5) Общие условия предварительного следствия и дознания
Предварительное следствие и дознание имеют сходство – общие задачи, единую нормативную процессуальную базу, процессуальную форму и методы раскрытия преступлений путем собирания, закрепления, исследования и оценки доказательств.
Обе формы уголовного преследования осуществляются на стадии досудебного производства. Они начинаются с возбуждения уголовного дела.
Поводами к возбуждению уголовных дел являются:
- заявления граждан;
- явка с повинной;
- сообщение должностного лица государственного органа или лица, выполняющего управленческие функции в организации;
- сообщение в средствах массовой информации;
- непосредственное обнаружение сведений о преступлении должностными лицами и органами, правомочными возбудить уголовное дело.
Основаниями к возбуждению уголовного дела являются достаточные данные о наличии признаков преступления при отсутствии обстоятельств, исключающих производство по уголовному делу.
При решении вопроса о возбуждении уголовного дела выносится мотивированное постановление, копия которого обязательно направляется прокурору. Последний может отменить его как незаконное или необоснованное. Решение принимается в течение 24 ч с момента поступления заявления или сообщения о преступлении (срок может быть продлен до 10 суток или 1 месяца). Предварительное следствие или дознание обычно проводятся по месту совершения преступления. Иногда в целях быстроты и полноты оно проводится по месту обнаружения или по месту нахождения подсудимого, обвиняемого или большинства свидетелей. Принимая дело к своему производству, следователь или дознаватель (орган дознания) выносят соответствующее постановление.
В ходе расследования преступлений следователь и дознаватель проводят следственные действия, ход которых протоколируется. Решение о проведении некоторых следственных действий фиксируется в постановлении, например, о назначении экспертизы, о производстве обыска, выемки. После получения достаточных доказательств подозреваемому лицу предъявляется обвинение, о чем выносится соответствующее постановление. Обвинение предъявляется в присутствии защитника, если он есть, не позднее 3-х суток с момент вынесения постановления о привлечении в качестве обвиняемого.
В ходе расследования следователь и дознаватель применяю меры уголовно-процессуального принуждения, предусмотренные разд. 4 УПК, - задержание подозреваемого, меры пресечения и иные меры процессуального принуждения.
Задержание подозреваемого заключается в кратковременном лишении свободы лица, подозреваемого в преступлении, в целях выяснения его причастности к преступлению и решении вопроса о применении к нему меры пресечения в виде ареста. Оно применяется к лицам, подозреваемым в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы, при наличии одного из следующих оснований:
когда лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения;
когда очевидцы, в том числе потерпевшие, прямо укажут на данное лицо как на совершившее преступление либо задержат это лицо;
когда на нем или на его одежде, при нем или в его жилище будут обнаружены явные следы преступления;
когда в полученных в соответствии с законом материалах оперативно-розыскной деятельности в отношении лица имеются достоверные данные о совершенном или готовящемся им тяжком или особо тяжком преступлении.
При наличии иных данных, дающих основание подозревать лиц в совершении преступления, оно может быть задержано лишь в случае:
если это лицо пыталось скрыться;
когда оно не имеет постоянного места жительства;
- не установлена личность подозреваемого. Задержание производится в следующем порядке:
После доставления в орган следствия или дознания в срок не более 3 ч составляется протокол задержания, задержанному разъясняются его права.
В течение 12 ч после фактического задержания уведомляются родственники или близкие (кроме исключительных случаев с санкции прокурора, когда это диктуется необходимостью обеспечения соблюдения тайны первоначального этапа следствия - в отношении несовершеннолетних позднее не допускается).
3) Не позднее 12 ч с момента составления протокола задержания письменно сообщается прокурору о задержании.
4) Подозреваемый допрашивается не позднее 24 ч с момента фактического задержания.
5) Обеспечивается доступ защитника в обязательных случаях или когда об этом просит подозреваемый - с момента фактического задержания, но не позднее 24 ч.
6) Срок задержания не может быть более 72 ч с момента фактического задержания.
Органы дознания и следствия в соответствии со ст. 139 УПК при наличии достаточных оснований полагать, что: обвиняемый скроется от дознания, предварительного следствия или суда; либо воспрепятствует объективному расследованию и разбирательству дела в суде; или будет продолжать заниматься преступной деятельностью; а также для обеспечения исполнения приговора суда применяют такие меры пресечения, как: подписка о невыезде и надлежащем поведении; личное поручительство; передача военнослужащего под наблюдение командования воинской части; отдача несовершеннолетнего под присмотр; домашний арест; арест.
