logo
Правоохр органы РК тезисы лекций

3) Организация работы Конституционного Совета

Конституционный Совет состоит из семи членов, один из которых является Председателем. Кроме них пожизненными членами Совета являются по праву экс-президенты Республики. Председатель и два члена Конституционного Совета назначаются и освобождаются от должности Президентом Республики Казахстан, два члена - Председателем Сената Парламента и два - Председателем Мажилиса. Срок полномочий членов Конституционного Совета шесть лет. Половина членов Совета обновляется каждые три года. Должности председателей и членов Конституционного Совета замещаются в течение месяца со дня выбытия или истечения срока пребывания лиц в этих должностях. Если срок полномочий Председателя или члена Конституционного Совета истекает в период рассмотрения с их участием вопроса, находящегося в производстве Конституционного Совета, то их полномочия сохраняются до вынесения итогового решения.

В состав Совета могут быть назначены граждане Республики Казахстан не моложе 30-ти лет, проживающие на территории страны, имеющие высшее юридическое образование, стаж работы по юридической специальности не менее 5-ти лет. Эти требования не распространяются на экс-президентов.

Председатель и члены Конституционного Совета после своего назначения на совместном заседании палат Парламента приводятся Президентом Республики к присяге.

Заседание Конституционного Совета правомочно, если на нем присутствует не менее 2/3 от состава Конституционного Совета. Заседание Конституционного Совета созывается по мере необходимости Председателем, а при его отсутствии - членом Конститу­ционного Совета, исполняющим обязанности Председателя Консти­туционного Совета по его уполномочию.

Членство в Конституционном Совете связано с определенными ограничениями. Оно несовместимо с депутатским мандатом, заняти­ем иных оплачиваемых должностей, за исключением преподавательской, научной или иной творческой деятельности, с осуществлением предпринимательской деятельности, вхождением в состав руководя­щего органа или наблюдательного совета коммерческой организации. Нарушение этих запретов ведет к прекращению членства.

Рассмотрение вопросов на Конституционном Совете проводится по правилам конституционного производства. Конституционное про­изводство возбуждается по письменным заявлениям Президента РК, председателей Сената и Мажилиса Парламента, не менее одной пятой части всех депутатов Парламента, Премьер-министра, судов Рес­публики. Все они имеют право участвовать в заседаниях Конституци­онного Совета по заявленным ими вопросам, знакомиться с материалами производства, представлять доказательства своих доводов, при­носить ходатайства, давать объяснения, высказывать мнения. При этом они должны уважительно относиться к Конституции Республики Казахстан, Конституционному Совету, сообщать правдивые сведения, подчиняться установленной процедуре производства. Срок рассмотрения обращений Конституционным Советом - один месяц. Однако в случаях, не терпящих отлагательства, по тре­бованию Президента Республики Казахстан он может быть сокра­щен до 10-ти дней.

Обращения в Конституционный Совет должны содержать:

- сведения о количестве депутатов, инициировавших вопрос об отрешении от должности Президента; сведения о результатах голосования в палатах Парламента; сведения о результатах расследования выдвинутого против Президента обвинения; сведения о заключении Верховного Суда об обоснованности выдвинутого об­винения; наименование, дата принятия и содержание актов, свя­занных с рассмотрением Парламентом вопроса об отрешении от должности Президента Республики;

а) копии текстов актов, на которые ссылаются субъекты обращения;

б) документы о полномочиях представителя, кроме случаев, когда представительство осуществляется по должности;

в) копии обращения и приложений к нему в количестве десяти экземпляров.

В случае если документы изложены не на языках конституционного производства, то должен быть приложен их перевод на казах­ский или русский язык.

