logo
Правовое регулирование рабочего времени

§ 1. Экскурс в историю развития законодательства о рабочем времени

Трудовое законодательство - единственная отрасль законодательства, которая способна не только непосредственно воздействовать на основную производственную силу - людей, являющихся носителями рабочей силы, но и защитить их в процессе трудовой деятельности. Костина Е.Н. О правовом регулировании рабочего времени и времени отдыха по трудовому законодательству республики Беларусь. Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия «Право». 2011. № 2(10)

Под влиянием системы норм трудового законодательства формируется правовой механизм социальной защиты работников.

Рыночная экономика вносит существенные изменения в содержание трудовых отношений и в правовое положение их субъектов в связи с внедрением новых форм собственности и методов хозяйствования, а также формирования рынка труда.

Действующее законодательство о рабочем времени и времени отдыха служит двум основным целям:

· во-первых, полному, рациональному и эффективному использованию трудового потенциала конкретной организации и всей РФ в целом;

· во-вторых, защите работников от чрезмерных перегрузок, обеспечению восстановления их трудоспособности, сохранению ее в течение длительного времени.

Знание законодательства о рабочем времени и времени отдыха участниками трудового процесса, сторонами трудовых отношений - работодателями и работниками, а также их представителями - администрацией и профсоюзами, служит важной гарантией соблюдения этого законодательства, а значит - и достижению целей, на которые оно направлено.

Рабочим считается время, в течение которого работник в соответствии с трудовым, коллективным договорами, правилами внутреннего трудового распорядка обязан находится на рабочем месте и выполнять свои трудовые обязанности. Этот аспект рабочего времени и подлежит правовому регулированию. Трудовое право России: Учебник / Под ред. А.М. Куренного. М.: Юристъ, 2014

Труд как целесообразная деятельность человека по производству материальных и духовных благ, естественно, проходит во времени и получает свое выражение в конкретной и определенной мере. Мера труда, его количественное выражение - это и есть рабочее время. Петров А.Я. Рабочее время: фундаментальные аспекты трудового права. Сборник статей ВШЭ. - М, 2013

Ограничение законом продолжительности рабочего времени было одним из первых требований возникшего в начале XIX века международного рабочего движения.

В середине XIX века первые появившиеся законы о труде касались ограничения рабочего времени для женщин и детей. Затем они были распространены и на мужчин (впервые в Англии).

При изучении исторической эволюции регламентации труда во всей ее совокупности можно заметить, что она последовательно и повсюду проходит примерно одинаковые этапы.

Наряду с особым покровительством детей, несовершеннолетних девушек и женщин, вопрос о правовой регламентации труда находил свое отражение в правовых нормах различных государств.

В настоящее время вопросы о продолжительности и распределении рабочего времени регулируются Трудовым кодексом Российской Федерации, а в дореволюционной России рассматриваемые правоотношения регулировались Законом от 2 июня 1897г. «О продолжительности и распределении рабочего времени в заведениях фабрично-заводской промышленности». Богдан В.И. Правовое регулирование продолжительности и распределения рабочего времени современным законодательством и дореволюционным законодательством XIX века.//Журнал «Право: теория и практика», №3, 2011

В России только 2 июня 1897г., после долгой истории проектов и дебатов, был принят закон «О продолжительности и распределении рабочего времени в заведениях фабрично-заводской промышленности». Этим законом было введено ограничение времени рабочего дня на фабриках и заводах 11,5 часами, а в случае работы в ночное время, а также в субботу и перед праздниками - 10 часами. Закон также запрещал работы в воскресенье и устанавливал 14 обязательных праздников (в 1900г. к ним было добавлено еще три). По «взаимному соглашению» рабочие могли работать в воскресный день взамен будничного.

Вместе с тем сверх установленного этим законом рабочего времени можно было вводить ещё и сверхурочные работы по особому договору. Закон вступил в силу с 1 января 1898г., был разом распространен на 60 губерний Европейской России и охватил все промышленные заведения и горные промыслы, частные и казённые (хотя на практике на казённых заводах уже и так в основном был установлен более короткий рабочий день).

Закон предусматривал обязательный к исполнению перечень праздников, в которые работы не полагались: все «воскресные и праздничные дни (1 и 7 января, 25 марта, 6 и 15 августа, 8 сентября, 25 и 26 декабря, Пяток и Суббота Страстной недели, понедельник и вторник Пасхальной недели, день Вознесения Господня и второй день праздника Сошествия Св. Духа)». Трудовое право России: Учебник/Под ред. проф. О.В. Смирно-ва, И.О. Снигиревой. - М., 2010Список литературы

В то же время устанавливалось, что «для рабочих инословных вероисповеданий» разрешается не вносить в расписание праздников те из указанных в Законе праздничных дней, которые не чтутся их церковью.

Рабочий день продолжительностью 8 часов впервые в мире был введен в России в 1917 году.

