22. Понятие приватизации гос. И муниц.Имущества
Приватизация (П) – возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, в собственность физ. и (или) юр. лиц. При П происходит преобразование гос. или муниципальной собственности в частную. Круг объектов, подлежащих отчуждению, определяется ФЗ «О Государственной программе приватизации». Правовые основы – ФЗ «о приватизации гос. и муниципального имущества». Принципы: равенство покупателей гос. и муниц. имущества; открытость деятельности органов гос. власти и органов местного самоуправлении; возмездность отчуждения. Субъекты П – собственники, продавцы, покупатели гос и муниц. имущества, уполномоченные госорганы и специализированные предприятия. Собственники – РФ, субъекты РФ, муниципальные образования. Покупатели – любые лица, за исключение гос. и муниц. унитарных предприятий, а также юр. лиц, в уставном капитале которых доля гос, и муниц. имущества превышает 25%. Объекты – имущества, за исключением объектов не подлежащих П и указанных в различных ФЗ, имущества изъятого из оборота и имущества, которое может находится только в гос. или муниц. собственности. Способы П: преобразование унитарного предприятия в ОАО, продажа государственного и муниципального имущества на аукционе, продажа акций ОАО на специализированном аукционе, продажа гос. и муницип. имущества на конкурсе с инвестиционными условиями и т. д.
23. Конкуренция и монополистическая деятельность
1. Конкуренция - состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (Закон о конкуренции на товарных рынках).
9
Соответственно, конкуренция на рынке финансовых услуг - состязательность между финансовыми организациями, при которой их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждой из них односторонне воздействовать на общие условия предоставления финансовых услуг на рынке финансовых услуг (Закон о конкуренции на финансовых рынках).
Такое определение конкуренции предполагает, что:
участниками рынка являются только хозяйствующие субъекты (предприятия, организации);
конкуренция присуща только совершенному рынку. Ни то, ни другое не является обоснованным, так как:
важнейшую роль в конкуренции играет рынок потребительских товаров (услуг), где активными участниками рынка на стороне покупателей выступают различные социальные группы населения;
наиболее интенсивная конкуренция реально имеет место в условиях достаточно "широкой" олигополии.
2. Конкуренция - борьба фирм за ограниченный объем платежеспособного спроса потребителей, ведущаяся фирмами на доступных им сегментах рынка.
Это определение предполагает только конкуренцию продавцов (предложение превышает спрос), имеющую место при олигополии в условиях развитой рыночной экономики.
3. Конкуренция - это центр тяжести всей системы рыночного хозяйства. Продавцы и покупатели конкурируют между собой, чтобы добиться каждый своей цели за счет конкурентов (продавцы - более высокой прибыли; покупатели - более высокой полезности). Цена, установившаяся в ходе конкурентной борьбы, выполняет функцию регулирования спроса и предложения. В процессе соперничества на рынке заключаются сделки и изменяются доли участия в рыночной сфере.
В этом неформальном определении понятие конкуренции раскрывается более содержательно, так как оно предполагает как совершенный, так и несовершенный рынок и содержит указания о характере соперничества участников рынка, целевой направленности и функциях конкуренции.
В соответствии с антимонопольным законодательством монополистическая деятельность - это противоречащие антимонопольному законодательству действия (бездействие) хозяйствующих субъектов или федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, направленные на недопущение, ограничение или устранение конкуренции.
Положения антимонопольного законодательства, относящиеся к хозяйствующим субъектам, распространяются и на группу лиц, связанных общими интересами и взаимными обязательствами. Такой группой признается группа юридических или юридических и физических лиц, применительно к которым выполняется одно или несколько следующих условий (ст. 4 Закона о конкуренции на товарных рынках):
лицо или несколько лиц совместно в результате соглашения (согласованных действий) имеют право прямо или косвенно распоряжаться (в том числе на основании договоров купли-продажи, доверительного управления, о совместной деятельности, поручения или иных сделок) более чем 50% общего количества голосов, приходящихся на акции (вклады, доли), составляющие уставный (складочный) капитал юридического лица;
лицо или несколько лиц получили возможность на основании договора или иным образом определять решения, принимаемые другим лицом (лицами), в том числе определять условия ведения другим лицом (лицами) предпринимательской деятельности, либо осуществлять полномочия исполнительного органа другого лица (лиц) на основании договора;
лицо имеет право назначать единоличный исполнительный орган и (или) более 50% состава коллегиального исполнительного органа юридического лица, и (или) по предложению лица избрано более 50% состава совета директоров (наблюдательного совета) или иного коллегиального органа управления юридического лица;
одни и те же физические лица, их супруги, родители, дети, братья, сестры и (или) лица, предложенные одним и тем же юридическим лицом, составляют более 50% состава коллегиального исполнительного органа и (или) совета директоров (наблюдательного совета) или иного коллегиального органа управления двух и более юридических лиц или по предложению одних и тех же юридических лиц избрано более 50% состава совета директоров (наблюдательного совета) или иного коллегиального органа управления двух и более юридических лиц;
одни и те же физические лица, их супруги, родители, дети, братья, сестры и (или) юридические лица имеют право самостоятельно или через представителей (поверенных) распоряжаться в сумме более чем 50% голосов, приходящихся на акции (вклады, доли), составляющие уставный (складочный) капитал каждого из двух и более юридических лиц;
физические и (или) юридические лица имеют право самостоятельно или через представителей (поверенных) распоряжаться в сумме более чем 50% голосов, приходящихся на акции (вклады, доли), составляющие уставный (складочный) капитал одного юридического лица, и одновременно данные физические лица, их супруги, родители, дети, братья, сестры и (или) лица, предложенные одним и тем же юридическим лицом, составляют более 50% состава коллегиального исполнительного органа и (или) совета директоров (наблюдательного совета) или иного коллегиального органа управления другого юридического лица;
юридические лица являются участниками одной финансово-промышленной группы;
физические лица являются супругами, родителями и детьми, братьями и (или) сестрами;
аффилированные лица, то есть физические и юридические лица, способные оказывать влияние на деятельность юридических и (или) физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность.
- 1. Предмет и метод хозяйственного права
- 5. Объекты предпринимательского права
- 7. Создание субъектов предпринимательского права
- 8. Реорганизация и ликвидация юридических лиц
- 9. Понятие несостоятельности (банкротства)
- 10. Лицензирование предпринимательской деятельности
- 12. Предпринимательская деятельность гражданина
- 13. Хозяйственные товарищества и общества
- 14. Правовое положение субъектов малого предпринимательства
- 17. Правовое положение фондовых бирж
- 18. Вещные права в хозяйственных правоотношениях
- 19. Приобретение и прекращения прав собственности. Защита прав собственности
- 20. Обязательное право в хозяйственных правоотношениях
- 21. Исполнение обязательств
- 22. Понятие приватизации гос. И муниц.Имущества
- 24. Правовое регулирование деятельности естественных монополий
- 26. Правовые основы инвестиционной деятельности
- 28. Понятие инновационной деятельности
- 32. Сертификация
- 33. Обращение с отходами. Охрана окружающей среды
- 35. Понятие и правовое регулирование рекламы
- 36. Понятие и правовое регулирование оценочной деятельности
- 37. Понятие и правовое регулирование внешнеэкономической деятельности
- 38. Правовое регулирование лизинговой деятельности
- 39. Правовые основы реализации товаров, работ и услуг
- 41. Договор поставки
- 42. Договоры мены
- 43. Договор аренды
- 47. Правовое регулирование осуществления расчётов в предпринимательских отношениях
- 49. Рассмотрение споров в арбитражных судах
- 50. Правовое положение филиалов и представительств