Поступившее обращение вносится Председателем Конституци­онного Совета на рассмотрение, заседание которого проводится в трехдневный срок со дня его поступления. Конституционный Совет, проверив обращение, отказывает в принятии обращения к произ­водству и возвращает его, если:

а) обращение не соответствует установленной форме и содержанию обращения или исходит от ненадлежащего субъекта;

б) предмет обращения не входит в компетенцию Конституцион­ного Совета;

в) конституционность указанного в обращении вопроса уже проверялась Конституционным Советом и имеется сохраняющее юри­дическую силу решение Конституционного Совета;

г) указанный в обращении вопрос не получил разрешения в Конституции;

д) акт, конституционность которого оспаривается, отменен или утратил силу.

В случае принятия обращения к производству Председатель Конституционного Совета своим распоряжением определяет члена Конституционного Совета, который будет осуществлять подготовкуматериалов к заседанию Конституционного Совета. Если поступившее обращение носит сложный, исключительно важный или срочный характер, то подготовка материалов может быть поручена нескольким членам Конституционного Совета.

При поступлении связанных между собой обращений Конституционный Совет может принять решение об их объединении в одно конституционное производство. При решении вопроса о принятии к производству нескольких связанных между собой обращений, из которых одни подведомственны Конституционному Совету, а дру­гие иным органам государственной власти, рассмотрению подлежат лишь обращения, входящие в компетенцию Конституционного Совета.

После принятия к производству обращения член Конституцион­ного Совета в установленные Председателем сроки обязан подготовить материалы к рассмотрению на заседании Конституционного Совета, для этого он:

а) определяет участников конституционного производства, разъясняет им их права и обязанности;

б) истребует относящиеся к предмету обращения необходимые документы и иную информацию;

в) при необходимости опрашивает соответствующих должност­ных лиц, привлекает ученых, практических работников в качестве специалистов, экспертов и поручает производство проверок, исследований, экспертиз;

г) не позднее чем за два дня до начала заседания обеспечивает вручение копий материалов членам Конституционного Совета;

д) готовит проект решения Конституционного Совета.

После завершения подготовительной работы Председатель Конституционного Совета своим распоряжением определяет дату заседания Конституционного Совета, на котором будут рассматриваться по существу вопросы, поставленные в обращении.

Рассмотрение обращений Конституционным Советом произво­дится на заседании под представительством Председателя Конституционного Совета, который, в свою очередь, должен в назначен­ное время: удостовериться в наличии достаточного для ведения заседания количества членов Конституционного Совета и обеспеченности протоколирования; зачитывать вопросы, подлежащие рассмотрению; предоставить слово докладчику для сообщения о наличии вызванных участников заседания, специалистов, экспертов и о причинах неявки отсутствующих; разъяснить участникам конституционного производства их права и обязанности; опрашивать участников заседания о наличии у них ходатайства, ставить их на разре­шение Конституционного Совета.

Если вопрос достаточно выяснен, Председатель объявляет об открытии совещания членов Конституционного Совета для выра­ботки итогового решения. Во время совещания присутствие посторонних лиц не допускается. Разглашение суждений, имевших мес­то во время совещания, хода и результатов голосования запреща­ется. В ходе совещания члены Конституционного Совета могут свободно излагать собственную позицию по рассматриваемому вопро­су и просить других членов Конституционного Совета уточнить их позиции.

Конституционное производство может подлежать прекращению на любой стадии, но до вынесения итогового решения в случаях:

Решение Конституционного Совета - любой акт, принимае­мый на его заседании. Решения Конституционного Совета делятся на два вида: а) итоговые решения, которые принимаются на основе осуществления конституционных полномочий; б) решения, которыми осу­ществляются иные (неконституционного уровня) полномочия. Итого­вые решения имеют различные формы. Первая форма - постановле­ния нормативного и ненормативного характера. Постановления нор­мативного характера являются составной частью действующего пра­ва РК. В Конституции или в других нормативных правовых актах не указывается, какое место занимают нормативные постановления Конституционного Совета в иерархии нормативно-правовых актов РК.

