6) Функции и направления деятельности органов прокуратуры
Правильное установление места и роли прокуратуры в системе государственных органов, разделения и взаимодействия властей предопределяются точным установлением состава функций, необходимых для выполнения возложенных на прокуратуру задач. Ключевой правовой категорией, которая раскрывает и объясняет содержание, структуру и пределы деятельности прокуратуры, как и иного органа, является ее функция.
Функция прокуратуры - это такой вид деятельности, который] определяется предназначением прокуратуры, выраженным в ее задачах; характеризуется предметом ведения; требует присущих ему полномочий и правовых средств.
Главная функция органов прокуратуры - надзор за исполнением законов, который подразделяется на следующие виды:
надзор в социально-экономической сфере;
надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина;
надзор за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД, дознание и предварительное следствие;
надзор за законностью УИС;
надзор за исполнением законов органами КНБ и т.д.
В сфере рассмотрения дел судами прокурор участвует во всех видах судопроизводства и во всех судебных инстанциях.
Прокуратуры осуществляют надзор за законностью вынесенных судами судебных решений с тем, чтобы они соответствовали действующему праву и не ущемляли ничьих прав и законных интересов.
Надзор за исполнением законов является достаточно сложным по своей структуре и содержанию видом деятельности. Предметом надзора здесь выступают:
исполнение и соблюдение законов государственными органами, организациями всех форм собственности и их должностными лицами;
соответствие законодательству действий и издаваемых под надзорными субъектами актов;
исполнение законов, устанавливающих и регулирующих права и свободы человека и гражданина.
Проверка исполнения и соблюдения законов проводится прокурором на основании поступивших заявлений, сообщений, жалоб и других данных о нарушении законов, поручений или запросов вышестоящего прокурора, поручений Президента РК.
Представляя интересы государства в суде, прокурор выступает как сторона обвинения, при этом не наделяется сверх правами нежели сторона защиты. Выступая в суде по уголовным делам в качестве обвинителя, он обосновывает свою позицию по вопросам доказанности обвинения, применения уголовного закона и назначения наказания; в порядке гражданского производства подает заявления, предъявляет иски в суд, поддерживает их в судебном заседании, дает заключение по существу дела. В случае несогласия с решением или приговором суда подает протесты в вышестоящий суд в целях отмены или изменения незаконного, необоснованного судебного акта.
В отрасли прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД, предметом надзора является соблюдение прав и свобод человека и гражданина, а также законность актов и действий органов и должностных лиц, правомочных осуществлять названную деятельность.
ОРД направлена на выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, осуществление мер по розыску виновных, противодействие разведывательной деятельности специальных служб иностранных государств и международных организаций, обеспечение сохранности сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну. В связи с этим в ходе ОРД могут затрагиваться конституционные права и законные интересы субъектов правоотношений. При выявлении нарушений прокурор выносит акты прокурорского надзора.
Предметом надзора за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие, является законность актов и деятельность органов дознания и следствия, соблюдение ими установленного законом порядка рассмотрения и разрешения заявлений и сообщений о совершенных преступлениях и проведения расследования и дознания. Здесь речь идет о соблюдении законности при приеме, регистрации, разрешении заявлений, сообщений о готовящихся и совершенных преступлениях. Прокурор следит за законностью методов расследования и дознания. В данной отрасли прокурор наделен властно-распорядительными функциями, такими как дача санкции на проведение определенных следственных действий, дача санкции на арест, содержание под стражу, домашний арест с целью выполнения главной задачи уголовного процесса, т.е. полного, всестороннего и объективного исследования всех обстоятельств дела.
Предметом надзора за законностью административного производства выступает:
точное и единообразное исполнение законодательства об административных правонарушениях судами, иными полномочными органами и должностными лицами;
восстановление прав и законных интересов граждан, должностных лиц и организаций при применении законодательства об административных правонарушениях;
- обеспечение прав граждан на обжалование любого акта, связанного с производством по делам об административных правонарушениях;
- принятие мер к виновным в нарушении законодательства.
В связи с обращением граждан о нарушении их прав и при наличии других материалов, послуживших поводами для проведения проверки обеспечения законности административного производства, прокурор наделен законом широкими полномочиями и средствами реагирования на выявленные правонарушения. Он вправе:
- истребовать документы и административные дела;
рассматривать жалобы на действия и решения должностных лиц;
проверять законность административного задержания, ареста граждан, а также обоснованность мер административного задержания, ареста граждан, а также обоснованность мер административного воздействия;
проверять исполнение постановлений о наложении взысканий;
принимать меры по привлечению к ответственности должностных лиц, допустивших нарушения прав и свобод граждан, законных интересов физических и юридических лиц;
возбуждать производство по делам об административных правонарушениях.
