устранения возможных разногласий. Целью консультаций является предупреждение возникновения международ-ных споров.
Добрые услуги
Добрые услуги — это такой способ разрешения спора, при котором сторона, не участвующая в споре, по своей инициативе или по просьбе государств, находящихся в споре, вступает в процесс урегулирования. Цель добрых услуг состоит в установлении или возобновлении контактов между сторонами. При этом сторона, оказывающая добрые услуги, в самих переговорах не участвует; ее задача — облегчить взаимодействие спорящих сторон.
Посредничество
При посредничестве находящиеся в споре государства избирают третье лицо (государство, представителя международной организации), которое участвует в переговорах в качестве самостоятельного участника.
Посредничество (как и добрые услуги) предполагает участие в переговорах третьего государства. Однако имеются и различия между ними.
Во-первых, к посредничеству прибегают с согласия всех спорящих сторон, в то время как добрые услуги могут использоваться с согласия лишь одного спорящего государства. Во-вторых, цель посредничества состоит не только в облегчении контактов, но и в согласовании позиций сторон: посредник может вырабатывать свои проекты урегулирования спора и предлагать их сторонам.
Международная примирительная процедура
Следственные комиссии
В международных спорах, не затрагивающих ни чести, ни существенных интересов государств и проистекающих из разногласий в оценке фактических обстоятельств ситуации, стороны вправе учредить специальный международный орган — следственную комиссию для выяснения вопросов фактов.
Следственные комиссии учреждаются на основании особого соглашения между сторонами, в котором определяются: подлежащие расследо-ванию факты, порядок и срок деятельности комиссии, ее полномочия, место пребывания комиссии, язык разбирательства и др.
Расследование комиссией производится в состязательном порядке. Стороны в установленные сроки излагают комиссии факты, представляют необходимые документы, а также список свидетелей и экспертов, которые должны быть выслушаны. Комиссия может запросить от сторон дополнительные материалы. В процессе разбирательства производится допрос свидетелей, о чем составляется протокол.
После того как стороны представили все разъяснения и доказательства, а все свидетели выслушаны, следствие объявляется законченным, а комиссия составляет доклад. Доклад комиссии ограничивается установлением фактов и не имеет силы решения суда или арбитража. Стороны имеют право использовать решение комиссии по своему усмотрению.
Согласительные комиссии
Согласительные комиссии получили широкое распространение в ме-ждународной практике. Они имеют более широкие полномочия, чем следственные. Согласительные комиссии, как правило, не ограничиваются только установлением того или иного факта, но и предлагают возможное решение спорного вопроса. Однако в отличие от арбитража и суда оконча-тельное решение по делу принимается сторонами, которые не связаны выводами комиссии.
В соответствии с положениями Акта о мирном разрешении международных споров 1985 г. постоянная согласительная комиссия состоит из пяти членов. По одному члену комиссии назначают спорящие стороны, три других избираются из числа граждан третьих стран. В случае затруднения в выборе членов их назначение может быть поручено председателю Генераль-ной Ассамблеи ООН, третьим государствам или решено жребием.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Возникновение и развитие международного права.
- Понятие и сущность современного международного права. Функции и роль международного права в обеспечении международного сотрудничества.
- Нормативная система международного права.
- Понятие и классификация международно-правовых норм.
- Кодификация и прогрессивное развитие международного права.
- Источники международного права.
- Вспомогательные средства для определения норм международного права. Новые тенденции в международном правотворчестве.
- Основные принципы современного международного права, их закрепление и развитие в итоговых документах обсе.
- Понятие международной правосубъектности. Государство как основной субъект международного права.
- Правосубъектность народов, борющихся за самоопределение, в современном международном праве.
- Специфика правосубъектности международных организаций.
- Особенности правосубъектности индивидов в современном международном праве.
- Понятие, виды и формы признания в современном международном праве.
- Понятие, объекты правопреемства в международном праве. Правопреемство государств в отношении международных договоров.
- Правопреемство государств в отношении государственной собственности, государственных долгов и государственных архивов.
- Особенности осуществления правопреемства после распада ссср.
- Понятие, виды международных договоров. Стороны в международном договоре.
