Бюджетное устройство: понятие и принципы.
Согласно БК РФ под бюджетным устройством понимается организация бюджетной системы и принципы ее построения. Как видно из определения, бюджетное устройство включает в себя два составляющих элемента: а) бюджетную систему; б) принципы построения бюджетной системы. Бюджетная система любого государства определяется государственным и административно-территориальным устройством (делением). Поэтому в конфедеративном, федеративном и унитарном государствах оно будет разным.
Россия является федеративным государством. В связи с разграничением компетенции между Российской Федерацией и субъектами федерации вытекает необходимость существования федерального бюджета и бюджетов каждого из ее субъектов. А наличие административно-территориальных образований в рамках субъектов Российской Федерации предполагает и наличие местных бюджетов.
БК РФ определяет бюджетную систему как основанную на экономических отношениях и юридических нормах совокупность республиканского (федерального) бюджета РФ, республиканских бюджетов республик в составе РФ, бюджетов национально-государственных и административно-территориальных образований Российской Федерации.
Исходя из особенностей государственного и административно-территориального устройства (деления) Российской Федерации, ее бюджетная система представлена следующими видами бюджетов:
1) федеральный бюджет (республиканский бюджет РФ);
2) бюджеты субъектов Российской Федерации, в том числе: республиканские бюджеты республик в составе РФ; краевые бюджеты краев
3) местные бюджеты (городские бюджеты городов, районные бюджеты районов в городах.)
Вторым составляющим элементом бюджетного устройства Российской Федерации являются принципы (основные начала) построения бюджетной системы. По БК к ним относятся принципы единства, полноты, реальности, гласности и самостоятельности всех бюджетов, входящих в бюджетную систему РФ.
Принцип единства бюджетной системы обеспечивается единой правовой базой; едиными бюджетными классификациями, используемыми на всей территории РФ; единством формы бюджетной документации (учетной, отчетной, статистической и т.д.); предоставлением с одного уровня бюджета на другой статистической и бюджетной информации, необходимой для составления консолидированных бюджетов соответствующих уровней, а также согласованными принципами бюджетного процесса и единством денежной системы.
Принцип полноты бюджетной системы обеспечивается двумя моментами: полнотой своего структурного состава и полнотой источников дохода, включаемых в бюджеты, и расходов, относимых на соответствующий бюджет. Полнота структуры бюджетной системы показывает, насколько обоснованным является существование именно тех бюджетов, которые имеют место в России на данном этапе. И в этом плане ее следует признать полной, поскольку она соответствует государственному и административному устройству (делению) Российской Федерации как основному критерию своего обоснования.
Принцип полноты обеспечивается и включением в бюджетную систему практически всех видов источников дохода, имеющих место на территории Российской Федерации. В этом состоит принципиальное отличие бюджетов от других денежных фондов.
Принцип реальности бюджетной системы должен обеспечиваться реальными поступлениями денежных средств в бюджеты всех уровней. С этой целью в законодательном порядке определяются конкретные источники доходив, включаемые в бюджеты разного уровня. Они могут быть собственными и заемными, но эти источники должны реально существовать, а их поступление должно гарантироваться государством.
Принцип самостоятельности бюджетов, как указано в законодательстве, обеспечивается наличием собственных источников доходов и правом определять направления их использования и расходования.
Принцип гласности в бюджетной деятельности обеспечивается, во-первых, открытым всесторонним обсуждением бюджетов на предстоящий год и итогов исполнения бюджетов прошедшего года и, во-вторых, доведением до всего общества конкретных показателей бюджетов и итогов их исполнения.
- Сущность и функции финансов.
- Финансовая система России.
- Финансовая деятельность государства: понятие, роль, методы, органы, осуществляющие финансовую деятельность.
- Министерство финансов рф – основной орган, осуществляющий финансовую деятельность (задачи, функции).
- Предмет, метод, источники финансового права.
- Финансовое право в системе российского права: его особенности и связь с другими отраслями права.
- Финансово-правовые нормы: понятие виды, особенности.
- Финансовые правоотношения.
- Понятие, значение, виды финансового контроля.
- Формы и методы финансового контроля.
- Характеристика органов, осуществляющих государственный финансовый контроль.
- Счетная палата рф как субъект государственного финансового контроля.
- Правовые основы независимого (аудиторского) контроля.
- Понятие, роль структура бюджета.
- Бюджетное устройство: понятие и принципы.
- Характеристика доходов бюджета.
- Характеристика расходов бюджета.
- Бюджетный процесс: понятие, стадии.
- Порядок рассмотрения и утверждения бюджета.
- Исполнение бюджета. Контроль за его исполнением.
- Ответственность за нарушение бюджетного законодательства: понятия, основания, особенности.
- Правовое положение государственных внебюджетных фондов в рф.
- Государственный кредит: понятие, роль, источники, виды, отличие от банковского кредита.
- Государственный внутренний и внешний долг. Управление государственным долгом.
- Понятие и виды страхования, обязательное страхование.
- Обязательное страхование вкладов физических лиц в банках рф.
- Правовой статус Банка России.
- Основы взаимодействия Банка России с органами государственной власти.
- Правовые основы организации и деятельности кредитных организаций.
- Банковские операции: понятие, виды, общая характеристика.
- Денежная система рф. Основы правового регулирования денежной системы в рф.
- Правовые основы денежного обращения в Российской Федерации.
- Правила ведения кассовых операций.
- Правовые основы валютного регулирования.
- Валютный контроль.