На основании п. 2 ст. 72 Конституции РК Конституционный Со­вет, установив, что законы и иные нормативные правовые акты ущемляют закрепленные Конституцией права и свободы человека и гражданина, выносит итоговое решение, в соответствии с кото­рым указанные акты отменяются и не подлежат применению. Ис­пользуемое законодателем в конституционной норме слово «отме­няются» позволило правоприменительным субъектам двусмыслен­но его трактовать. Некоторые из них считают, что признание норма­тивного правового акта неконституционным еще не влечет за собой его формальной отмены. Для этого, по их мнению, необходимо при­нять соответствующий закон или иной нормативный правовой акт органом, издавшим неконституционный акт. Вместе с тем п. 2 ст. 39 Указа «О Конституционном Совете Республики Казахстан» установ­лено, что законы и иные нормативные правовые акты, признанные неконституционными ввиду ущемления прав и свобод человека и гражданина, «утрачивают юридическую силу и не подлежат приме­нению». Данная формулировка Указа уточняет и прямо указывает, что нормативные акты или их отдельные положения, признанные Советом неконституционными, автоматически утрачивают силу и не подлежат исполнению. Таким образом, итоговые решения Консти­туционного Совета являются нормативными постановлениями, то есть имеют юридически обязательный характер и не требуют под­тверждения другими органами и должностными лицами.

Другой формой итогового решения являются заключения Конституционного Совета, которые не имеют нормативного характера.

Почти по всем вопросам конституционных полномочий Конституционный Совет принимает заключения: по вопросам правильности выборов Президента, депутата Парламента, республиканского ре­ферендума и т.д.

Следующей важной формой итогового решения является посла­ние в Парламент о состоянии конституционной законности в стра­не. Послание может содержать анализ, а также предложения по укреплению конституционной законности.

Решение принимается большинством голосов от общего числа его членов путем открытого, а по требованию хотя бы одного члена Конституционного Совета - тайного голосования. В случае если при принятии решения произошло разделение голосов членов Конститу­ционного Совета поровну, голос Председателя Конституционного Со­вета, который во всех случаях подается последним, является решаю­щим. При замещении Председателя Конституционного Совета по его уполномочию соответствующим членом Конституционного Совета это правило не применяется. В этом случае проводится повторное голо­сование с участием Председателя или члена Конституционного Со­вета, не участвовавшего в первом голосовании.

Во время совещания Конституционного Совета никто из его чле­нов, участвующих в заседании, не вправе воздерживаться или не участвовать в голосовании.

Принятые Конституционным Советом решения до их подписи Председателем предварительно скрепляются подписями членов Конституционного Совета, принимавших участие в голосовании. Конституционный Совет не гарантирован от вынесения решений с нечеткими формулировками. Учитывая это, регламент Конституци­онного Совета предоставляет участникам конституционного произ­водства, государственным органам и должностным лицам право ходатайствовать об истолковании решения Конституционного Со­вета, об исправлении допущенных в решениях неточностей и оши­бок редакционного характера. Если Конституционный Совет согла­сится с доводами, приведенными в ходатайствах, то он принимает дополнительные решения. Конституционный Совет дополнительное решение может принимать и по собственной инициативе. Дополни­тельное решение Совета не должно противоречить действительно­му содержанию, смыслу и назначению основного, итогового реше­ния Конституционного Совета. Также Конституционный Совет, согласно его регламенту, по собственной инициативе может пересмот­реть свое решение: 1) если изменилась норма Конституции, на основе которой было принято решение; 2) если открылись новые су­щественные для предмета обращения обстоятельства, не извест­ные Конституционному Совету в момент принятия решения. В этом случае пересмотр означает отмену первоначального решения.

Член Совета, не согласный с итоговым решением Конституци­онного Совета, имеет право изложить свое мнение в письменном виде. Однако особое мнение членов Совета не подлежит опубликованию в официальных печатных изданиях и не прилагается при на­правлении итогового решения Совета субъектам обращения или их представителям, а также Президенту, палатам Парламента, Верховному Суду, Генеральному прокурору, Министру юстиции РК.

