39. Доктрина информационной безопасности рф.
Доктрина ИБ РФ представляет собой совокупность официальных взглядов на цели, задачи, принципы и основные направления обеспечения ИБ РФ. Под ИБ РФ понимается состояние защищенности ее национальных интересов в информационной сфере, определяющихся совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства, включая угроз и их источников (таблица 2.1). Доктрина служит основой для: формирования государственной политики в области обеспечения ИБ; подготовки предложений по совершенствованию правового, методического, научно-технического и организационного обеспечения ИБ; разработки целевых программ обеспечения ИБ РФ.
Общие методы обеспечения ИБ РФ разделяются на правовые, организационно-технические и экономические.
К правовым методам обеспечения ИБ РФ относится разработка нормативных правовых актов, регламентирующих отношения в информационной сфере, и нормативных методических документов по вопросам обеспечения ИБ РФ.
Организационно-техническими методами обеспечения ИБ РФ являются:
– создание и совершенствование системы обеспечения ИБ РФ;
Таблица 2.1 Составляющие информационной безопасности РФ
| Информационная безопасность РФ | |||||
| 1. Интересы | |||||
| 1.1 Личности | 1.2 Общества | 1.3 Государства | |||
| Реализация конституционных прав человека и гражданина на доступ к информации, на использование информации в интересах осуществления не запрещенной законом деятельности, физического, духовного и интеллектуального развития, а также в защите информации, обеспечивающей личную безопасность | Обеспечение интересов личности в этой сфере, упрочении демократии, создании правового социального государства, достижении и поддержании общественного согласия, в духовном обновлении России | Создание условий для гармоничного развития российской информационной инфраструктуры, для реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина в области получения информации и пользования ею в целях обеспечения незыблемости конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России, политической, экономической и социальной стабильности, в безусловном обеспечении законности и правопорядка, развитии равноправного и взаимовыгодного международного сотрудничества | |||
2. Угрозы |
|
|
| |||
2.1 Конституции | 2.2 Политике | 2.3 Информационным ресурсам | 2.4Телекоммуникациям | |||
Угрозы конституционным правам и свободам человека и гражданина в области духовной жизни и информационной деятельности, индивидуальному, групповому и общественному сознанию, духовному возрождению России | Угрозы информационному обеспечению государственной политики РФ | Угрозы развитию отечественной индустрии информации, включая индустрию средств информатизации, телекоммуникации и связи, обеспечению потребностей внутреннего рынка в ее продукции и выходу этой продукции на мировой рынок, а также обеспечению накопления, сохранности и эффективного использования отечественных информационных ресурсов | Угрозы безопасности информационных и телекоммуникационных средств и систем, как уже развернутых, так и создаваемых на территории России | |||
|
|
|
|
|
|
|
3. Источники угроз | |
3.1 Внешние | Деятельность иностранных политических, экономических, военных, разведывательных и информационных структур, направленная против интересов РФ в информационной сфере |
Стремление ряда стран к доминированию и ущемлению интересов России в мировом информационном пространстве, вытеснению ее с внешнего и внутреннего информационных рынков |
|
Обострение международной конкуренции за обладание информационными технологиями и ресурсами |
|
Деятельность международных террористических организаций |
|
Увеличение технологического отрыва ведущих держав мира и наращивание их возможностей по противодействию созданию конкурентоспособных российских информационных технологий |
|
Деятельность космических, воздушных, морских и наземных технических и иных средств (видов) разведки иностранных государств |
|
Разработка рядом государств концепций информационных войн, предусматривающих создание средств опасного воздействия на информационные сферы других стран мира, нарушение нормального функционирования информационных и телекоммуникационных систем, сохранности информационных ресурсов, получение НСД к ним |
|
3.2 Внутренние | Критическое состояние отечественных отраслей промышленности |
Неблагоприятная криминогенная обстановка, сопровождающаяся тенденциями сращивания гос.и криминальных структур в информационной сфере, получения криминальными структурами доступа к конфиденциальной информации, усиления влияния организованной преступности на жизнь общества, снижения степени защищенности законных интересов граждан, общества и гос-ва в информационной сфере |
