14. Персональные данные
Целью Федерального закона "О персональных данных" является обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина при обработке его персональных данных, в том числе защиты прав на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну.
Персональные данные - любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных).
Обработка персональных данных - любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.
Законодательство РФ в области персональных данных основывается на Конституции РФ, международных договорах РФ и состоит из настоящего Федерального закона и других определяющих случаи и особенности обработки персональных данных федеральных законов.
В российском законодательстве персональные данные подразделяются на следующие виды:
общедоступные персональные данные — персональные данные, доступ к которым предоставлен с согласия субъекта персональных данных или на которые в соответствии с федеральными законами не распространяется требование соблюдения конфиденциальности;
специальные категории персональных данных — персональные данные, касающиеся расовой, национальной принадлежности, политических взглядов, религиозных или философских убеждений, состояния здоровья, интимной жизни. Обработка таких данных возможна только в случаях, прямо указанных в законе, в частности:
если субъект персональных данных в письменной форме дал свое согласие;
если обработка персональных данных необходима в связи с осуществлением правосудия;
если обработка персональных данных осуществляется в соответствии с законодательством РФ о безопасности, об оперативно- розыскной деятельности, а также в соответствии с уголовно-исполнительным законодательством РФ.
биометрические персональные данные — сведения, которые характеризуют физиологические особенности человека и на основе которых можно установить его личность. К таким персональным данным относится, в частности, дактилоскопическая информация, порядок сбора, хранения и использования которой регулируется Федеральным законом от 25 июля 1998 г. № 128-ФЗ «О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации».
15. ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ складывается из норм:
определяющих принципы и условия обработки персональных данных;
определяющих права субъектов персональных данных;
устанавливающих порядок сбора и обработки персональных данных;
государственного контроля за деятельностью по сбору и обработке персональных данных;
устанавливающих ответственность за нарушения законодательства о персональных данных.
Общим обязательным требованием к обработке персональных данных является согласие субъекта этих данных. Исключение составляют случаи обработки персональных данных, указанные в ч. 2 ст. 6 Федерального закона «О персональных данных». К ним относится, в частности, обработка персональных данных на основании федерального закона или обработка персональных данных, необходимая для доставки почтовых отправлений организациями почтовой связи.
16. СВОБО́ДА МА́ССОВОЙ ИНФОРМА́ЦИИи её составляющая свобо́да печа́ти — конституционныегарантии независимого функционированияСМИв отдельно взятойстране. Имеет кардинальное значение для построения демократии и поощрения гражданской активности[1]. Трактуется как политическое право граждан свободно учреждать средства массовой информации и распространять любую печатную продукцию[2]. Одно из старейших конституционно закрепляемых личных прав человека, являющееся составной частью более общего права — свободы информации. Впервые провозглашена во французской Декларации прав человека и гражданина1789 года
В Российской Федерации поиск, получение, производство и распространение массовой информации, учреждение средств массовой информации, владение, пользование и распоряжение ими, изготовление, приобретение, хранение и эксплуатация технических устройств и оборудования, сырья и материалов, предназначенных для производства и распространения продукции средств массовой информации, не подлежат ограничениям, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации.
Статья 1. Свобода массовой информации Статья 2. Средства массовой информации. Основные понятия Статья 3. Недопустимость цензуры Статья 4. Недопустимость злоупотребления свободой массовой информации Статья 5. Законодательство о средствах массовой информации Статья 6. Применение Закона Статья 6.1. Государственная информационная система в области средств массовой информации(закон о сми)
17. СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ КАК ОБЪЕКТ ПРАВАвполне логично рассматривать массовую информацию как разновидность информации, а значит как объект гражданских прав. Но СМИ — это не сама информация, а форма ее периодического распространения. И здесь мы должны обратить внимание на другой вид объектов гражданских прав, в котором принципиальное значение имеет именно форма, которая собственно и подлежит правовой охране. Речь идет об авторских и смежных правах.
Согласно ст. 6 Закона Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах» авторское право распространяется на «произведения, существующие в какой-либо объективной форме». Точно так же и средства массовой информации фигурируют в законодательстве именно как форма. Нельзя не обратить внимание и на то, что газеты, журналы и другие периодические печатные издания являются самостоятельными объектами авторского права (п. 2 ст. 11), исключительное право на использование которых принадлежат лицу, осуществляющему их выпуск (издание). Точно так же самостоятельными объектами смежных прав являются передачи организаций эфирного и кабельного вещания (ст.ст. 40, 41). Вот почему средства массовой информации могут быть интерпретированы как объект права.
18. СМИОрганизация деятельности средства массовой информации не должна препятствовать свободе массовой информации, ограничивать свободу действий средств массовой информации.
Редакция средства массовой информации осуществляет свою деятельность после его регистрации.
Заявление о регистрации средства массовой информации, продукция которого предназначена для распространения преимущественно:
- на всей территории Российской Федерации, за ее пределами, на территории нескольких республик в составе РФ, нескольких краев и областей, - подается учредителем в Министерство РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций;
- на территории республики в составе РФ, края, области, района, города, иного населенного пункта, района в городе, микрорайона, - подается учредителем в соответствующие территориальные органы Министерства РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций. Заявление о регистрации подлежит рассмотрению регистрирующим органом в месячный срок с указанной даты.