Наиболее жесткая мера пресечения - арест. Он применяется лишь в отношении подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления, за которое предусмотрено лишение свободы на срок свыше 2-х лет. В исключительных случаях арест применяется к другим обвиняемым (подозреваемым), если:
- он не имеет постоянного места жительства в Казахстане;
- не установлена его личность;
- им нарушена ранее избранная мера пресечения;
- он пытался скрыться от органов уголовного преследования и суда.
Срок ареста установлен законом в 2 месяца. Однако он может быть продлен - районным (городским) прокурором до 3-х месяцев, областным прокурором и его заместителем до 6 месяцев, заместителем Генерального прокурора до 9 месяцев (ввиду особой сложности), Генеральным прокурором по согласованию с коллегией до 12 месяцев (по делам о тяжких и особо тяжких преступлениях). Дальнейшее продление сроков не допускается, арестованный подлежит немедленному освобождению.
Органы уголовного преследования могут также применять иные меры процессуального принуждения - обязательство о явке, привод, наложение ареста на имущество, временное отстранение от должности, денежное взыскание.
В ходе расследования преступлений органы дознания и предварительного следствия выполняют следственные действия - процессуальные действия, направленные на собирание и закрепление доказательств. К ним относятся, например, допросы, очные ставки, осмотры, эксгумация, освидетельствование, опознание, обыск, выемка, проверка и уточнение показаний на месте, следственный эксперимент, судебная экспертиза.
За законностью, как дознания, так и предварительного следствий осуществляется прокурорский надзор.
Помимо общих свойств предварительное следствие и дознание имеют свои отличительные особенности. Например, предварительное следствие отличается от дознания:
кругом дел, по которым оно производится (следователи pacследуют более сложные и значимые дела, чем дознаватели);
кругом лиц, уполномоченных на их осуществление (как правило, следователи имеют высшее юридическое образование и в этом отношении они более профессионально подготовлены);
объемом предоставленных полномочий (следователи наделены более широкими правами, чем дознаватели);
сроками производства:
сроки дознания - 10 дней со дня возбуждения уголовного дела до передачи его прокурору. Этот срок может быть продлен начальником органа дознания до 30-ти суток;
срок следствия - 2 месяца, продлевается районным прокурором или его заместителем до 3-х месяцев (ввиду сложности), областным прокурором или замом до 6 месяцев (ввиду особой сложности), Генеральным прокурором (заместителем) без ограничений срока (в исключительных случаях);
- некоторыми особенностями производства, например, предварительное следствие заканчивается составлением обвинительного заключения, дознание - протоколом обвинения; органы дознания в установленных случаях могут проводить предварительное следствие.
- Правоохранительные органы республики казахстан Курс лекций
- 1) Понятие правоохранительной деятельности
- 2) Признаки правоохранительной деятельности
- 3) Функции правоохранительной деятельности
- Тема 2. Организация судебной власти.
- 1) Понятие правосудия
- 2) Основные задачи правосудия:
- 3) Функции судов
- 4) Принципы правосудия
- 5) Судебная система рк: районные, городские, областные и приравненные к ним суды. Верховный Суд рк
- 6) Судебный пристав и судебный исполнитель
- Тема 3. Организация уголовного преследования
- 1) Понятие, задачи и принципы уголовного преследования
- 2) Органы осуществляющие оперативно-розыскную деятельность
- 3) Виды уголовного преследования
- 4) Формы уголовного преследования
- 5) Общие условия предварительного следствия и дознания
- 6) Органы национальной безопасности
- 7) Органы внутренних дел
- 8) Органы финансовой полиции
- Тема 4. Министерство юстиции и его органы
- 1) Основные задачи и полномочия органов юстиции
- 2) Система органов юстиции
- 3) Коллегия Министерства юстиции, состав, компетенция
- Тема 5. Конституционный совет республики казахстан
- 1) Понятие конституционного контроля
- 2) Задачи конституционного контроля
- 3) Организация работы Конституционного Совета
- Тема 6. Адвокатура в республике казахстан
- 1) Понятие адвокатуры
- 2) Процессуальные права адвоката
- 3) Процессуальные обязанности адвоката
- 4) Органы коллегии адвокатов
- Тема 7. Организационные правовые основы деятельности нотариата
- 3.Нотариальная палата
- Тема 8. Предмет, система и основные понятия прокурорского надзора в республике казахстан
- 1) Прокуратура в структуре государственных органов рк
- 2) Предмет и система прокурорского надзора в рк
- 3) Основные понятия прокурорского надзора в рк
- 4) Правовые основы деятельности прокуратуры в рк
- 5) Принципы организации и деятельности прокуратуры в рк
- 6) Функции и направления деятельности органов прокуратуры
- 7) Система органов прокуратуры и ее организационная структура