По результатам проверок прокурор вправе:
вносить в суд, иному уполномоченному лицу или органу протест на постановление или решение по делу об административном правонарушении;
давать письменные указания должностным лицам и органам (кроме суда) о производстве дополнительной проверки; требовать от уполномоченных органов проведения проверки в подконтрольных или подведомственных им организациях;
прекращать дела об административном правонарушении;
приостанавливать исполнение постановлений или решений об административном правонарушении;
выносить постановление или требование о снятии любых мер запретительного или ограничительного характера, наложенных уполномоченными органами в случае нарушения ими прав и законных интересов граждан;
выносить постановление о возбуждении производства по делу об административном правонарушении;
- выносить постановление об освобождении лица, незаконно подвергнутого задержанию.
Предметом надзора за законностью исполнительного производства выступает:
- надзор за законностью нахождения лиц в местах лишения свободы - местах, где отбывают наказание осужденные к лишению свободы; медицинских учреждениях, осуществляющих применение принудительных мер медицинского характера к душевнобольным и невменяемым, наркоманам и алкоголикам; ИВС и гауптвахтах, где содержатся задержанные по подозрению в совершении преступления; следственных изоляторах, в которых содержатся арестованные, в отношении которых избрана мера пресечения – заключение под стражу;
соблюдение установленного законодательством порядка и условий содержания осужденных в названных учреждениях, охраны их прав и свобод;
законность исполнения органами УИС наказания, не связанного с лишением свободы;
законность исполнения решений по гражданским, хозяйственным и иным делам.
В этой отрасли прокурор, обладая большим комплексом распорядительных полномочий, вправе в любое время суток посещать названные учреждения, опрашивать задержанных, арестованных, осужденных и лиц, подвергнутых принудительным мерам медицинского характера, истребовать документы, на основании которых эти лица задержаны, арестованы, отбывают наказание и т.д.
Выявив нарушение законности, прокурор немедленно реагирует посредством вынесения постановления о немедленном освобождении каждого незаконно содержащегося в местах лишения и ограничения свободы, отмены дисциплинарного взыскания на лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы, освобождает их из карцера, штрафного изолятора.
Систему правовых актов прокуратуры составляют:
- акты прокурорского надзора: протест, постановление, предписание, заявление, санкция, указание, представление, разъяснение законов;
- акты, регулирующие вопросы организации и деятельности прокуратуры: приказы, указания, распоряжения, положения, инструкции. Положения и инструкции прокуратуры утверждаются приказами соответствующих прокуроров. Для обеспечения гласности своей деятельности органы прокуратуры могут публиковать в государственных средствах массовой информации акты прокурорского надзора на незаконные действия и решения органов и должностных лиц, нарушающие конституционные и иные охраняемые законом права человека и гражданина, интересы юридических лиц и государства.
Протест. Прокурор приносит протест на противоречащие Конституции и законам и актам Президента РК нормативные и иные правовые акты, решения и действия государственных органов и должностных лиц. Протест приносится в принявший его или вышестоящий орган. В таком же порядке опротестовываются незаконные решения и действия должностного лица. Протест рассматривается в 10-дневный срок. Орган или должностное лицо обязаны известить прокурора о дне рассмотрения протеста. Сроки рассмотрения протеста в суде определяются в законодательстве.
В протесте прокурор требует отмены незаконного акта либо приведения его в соответствие с Конституцией и законами, а также прекращения незаконного действия должностного лица и восстановления нарушенного права. Прокурор вправе приостановить исполнение опротестованного акта либо действия до принятия решения по протесту. Опротестование закона не приостанавливает их действия.
Постановление выносится прокурором в зависимости от характера нарушения закона либо о возбуждении уголовного или административного производства и т.д. Прокурор выносит постановление о производстве проверки применения закона, о производстве выемки, наложении ареста, об отмене или снятии запретительно-ограничительного характера, о приостановлении действия незаконного правового акта и т.д. О результатах исполнения незамедлительно сообщается прокурору.
Санкция дается прокурором на:
арест лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления;
обыск в случаях, предусмотренных УПК РК;
отстранение обвиняемого от должности, помещение подозреваемого или обвиняемого в медицинское учреждение для производства экспертизы;
- проведение ОРМ и следственных действий, затрагивающих охраняемые Конституцией и законом тайну переписки, телефонных переговоров, телеграфных сообщений и почтовых отправлений, право на неприкосновенность жилища и т.д.;
- задержание иностранных граждан для выдворения в административном порядке.