- Порядок разработки и заключения международных договоров. Законодательство Республики Беларусь о международных договорах.
- 1)Разработка, 2)установление аутентичности, 3)выдача согласия
- Условия вступления международных договоров в силу. Опубликование и регистрация международных договоров.
- Оговорки к международному договору, их юридическое значение.
- Способы модификации международных договоров.
- Основания, формы и последствия недействительности международных договоров.
- Действие международных договоров во времени и пространстве, в отношении третьих государств. Делимость международных договоров.
- Прекращение международных договоров и приостановление их действия.
- Понятие гражданства. Способы приобретения и утраты гражданства в международном праве.
- Безгражданство и двойное гражданство. Правовой статус апатридов и бипатридов.
- Понятие иностранцев в международном праве. Виды правового режима иностранцев.
- Право убежища.
- Понятие и правовой статус беженцев.
- Дипломатические представительства: состав, структура, функции. Порядок назначения и отзыва дипломатических представителей.
- Привилегии и иммунитеты дипломатических представительств и дипломатических агентов.
- Консульские представительства: классы, виды и функции. Порядок назначения и отзыва.
- Привилегии и иммунитеты консульских представительств и их персонала.
- Понятие, виды международных организаций. Виды членства в международных организациях.
- Международные неправительственные организации: понятие, связь с оон.
- Мирные средства разрешения международных споров: понятие, виды.
- Международный арбитраж.
- Международные суды.
- Образование оон. Цели и принципы. Значение оон в современном мире.
- Правовое регулирование привилегий и иммунитетов оон и специализированных учреждений оон. Привилегии и иммунитеты персонала оон.
- Система коллективной безопасности оон: понятие, функции, субъекты.
- Международно-правовое регулирование вопросов разоружения.
- Совет Европы – региональная международная организация.
- Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (обсе). Характер принимаемых актов.
- Содружество Независимых Государств (снг).
- Правовые основы устройства Европейского Союза. Специфика правосубъектности ес. Вместе
- Организационная структура ес. Виды актов, принимаемых органами Европейского Союза.
- Понятие, принципы и основания международно-правовой ответственности государств. Обстоятельства, исключающие ответственность.
- Понятие и виды международных правонарушений в зависимости от степени общественной опасности.
- Виды и формы международно-правовой ответственности государств.
- Уголовная ответственность физических лиц за совершение международных преступлений.
- Ответственность международных организаций.
- Понятие уголовных преступлений международного характера, отличие от международных преступлений. Основные направления и формы сотрудничества государств в борьбе с преступностью.
- Институционный механизм сотрудничества государств в борьбе с преступностью.
- Договорно-правовой механизм сотрудничества государств в борьбе с преступностью. (вместе 67)
- Международное сотрудничество государств в борьбе с угоном и захватом самолетов.
- Международное сотрудничество государств в борьбе с незаконным производством и распространением наркотических средств и психотропных веществ.
- Сотрудничество государств в борьбе с международным терроризмом.
- Территория в международном праве. Виды территорий по правовому режиму.
- Международно-правовой режим Антарктики.
- Международные реки. Понятие и правовой режим.
- Понятие и правовой режим внутренних морских вод.
- Понятие, правовой режим территориального моря по Женевским конвенциям 1958 и 1982 года.
- Открытое море (понятие, правовой режим). Права внутриконтинентальных государств.
- Континентальный шельф и его правовой режим по Конвенции 1982 года.
- Понятие, правовой режим исключительной экономической зоны.
- Правовой режим международного района морского дна. Урегулирование споров.
- Понятие и правовой режим международных проливов и каналов.
- Понятие, источники и принципы международного космического права.
- Международно-правовой режим космического пространства и небесных тел. Правовой статус космонавтов и космических объектов.
- Правовое регулирование непосредственного телевизионного вещания через искусственные спутники.
- Понятие, источники, принципы международного воздушного права.
- Правовой режим воздушного пространства над территорией государства. Новые тенденции в правовом режиме.
- Правовое регулирование полетов в международном воздушном пространстве.
- Понятие, источники, принципы международного экономического права. Виды экономических соглашений.
- Международные финансовые организации (мвф, группа Всемирного банка).
- Всемирная торговая организация (вто).