В соответствии с Конституцией и Указом Президента «О Конституционном Совете» итоговые решения вступают в силу с момен­та принятия, являются общеобязательными и не подлежат обжалованию. Согласно этому итоговые решения Совета действуют непосредственно после принятия и не требуют промульгации другими органами и должностными лицами.

В соответствии со ст. 40 Указа «О Конституционном Совете Республики Казахстан» Конституционный Совет может определить по­рядок исполнения принятого им решения. Он вправе установить государственным органам и должностным лицам срок сообщения о мерах, принятых во исполнение решения Совета. Так, постановле­нием Конституционного Совета от 9 июля 2001 г. № 11/2 Министерству транспорта и коммуникаций и Агентству Республики Казахстан по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и поддержке малого бизнеса было поручено сообщить Конституцион­ному Совету в двухмесячный срок со дня вступления постановле­ния в силу о мерах, принятых во исполнение итогового решения.

На итоговые решения Конституционного Совета, в целом или в части, могут быть внесены возражения президента республики не позднее чем в десятидневный срок со дня получения им текста постановления, которые преодолеваются 2/3 голосов от общего числа чле­нов Конституционного Совета. В случае не преодоления возражений президента республики постановление Конституционного Совета не считается принятым и конституционное производство прекращается. На практике Конституционного Совета дважды вносилось возраже­ние президента республики на его итоговые решения. Так, Президентом Республики Казахстан было внесено возражение на итоговое решение Конституционного Совета от 18 февраля 1999 г. № 15/2 «Об обращении Премьер-министра Республики Казахстан о признании Закона Республики Казахстан «О торгово-промышленных палатах», принятого Парламентом Республики Казахстан 9 декабря 1998 года, неконституционным». В названном постановлении Конституционный Совет признал несоответствующим п. 3 ст. 3 Конституции п. 6 ст. 9 Закона, наделяющий торгово-промышленные палаты правом свидетельствования страны происхождения товаров и удостоверения до­кументов, связанных с осуществлением внешнеэкономической дея­тельности. Согласно п. 3 ст. 3 Конституции от имени государства выс­тупает правительство и иные государственные органы, а торгово-про­мышленная палата не является таковым.

Решение Совета о не конституционности Закона получило коли­чество голосов, необходимое для преодоления возражения, пре­дусмотренное п. 4 ст. 73 Конституции РК, а именно 2/3 от общего числа его членов, и, следовательно, сохранило юридическую силу. Стоит также обратить внимание на вопрос обеспечения испол­нения решений органов конституционного контроля. Затрагивая про­блему юридической силы и применения решений Конституционного совета Франции, доцент университета Парижа Вероник Шампель-Дэпла писал, что Конституционный совет Франции «не располагает никакими средствами, никакой юридической гарантией того, что это действительно будет так. Ничто не запрещает законодателю при­нять закон, противоречащий решениям органа конституционного правосудия». Иначе обстоят дела по исполнению решений органа конституционного контроля в России. Решение Конституционного суда Российской Федерации подлежит исполнению немедленно после опубликования либо вручения его официального текста, если иные сроки специально в нем не оговорены. Неисполнение, ненадлежащее исполнение либо воспрепятствование исполнению реше­ния Конституционного суда влечет ответственность, установленную федеральным законом, сложность и проблематичность исполнения решений. В Грузии установлен более действенный механизм обес­печения исполнения решений Конституционного суда. Например, исполнителем решения Конституционного суда Грузии может быть не только ответчик по конкретному делу, но и другие государствен­ные органы и должностные лица. Кто может быть исполнителем решения по конкретному делу, суд решает по своему усмотрению. А также законодательство Грузии определило, что надзор за испол­нением решений суда осуществляет секретарь Конституционного суда, который раз в месяц представляет пленуму Конституционного суда отчет о состоянии исполнения решений суда.