Санкция на совершение этих действий либо отказ в ее даче оформляются прокурором в виде резолюции на постановления должностного лица либо в письменной форме после изучения материалов, на основании которых испрашивается санкция.
Прокурор дает указания органам следствия и дознания в связи с возбуждением и расследованием уголовных дел, органам, осуществляющим ОРД, которые обязательны для исполнения этими органами.
Прокурор в соответствии с законодательством вправе обратиться с исковым заявлением в суд для восстановления нарушенных прав и защиты интересов государства, юридических и физических лиц. Заявление прокурора не облагается государственной пошлиной, ему не вправе отказать в приеме заявления, и он не может закончить дело мировым соглашением.
Письменное предписание об устранении нарушения закона вносится прокурором и направляется органу или должностному лицу, правомочному устранить допущенное нарушение. В предписании содержатся указания на нормы закона и Конституции и других НПА, которые нарушены, характер правонарушения и конкретные предложения о мерах по устранению нарушения. Предписания подлежат исполнению, об его исполнении сообщается прокурору.
Прокурор в пределах своей компетенции вносит представление:
об устранении нарушений законности;
об устранении причин и условий, способствующих совершению преступлений и других правонарушений;
по вопросам лишения неприкосновенности лиц, обладающих этим правом (судей, депутатов).
Представление подлежит рассмотрению должностным лицом или органом в месячный срок. Прокурор вправе участвовать при его рассмотрении. О результатах его рассмотрения извещается прокурор.
При наличии достаточных оснований полагать, что незнание или неправильное понимание закона может повлечь его ненадлежащее применение органом или должностным лицом, либо гражданином, прокурор разъясняет смысл и содержание закона и предусмотренную ответственность за его нарушение.
Уголовное преследование осуществляется прокурором как на стадии предварительного расследования, так и в судебном разбирательстве в форме поддержания государственного обвинения. Осуществляя государственное обвинение, прокурор выступает главным гарантом соблюдения прав и законных интересов граждан, вовлеченных в сферу уголовного судопроизводства, а также, руководствуясь УПК, принимает меры к обеспечению раскрытия преступления, установлению лиц, его совершивших, выяснению и исследованию всех обстоятельств по уголовному делу.
- Правоохранительные органы республики казахстан Курс лекций
- 1) Понятие правоохранительной деятельности
- 2) Признаки правоохранительной деятельности
- 3) Функции правоохранительной деятельности
- Тема 2. Организация судебной власти.
- 1) Понятие правосудия
- 2) Основные задачи правосудия:
- 3) Функции судов
- 4) Принципы правосудия
- 5) Судебная система рк: районные, городские, областные и приравненные к ним суды. Верховный Суд рк
- 6) Судебный пристав и судебный исполнитель
- Тема 3. Организация уголовного преследования
- 1) Понятие, задачи и принципы уголовного преследования
- 2) Органы осуществляющие оперативно-розыскную деятельность
- 3) Виды уголовного преследования
- 4) Формы уголовного преследования
- 5) Общие условия предварительного следствия и дознания
- 6) Органы национальной безопасности
- 7) Органы внутренних дел
- 8) Органы финансовой полиции
- Тема 4. Министерство юстиции и его органы
- 1) Основные задачи и полномочия органов юстиции
- 2) Система органов юстиции
- 3) Коллегия Министерства юстиции, состав, компетенция
- Тема 5. Конституционный совет республики казахстан
- 1) Понятие конституционного контроля
- 2) Задачи конституционного контроля
- 3) Организация работы Конституционного Совета
- Тема 6. Адвокатура в республике казахстан
- 1) Понятие адвокатуры
- 2) Процессуальные права адвоката
- 3) Процессуальные обязанности адвоката
- 4) Органы коллегии адвокатов
- Тема 7. Организационные правовые основы деятельности нотариата
- 3.Нотариальная палата
- Тема 8. Предмет, система и основные понятия прокурорского надзора в республике казахстан
- 1) Прокуратура в структуре государственных органов рк
- 2) Предмет и система прокурорского надзора в рк
- 3) Основные понятия прокурорского надзора в рк
- 4) Правовые основы деятельности прокуратуры в рк
- 5) Принципы организации и деятельности прокуратуры в рк
- 6) Функции и направления деятельности органов прокуратуры
- 7) Система органов прокуратуры и ее организационная структура