Декрет Рабоче-Крестьянского правительства от 29 октября (11 ноября) 1917г. «О восьмичасовом рабочем дне» определял понятие рабочего времени и устанавливал вместо 11?-часового рабочего дня 8-часовой и 48-часовую рабочую неделю.

Инициативу по регулированию заработной платы взяли на себя профсоюзы. В январе 1918г. Петроградский союз рабочих-металлистов разработал Положение о нормах зарплаты в металлической промышленности Петрограда и его окрестностей, применявшееся на местах как общеобязательное. Оно послужило образцом для аналогичных положений в других отраслях хозяйства.

Конечно, основная масса рабочих действительно с новой силой взялась за труд на предприятиях, перешедших в их руки. Однако нашлось немало и таких, которые сочли, что если теперь власть принадлежит им, то можно не работать или работать спустя рукава.

Так с самого начала заявила о себе проблема производительности труда и трудовой дисциплины, которая останется постоянной на протяжении всей истории советского права, когда в сфере труда фактически была закреплена уравниловка. Здесь, конечно, устанавливались нормы выработки, но решающего значения это не имело.

Важнейшим нормативным актом этого периода стал Кодекс законов о труде (декабрь 1918г.).

В Кодексе были закреплены основные положения, регулирующие порядок найма на работу и увольнения с нее, рабочее время и время отдыха, организацию охраны труда. Действие Кодекса распространялось не только на государственные предприятия, но и на частные.

КЗоТ 1918г. содержал главы, регулирующие рабочее время и время отдыха, а также труд женщин и детей на производстве. Кодекс закреплял максимально возможную продолжительность рабочего времени и минимальную продолжительность времени отдыха.

С переходом к восстановлению народного хозяйства КЗоТ 1918г. окончательно устарел.

Переход от политики военного коммунизма к новой экономической политике потребовал внесения изменений в советское трудовое законодательство, приведения его в соответствие с новыми условиями общественно-экономической жизни.

Введение хозяйственного расчета на предприятиях, допущение частного предпринимательства потребовали возобновить заключение коллективных договоров между профсоюзными организациями и администрацией.

В этих договорах должны были быть оговорены условия труда работников, а также содержаться тарифы заработной платы. Регулирование подобным способом размеров заработной платы было обусловлено не только наличием частного сектора, но и тем, что государственные предприятия находились в различном технико-экономическом состоянии. Чтобы обеспечить равную плату за равный труд, следовало компенсировать более высоким тарифом труд рабочих тех предприятий, где техника была хуже. Таким образом, возникла необходимость правового регулирования нормирования труда. Киселев И.Я. Трудовое право России. Историко-правовое исследование. М., 2012

Все эти изменения нашли отражение в новом Кодексе законов о труде. КЗоТ РСФСР был принят ВЦИК 30 октября 1922г.

КЗоТ РСФСР 1922г. привел в соответствие название и содержание раздела. Нормы о времени отдыха были предусмотрены в специальном разделе ХI «Время отдыха».

КЗоТ 1922г. впервые закрепил положение, согласно которому продолжительность рабочего времени как в производстве, так и на вспомогательных работах, необходимых для производства, не может превышать 8 часов (ст. 94). Для подростков от 16 до 18 лет, для рабочих и служащих, занятых на работах с вредными условиями труда и подземных работах, устанавливалась сокращенная продолжительность рабочего времени 6, 5 и менее часов (ст. 95).

КЗоТ закрепил новое положение, устанавливая сокращение рабочего времени для лиц, занятых умственным и конторским трудом (ст. 95), а также ввел правила об ограничении пределов ночного времени. Пресняков М.В. Новая редакция Трудового кодекса: итоги практического применения // Гражданин и право. 2014. N 5

КЗоТ РСФСР 1971г. предусматривал, что нормирование продолжительности рабочего времени всех рабочих и служащих осуществляется государством с участием профсоюзов (ст. 41). Нормальная продолжительность рабочего времени устанавливалась в ст. 41. При этом ст. 46 КЗоТ определяла случаи, когда устанавливается 5- и 6-дневная рабочая неделя и закрепляется предельное количество часов ежедневной работы: 7 часов - при норме 41; 6 часов - при норме 36 и 4 часа - при норме 24. Впервые в истории трудового права вводится еще один вид рабочего времени неполное рабочее время (ст. 49 КЗоТ).

Вопросам регулирования рабочего времени, в том числе его продолжительности, значительное внимание уделяет Международная организация труда.

Прежде всего, необходимо отметить Конвенцию МОТ № 1 «Об ограничении рабочего времени на промышленных предприятиях до восьми часов в день и сорока восьми часов в неделю (1919), установившую соответствующие ограничения на промышленных предприятиях (за исключением некоторых стран: в Индии и Японии оставалась нормой 60-часовая рабочая неделя). Иванов С.А. Трудовое право переходного периода // Государство и право. 2014. N 4