Ответственность за нарушение бюджетного законодательства: понятия, основания, особенности.
В механизме правового регулирования финансовых отношений финансово-правовая ответственность выполняет юридическую и социальную функции. Социальная функция финансовой ответственности выражается в общем предупреждении финансовых правонарушений посредством побуждения субъектов финансового права к соблюдению норм финансового законодательства*(181).
Выделение финансовой ответственности как самостоятельного вида ответственности обусловлено особенностью правовой природы правонарушения, отличной от природы административного, уголовного или гражданско-правового нарушения. Это означает, что финансовому правонарушению присущи признаки*(182), которые позволяют утверждать, что совершение такого правонарушения влечет за собой не административную, уголовную и гражданско-правовую, а именно финансовую ответственность как разновидность юридической ответственности.
Ответственность за нарушения бюджетного законодательства - вид финансово-правовой ответственности.
Ответственности за нарушения бюджетного законодательства присущи все признаки юридической ответственности. Во-первых, она является разновидностью мер государственного принуждения, т.е. внешнего воздействия государства на поведение участников правоотношений, не зависящего от их воли. Ответственность за нарушения бюджетного законодательства - это реакция государства на противоправное поведение субъектов бюджетного процесса.
Во-вторых, ответственность за нарушения бюджетного законодательства заключается в определенных лишениях личного, имущественного или организационного характера, которые претерпевает нарушитель. С точки зрения государства ответственность представляет собой применение к нарушителю установленных в законодательстве санкций, мер ответственности.
В-третьих, ответственность за нарушения бюджетного законодательства, реализуется в строго определенном порядке, в процессуальной форме. Процессуальная форма позволяет не только упорядочить процесс применения мер ответственности к нарушителям, но и полностью и объективно установить обстоятельства совершения того или иного правонарушения. Кроме того, в процессе привлечения к ответственности выясняются обстоятельства, которые могут иметь значение для выбора мер юридической ответственности и их размера.
В-четвертых, ответственность за нарушение бюджетного законодательства применяется только при наличии оснований. В качестве фактического основания ответственности выступает совершение лицом правонарушения. Такими основаниями может быть:
а) бюджетное правонарушение;
б) нарушение бюджетного законодательства, содержащее признаки административного правонарушения;
в) нарушение бюджетного законодательства, содержащее признаки преступления.
Юридическим основанием для привлечения к ответственности за нарушение бюджетного законодательства выступает наличие в деянии всех признаков состава правонарушения. Под составом правонарушения понимается совокупность внешних (объективных) и внутренних (субъективных) признаков правонарушения, необходимых и достаточных для признания деяния тем или иным правонарушением и применения мер юридической ответственности.
Еще одним основанием ответственности за нарушение бюджетного законодательства является правоприменительный акт уполномоченного государственного органа или должностного лица, который и возлагает на нарушителя определенные санкции (процессуальное основание). Без такого акта (решения, предписания, приговора и т.д.) ответственность наступить не может.
В-пятых, ответственность за нарушения бюджетного законодательства осуществляется специально уполномоченными государственными органами и должностными лицами.
Итак, ответственность за нарушение бюджетного законодательства можно определить как обязанность лица, нарушившего бюджетное законодательство, претерпевать лишения государственно-властного характера, выражающиеся в применении к нему санкций.
Под нарушением бюджетного законодательства в соответствии со ст. 281 БК РФ понимается неисполнение либо ненадлежащее исполнение установленного Бюджетным кодексом РФ порядка составления и рассмотрения проектов бюджетов, утверждения бюджетов, исполнения и контроля над исполнением бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, которое влечет за собой применение к нарушителю мер принуждения.
За совершение нарушений бюджетного законодательства, в зависимости от их характера и степени общественной вредности, могут быть применены меры финансовой, административной или уголовной ответственности.
Финансовая ответственность наступает за совершение бюджетных правонарушений. В отличие от административной и уголовной ответственности, которая установлена соответственно Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и Уголовным кодексом Российской Федерации, меры финансовой ответственности предусмотрены Бюджетным кодексом РФ.
- Сущность и функции финансов.
- Финансовая система России.
- Финансовая деятельность государства: понятие, роль, методы, органы, осуществляющие финансовую деятельность.
- Министерство финансов рф – основной орган, осуществляющий финансовую деятельность (задачи, функции).
- Предмет, метод, источники финансового права.
- Финансовое право в системе российского права: его особенности и связь с другими отраслями права.
- Финансово-правовые нормы: понятие виды, особенности.
- Финансовые правоотношения.
- Понятие, значение, виды финансового контроля.
- Формы и методы финансового контроля.
- Характеристика органов, осуществляющих государственный финансовый контроль.
- Счетная палата рф как субъект государственного финансового контроля.
- Правовые основы независимого (аудиторского) контроля.
- Понятие, роль структура бюджета.
- Бюджетное устройство: понятие и принципы.
- Характеристика доходов бюджета.
- Характеристика расходов бюджета.
- Бюджетный процесс: понятие, стадии.
- Порядок рассмотрения и утверждения бюджета.
- Исполнение бюджета. Контроль за его исполнением.
- Ответственность за нарушение бюджетного законодательства: понятия, основания, особенности.
- Правовое положение государственных внебюджетных фондов в рф.
- Государственный кредит: понятие, роль, источники, виды, отличие от банковского кредита.
- Государственный внутренний и внешний долг. Управление государственным долгом.
- Понятие и виды страхования, обязательное страхование.
- Обязательное страхование вкладов физических лиц в банках рф.
- Правовой статус Банка России.
- Основы взаимодействия Банка России с органами государственной власти.
- Правовые основы организации и деятельности кредитных организаций.
- Банковские операции: понятие, виды, общая характеристика.
- Денежная система рф. Основы правового регулирования денежной системы в рф.
- Правовые основы денежного обращения в Российской Федерации.
- Правила ведения кассовых операций.
- Правовые основы валютного регулирования.
- Валютный контроль.