|
Недостаточная координация деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ по формированию и реализации единой государственной политики в области обеспечения ИБ РФ |
|
Недостаточная разработанность нормативно-правовой базы, регулирующей отношения в информационной сфере, а также недостаточная правоприменительная практика |
|
Неразвитость институтов гражданского общества и недостаточный государственный контроль за развитием информационного рынка России |
|
Недостаточное финансирование мероприятий по обеспечению ИБ РФ |
|
Недостаточная экономическая мощь государства |
|
Снижение эффективности системы образования и воспитания, недостаточное количество квалифицированных кадров в области обеспечения ИБ |
|
Недостаточная активность федеральных органов государственной власти, субъектов РФ в информировании общества о своей деятельности, в разъяснении принимаемых решений, в формировании открытых государственных ресурсов и развитии системы доступа к ним граждан |
|
Отставание России от ведущих стран мира по уровню информатизации федеральных органов государственной власти, субъектов РФ и органов местного самоуправления, кредитно-финансовой сферы, промышленности, сельского хозяйства, образования, здравоохранения, сферы услуг и быта граждан |
|
– усиление правоприменительной деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, включая предупреждение и пресечение правонарушений в информационной сфере, а также выявление, изобличение и привлечение к ответственности лиц, совершивших преступления и другие правонарушения в этой сфере;
– разработка, использование и совершенствование средств защиты информации и методов контроля эффективности этих средств, развитие защищенных телекоммуникационных систем, повышение надежности специального программного обеспечения;
– создание систем и средств предотвращения НСД к обрабатываемой информации и специальных воздействий, вызывающих разрушение, уничтожение, искажение информации, а также изменение штатных режимов функционирования систем и средств информатизации и связи;
– выявление технических устройств и программ, представляющих опасность для нормального функционирования информационно-телекоммуникационных систем, предотвращение перехвата информации по техническим каналам, применение криптографических средств защиты информации при ее хранении, обработке и передаче по каналам связи, контроль за выполнением специальных требований по защите информации;
– сертификация средств защиты информации, лицензирование деятельности в области защиты государственной тайны, стандартизация способов и СЗИ;
– совершенствование системы сертификации телекоммуникационного оборудования и программного обеспечения АС обработки информации по требованиям ИБ;
– контроль за действиями персонала в защищенных информационных системах, подготовка кадров в области обеспечения ИБ РФ;
– формирование системы мониторинга показателей и характеристик ИБ РФ в наиболее важных сферах жизни и деятельности общества и государства.
Экономические методы обеспечения ИБ РФ включают в себя:
– разработку программ обеспечения ИБ РФ и определение порядка их финансирования;
– совершенствование системы финансирования работ, связанных с реализацией правовых и организационно-технич.методов защиты информации, создание системы страхования информационных рисков физических и юридических лиц.
Система обеспечения ИБ РФ строится на основе разграничения полномочий органов законодательной, исполнительной и судебной власти в данной сфере, а также предметов ведения федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ.
Основными элементами организационной основы системы обеспечения ИБ РФ являются: Президент РФ, Совет Федерации Федерального Собрания РФ, Государственная Дума Федерального Собрания РФ, Правительство РФ, Совет Безопасности РФ, федеральные органы исполнительной власти, межведомственные и государственные комиссии, создаваемые Президентом РФ и Правительством РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, органы судебной власти, общественные объединения, граждане, принимающие в соответствии с законодательством РФ участие в решении задач обеспечения ИБ РФ.
Президент РФ руководит в пределах своих конституционных полномочий органами и силами по обеспечению ИБ РФ; санкционирует действия по обеспечению ИБ РФ; в соответствии с законодательством РФ формирует, реорганизует и упраздняет подчиненные ему органы и силы по обеспечению ИБ РФ; определяет в своих ежегодных посланиях Федеральному Собранию приоритетные направления государственной политики в области обеспечения ИБ РФ.
