30.Правовой режим государственной тайны.
Правовое регулирование государственной тайны в РФ осуществляется в соответствии с Конституцией РФ, Законом РФ «О государственной тайне» от 21 июля 1993 года №5485-1, Законом РФ «О безопасности».
Государственная тайна – это защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб Российской Федерации.
Государственную тайну составляют:
сведения в военной области (о проведении военных операций, стратегическому развертыванию ВС РФ, научно-исследовательских работ по созданию и модернизации образцов вооружения, о разработке ядерных боеприпасов, дислокации, наименованиях, организационной структуре войск);
сведения в области экономики (планы подготовки к возможным вооруженным действиям, об использовании инфраструктуры РФ в целях обеспечения обороноспособности государства, о силах и средствах гражданской обороны, об объемах государственного оборонного заказа, о достижениях науки и техники, имеющих важное оборонное или экономическое значение, о запасах платины, природных алмазов в Государственном фонде драгоценных металлов);
сведения в области внешней политики (о внешнеполитической, внешнеэкономической деятельности РФ, преждевременное распространение которых может нанести урон безопасности РФ, о финансовой политики в отношении иностранных государств);
сведения в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, а также в области противодействия терроризму (о силах, средствах, источниках, планах и результатах такой деятельности, о лицах, сотрудничающих или сотрудничавших на конфиденциальной основе, о системе президентской, правительственной, шифрованной связи, о защите Государственной границы).
Отнесение сведений к государственной тайне и засекречивание этих сведений осуществляется на основе принципов:
1) законности;
2) обоснованности (на основе оценки целесообразности засекречивания конкретных сведений, вероятных экономических и иных последствий этого акта исходя из баланса жизненно важных интересов государства, общества и граждан);
3) своевременности отнесения сведений к государственной тайне (установление ограничений на распространение этих сведений с момента их получения или заблаговременно).
Не подлежат отнесению к государственной тайне и засекречиванию сведения о:
- о чрезвычайных происшествиях, катастрофах;- о состоянии экологии, здравоохранении, санитарии, демографии, образования, культуры, сельского хозяйства,
- о состоянии преступности;- о привилегиях, компенсациях, социальных гарантиях,
- о размерах золотого запаса и государственных валютных резервах;- о фактах нарушения прав и свобод граждан;
- о состоянии здоровья высших должностных лиц;- о фактах нарушения законности органами государственной власти и их должностными лицами.
Степень секретности сведений, составляющих государственную тайну, должна соответствовать степени тяжести ущерба, который может быть нанесен безопасности РФ вследствие распространения таких сведений. При засекречивании сведений им устанавливается три степени секретности и соответствующие этим степеням грифы секретности для носителей таких сведений:
- «особой важности»- «совершенно секретно»- «секретно».
Основанием для рассекречивания сведений являются: взятие РФ на себя международных обязательств по открытому обмену сведениями, составляющими государственную тайну; и изменение объективных обстоятельств, вследствие которого дальнейшая защита таких сведений является нецелесообразной.
Срок засекречивания сведений, составляющих государственную тайну, не должен превышать 30 лет. В исключительных случаях этот срок может быть продлен межведомственной комиссией по защите государственной тайны.
Система защиты гос. тайны – это совокупность органов защиты государственной тайны, используемых ими средств и методов защиты сведений, составляющих государственную тайну и их носителей, а также мероприятия, проводимые в этих целях.
К органам защиты государственной тайны относят:
- межведомственную комиссию по защите государственной тайны (коллегиальный орган, координирующий работу всех остальных органов)
- федеральную службу безопасности, - министерство обороны
- федеральную службу внешней разведки, - органы государственной власти, предприятия, учреждения, организации и их структурные подразделения по защите государственной тайны.
Контроль за обеспечением защиты государственной тайны осуществляют Президент РФ и Правительство РФ. Надзор за соблюдением законодательства при обеспечении защиты государственной тайны и законностью принимаемых при этом решений осуществляет Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры.
Допуск должностных лиц и граждан РФ к государственной тайне осуществляется в добровольном порядке. Допуск предусматривает, что лицо:
- приняло на себя обязательства перед государством о нераспространении сведений;
- согласилось на частичные, временные ограничения в правах (права выезда за границу на срок, оговоренный в трудовом договоре; права на распространение сведений и на использование открытий и изобретений, содержащих такие сведения; права на неприкосновенность частной жизни при проведении проверочных мероприятий);
- письменно согласилось на проведение в отношении него проверочных мероприятий (их объем зависит от степени секретности сведений, к которым оно допускается);
- ознакомлено с законодательством об ответственности за нарушение правил;
- в отношении него определены виды, размеры и порядок предоставления социальных гарантий (для допущенных к государственной тайне на постоянной основе устанавливаются процентные надбавки к заработной плате в зависимости от степени секретности сведений; преимущественное право оставления на работе штатных мероприятиях).
Устанавливаются три формы допуска к государственной тайне должностных лиц и граждан, соответствующие трем степеням секретности: к сведениям особой важности, совершенно секретным и секретным. Наличие у лица допуска к сведениям более высокой степени секретности является основаниям для доступа их к сведениям более низкой степени секретности.