Не требуется регистрация:
- средств массовой информации, учреждаемых органами законодательной, исполнительной и судебной власти исключительно для издания I их официальных сообщений и материалов, нормативных и иных актов;
- периодических печатных изданий тиражом менее одной тысячи экземпляров;
- радио- и телепрограмм, распространяемых›ло кабельным сетям, ограниченным помещением и территорией одного государственного учреждения, учебного заведения или промышленного предприятия либо имеющим не более десяти абонентов;
- аудио- и видеопрограмм, распространяемых в записи тиражом не более 10 экземпляров. Отказ в регистрации средства массовой информации возможен, если:
- заявление подано от имени гражданина, объединения граждан, предприятия, учреждения, организации, не обладающих правом на учреждение средств массовой информации в соответствии с Законом "О средствах массовой информации";
- указанные в заявлении сведения не соответствуют действительности;
- название, примерная тематика и (или)специализация средства массовой информации представляют собой злоупотребление свободой массовой информации;
- данным регистрирующим органом либо Министерством РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций ранее зарегистрировано средство массовой информации с теми же названием и формой распространения массовой информации.
Извещение об отказе в регистрации направляется заявителю в письменной форме с указанием оснований отказа, предусмотренных указанным Законом.
Деятельность средства массовой информации может быть прекращена или приостановлена только по решению учредителя либо судом в порядке гражданского судопроизводства по иску регистрирующего органа или Министерства РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций.
Учредитель имеет право прекратить или приостановить деятельность средства массовой информации исключительно в случаях и порядке, предусмотренных уставом редакции или договором между учредителем и редакцией (главным редактором).
Прекращение деятельности средства массовой информации влечет недействительность свидетельства о его регистрации и устава редакции.
19. ПРАВОВОЙ СТАТУС ЖУРНАЛИСТАЖурналист имеет право:
- искать, запрашивать, получать и распространять информацию;
- посещать государственные органы и организации, предприятия и учреждения, органы общественных объединений либо их пресс-службы;
- быть принятым должностными лицами в связи с запросом информации;
- получать доступ к документам и материалам, за исключением их фрагментов, содержащих сведения, составляющие государственную, коммерческую или иную специально охраняемую законом тайну;
- копировать, публиковать, оглашать или иным способом воспроизводить документы и материалы при условии соблюдения установленных законом требований (см. ч. 1 ст. 42 Закона РФ "О средствах массовой информации");
- производить записи, в том числе с использованием средств аудио- и видеотехники, кино- и фотосъемки, за исключением случаев, предусмотренных законом;
- посещать специально охраняемые места стихийных бедствий, аварий и катастроф, массовых беспорядков и массовых скоплений граждан, а также местности, в которых объявлено чрезвычайное положение; присутствовать на митингах и демонстрациях;
- проверять достоверность сообщаемой ему информации;
- излагать личные суждения и оценки в сообщениях и материалах, предназначенных для распространения за его подписью;
- отказаться от подготовки за своей подписью сообщения или материала, противоречащего его убеждениям;
- снять свою подпись под сообщением или материалом, содержание которого, по его мнению, было искажено в процессе редакционной подготовки, либо запретить или иным образом оговорить условия и характер использования данного сообщения или материала в соответствии с ч. 1 ст. 42 указанного Закона;
- распространять подготовленные им сообщения и материалы за своей подписью, под псевдонимом или без подписи.
Редакция имеет право подать заявку в государственный орган, организацию, учреждение, орган общественного объединения на аккредитацию при них своих журналистов. Государственные органы, организации, учреждения, органы общественных объединений аккредитуют заявленных журналистов при условии соблюдения редакциями правил аккредитации, установленных этими органами, организациями, учреждениями.
Аккредитовавшие журналистов органы, организации, учреждения обязаны предварительно извещать их о заседаниях, совещаниях и Других мероприятиях, обеспечивать стенограммами, протоколами и иными документами, создавать благоприятные условия для производства записи. Аккредитованный журналист имеет право присутствовать на заседаниях, совещаниях и других мероприятиях, проводимых аккредитовавшими его органами, организациями, учреждениями, за исключением случаев, когда приняты решения о проведении закрытого мероприятия. Журналист может быть лишен аккредитации, если им или редакцией нарушены правила аккредитации либо распространены не соответствующие действительности сведения, порочащие честь и достоинство организации, аккредитовавшей журналиста, что подтверждено вступившим в законную силу решением суда.
Аккредитация собственных корреспондентов редакций средств массовой информации осуществляется в соответствии с требованиями настоящей статьи.
- 1. Понятие, свойства и структура информации.
- 3. Информационное общество в России. Программа «Электронная Россия 2011-2020».
- 4. Понятие и предмет информационного права.
- 5. Информация как объект права, понятие и признаки.
- 7. Право на информацию.
- 9. Виды информации и доступ к ней.
- 10. Право на доступ к информации и его охрана
- 11. Информация без права ограничения доступа.
- 12. Понятие права на неприкосновенность частной жизни и его структура.
- 14. Персональные данные
- 23. Субъекты рекламной деятельности и их правовой статус
- 20. Правовая охрана и защита прав в сфере массовой информации
- 22. Общие и специальные требования, предъявляемы к рекламе
- 29. Понятие и содержание государственной тайны.
- 30.Правовой режим государственной тайны.
- 32.Правовой режим коммерческой тайны.
- 34. Правовой режим профессиональной тайны.
- 33. Правовой режим банковской тайны.
- 35. Правовой режим служебной тайны.
- 36.Понятие и структура вредной информации.
- 39. Доктрина информационной безопасности рф.
- 40. Понятие «электронного правительства» и «электронного государства». Элементы электронного правительства.
- 41. Электронное правительство в России.
- 42. Общие вопросы организации библиотечного дела в рф.
- 43. Права граждан в области библиотечного дела.
- 44. Общие вопросы организации архивного дела в рф.
- 45. Архивный фонд рф.
- 46. Правовые вопросы использования электронной подписи.