Палаты Федерального Собрания РФ на основе Конституции РФ по представлению Президента РФ и Правительства РФ формируют законодательную базу в области обеспечения ИБ РФ.
Правительство РФ в пределах своих полномочий координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти и субъектов РФ при формировании в установленном порядке проектов федерального бюджета на соответствующие годы предусматривает выделение средств, необходимых для реализации федеральных программ в этой области.
Совет Безопасности РФ проводит работу по выявлению и оценке угроз ИБ РФ, оперативно подготавливает проекты решений Президента РФ по предотвращению таких угроз, разрабатывает предложения в области обеспечения ИБ РФ, а также предложения по уточнению отдельных положений Доктрины ИБ, координирует деятельность органов и сил по обеспечению ИБ РФ, контролирует реализацию решений Президента РФ в этой области.
Федеральные органы исполнительной власти обеспечивают исполнение законодательства РФ, решений Президента РФ и Правительства РФ в области обеспечения ИБ РФ; в пределах своей компетенции разрабатывают нормативные правовые акты в этой области и представляют их в установленном порядке Президенту РФ и в Правительство РФ.
Межведомственные и государственные комиссии, создаваемые Президентом РФ и Правительством РФ, решают в соответствии с предоставленными им полномочиями задачи обеспечения ИБ РФ.
Органы исполнит. власти субъектов РФ взаимодействуют с фед. органами исполнит. власти по вопросам исполнения законодательства РФ, решений Президента РФ и Правительства РФ в области обеспечения ИБ РФ, а также по вопросам реализации федеральных программ в этой области; совместно с органами местного самоуправления осуществляют мероприятия по привлечению граждан, организаций и общественных объединений к оказанию содействия в решении проблем обеспечения ИБ РФ; вносят в федеральные органы исполнительной власти предложения по совершенствованию системы обеспечения ИБ РФ.
Органы местного самоуправления обеспечивают соблюдение законодательства РФ в области обеспечения ИБ РФ.
Органы судебной власти осуществляют правосудие по делам о преступлениях, связанных с посягательствами на законные интересы личности, общества и государства в информационной сфере, и обеспечивают судебную защиту граждан и общественных объединений, чьи права были нарушены в связи с деятельностью по обеспечению ИБ РФ.
- 1. Понятие, свойства и структура информации.
- 3. Информационное общество в России. Программа «Электронная Россия 2011-2020».
- 4. Понятие и предмет информационного права.
- 5. Информация как объект права, понятие и признаки.
- 7. Право на информацию.
- 9. Виды информации и доступ к ней.
- 10. Право на доступ к информации и его охрана
- 11. Информация без права ограничения доступа.
- 12. Понятие права на неприкосновенность частной жизни и его структура.
- 14. Персональные данные
- 23. Субъекты рекламной деятельности и их правовой статус
- 20. Правовая охрана и защита прав в сфере массовой информации
- 22. Общие и специальные требования, предъявляемы к рекламе
- 29. Понятие и содержание государственной тайны.
- 30.Правовой режим государственной тайны.
- 32.Правовой режим коммерческой тайны.
- 34. Правовой режим профессиональной тайны.
- 33. Правовой режим банковской тайны.
- 35. Правовой режим служебной тайны.
- 36.Понятие и структура вредной информации.
- 39. Доктрина информационной безопасности рф.
- 40. Понятие «электронного правительства» и «электронного государства». Элементы электронного правительства.
- 41. Электронное правительство в России.
- 42. Общие вопросы организации библиотечного дела в рф.
- 43. Права граждан в области библиотечного дела.
- 44. Общие вопросы организации архивного дела в рф.
- 45. Архивный фонд рф.
- 46. Правовые вопросы использования электронной подписи.