Основаниями для отказа должностному лицу или гражданину в допуске к государственной тайне могут являться:
- признание его судом недееспособным, ограниченно дееспособным,
- признание его рецидивистом,
- нахождение его под судом или следствием за государственные или иные тяжкие преступления, наличие у него неснятой судимости,
- наличие у него медицинских противопоказаний для работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну,
- постоянное проживание его самого и (или) его близких родственников за границей или оформление указанными лицами документов для выезда на постоянное место жительства в другие страны,
- выявление в результате проверочных мероприятий действий оформляемого лица, создающих угрозу безопасности РФ,
- уклонение его от проверочных мероприятий и (или) сообщение им заведомо ложных анкетных данных.
Допуск лица к государственной тайне может быть прекращен по решению руководителя органа власти, предприятия, организации в случаях:
1) расторжения трудового договора в связи с проведением организационных или штатных мероприятий; 2) однократного нарушения им взятых на себя обязательств, связанных с защитой государственной тайны;3) возникновения обстоятельств, предусмотренных законом (признание недееспособным, судимость и т.п.).
Прекращение допуска к государственной тайне не освобождает гражданина от взятых им обязательств по неразглашению сведений, составляющих государственную тайну.
31.Понятие и содержание коммерческой тайны. коммерческая тайна - режим конфиденциальности информации, позволяющий ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду информация, составляющая коммерческую тайну, - сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональнойдеятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении кот.обладателем таких сведений введен режим комм. тайны; Однако не вся информация, которой располагает предприниматель, может быть отнесена к категории коммерческой тайны. Существует официально утвержденный перечень сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну в РФ(4). К ним относятся:учредительные документы (устав, учредительный договор); документы, дающие право заниматься предприним. деятельностью (регистрационное удостоверение, свид-во о регистрации, лицензии, сертификаты, патенты);документы о платежеспособности; о численности работающих, их составе, заработной плате, наличии свободных рабочих мест;документы об уплате налогов и обязательных платежей; о соблюдении установленных правил охраны труда;о соблюдении установленных норм охраны окружающей среды;о нарушении антимонопольного законодательства;о реализации продукции, причинившей вред здоровью населения;
Но и эти сведения не предназначаются для открытого доступа – всем желающим.
По функционально-целевому признаку выделяются следующие составляющие коммерческой тайны:
1. Деловая информация, : сведения о контрагентах;о конкурентах;о потребителях;о деловых переговорах;коммерческая переписка;сведения о закл. и план. контрактах.
2. Научно-техническая информация:содержание и планы научно-исследовательских работ;“ноу-хау”;
3. Производственная информация:технология;планы выпуска продукции;объем незавершенного производства и запасов;планы инвестиционной деятельности.
4. Организационно-управленческая информация:сведения о структуре управления фирмой не содержащиеся в уставе;оригинальные методы организации управления;
5. Маркетинговая информация:рыночная стратегия;планы рекламной деятельности;методы работы на рынках;планы сбыта продукции;.
6. Финансовая информация:планирование прибыли, себестоимости;ценообразование – методы расчета, структура цен, скидки;возможные источники финансирования;
7. Информация о персонале фирмы:личные дела сотрудников;планы увеличения (сокращения) персонала;содержание тестов для проверки вновь принимаемых на работу.
8. Программное обеспечение: пароли, коды доступа к конфиденциальной информации, расположенной на электронных носителях.
Как правило, именно перечисленная выше информация в наибольшей степени интересует конкурентов, партнеров, банки, криминальные структуры.
Информация, составляющая коммерческую тайну, может существовать в бумажной форме, на дискетах и лазерных дисках, на “жестком” диске компьютера, в памяти сотрудников.
Регулирование отношений, связанных с использованием конфиденциальной информацией должно начинаться с основного документа – устава, в котором дается понятие коммерческой тайны и устанавливается ответственность за ее несоблюдение.
- 1. Понятие, свойства и структура информации.
- 3. Информационное общество в России. Программа «Электронная Россия 2011-2020».
- 4. Понятие и предмет информационного права.
- 5. Информация как объект права, понятие и признаки.
- 7. Право на информацию.
- 9. Виды информации и доступ к ней.
- 10. Право на доступ к информации и его охрана
- 11. Информация без права ограничения доступа.
- 12. Понятие права на неприкосновенность частной жизни и его структура.
- 14. Персональные данные
- 23. Субъекты рекламной деятельности и их правовой статус
- 20. Правовая охрана и защита прав в сфере массовой информации
- 22. Общие и специальные требования, предъявляемы к рекламе
- 29. Понятие и содержание государственной тайны.
- 30.Правовой режим государственной тайны.
- 32.Правовой режим коммерческой тайны.
- 34. Правовой режим профессиональной тайны.
- 33. Правовой режим банковской тайны.
- 35. Правовой режим служебной тайны.
- 36.Понятие и структура вредной информации.
- 39. Доктрина информационной безопасности рф.
- 40. Понятие «электронного правительства» и «электронного государства». Элементы электронного правительства.
- 41. Электронное правительство в России.
- 42. Общие вопросы организации библиотечного дела в рф.
- 43. Права граждан в области библиотечного дела.
- 44. Общие вопросы организации архивного дела в рф.
- 45. Архивный фонд рф.
- 46. Правовые вопросы использования электронной подписи.