Административно-правовой статус федеральных органов исполнительной власти: общая характеристика.
Орган исполнительной власти – это организационный коллектив, осуществляющий исполнительно-распорядительную деятельность, наделённый оперативной самостоятельностью, имеющий постоянный штат, образующийся вышестоящим органом, подотчётный и подконтрольный вышестоящему органу исполнительной власти, образование, структура и порядок деятельности которых регламентируется в основном нормами административного права.
Административно-правовой статус органа исполнительной власти как статус коллективного субъекта состоит из трёх блоков:
1) Целевого, включающего нормы о целях, задачах, функциях, принципах деятельности. Являясь инструментом, средством осуществления публичных дел, орган исполнительной власти всегда должен действовать ради системы, элементом которой он является, в «чужих» интересах.
2) Организационно-структурного, включающего в себя правовые предписания, регламентирующие:
а) порядок образования, реорганизации, ликвидации органа;
б) его структуру;
в) его линейную и функциональную подчинённость.
3) Компетенции как совокупности властных полномочий и подведомственности. Её можно рассматривать в функциональном разрезе (компетенция в области планирования, контроля и т.д.), применительно к определённым субъектам (иным государственным органам, предприятиям и учреждениям, общественным объединениям, гражданам).
ОИВ – государственная организация, предназначенная для исполнения функций гос. управления, реализации законов и иных НПА, обладающая определённой компетенцией и государственно-властными полномочиями.
Черты :
ОИВ структурно обособлены, не входят в качестве структурного подразделения в другие организации, органы;
ОИВ функционально обособлены, они самостоятельны в своей компетенции
ОИВ юридически обособлены, каждый орган наделен своей компетенцией.
ОИВ наделены государственно-властными полномочиями и средствами принуждения, что позволяет им реально решать поставленные задачи;
Деятельность ОИВ финансируется либо из средств федерального бюджета, либо из бюджета субъекта РФ.
Все ОИВ независимо от формы являются юридическими лицами;
Сейчас система федеральных органов исполнительной власти определяется Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти», а также Указом Президента РФ от 12 мая 2008 г «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти»
Орган исполнительной власти - это организация, которая, являясь частью государственного аппарата, имеет свою структуру, компетенцию, территориальный масштаб деятельности, образована в соответствии с законодательством, наделена правом выступать по поручению государства, призвана в порядке исполнительной и распорядительной деятельности осуществлять повседневное руководство хозяйственной, социально-культурной, административно-политической сферами, заниматься межотраслевым управлением.
2. Административная правоспособность и дееспособность органов исполнительной власти возникают одновременно с их образованием и определением компетенции; прекращаются в связи с их упразднением.
Образование, структура, порядок деятельности и компетенция органов исполнительной власти (их задачи, функции, права и обязанности. формы и методы деятельности) определены и закреплены в соответствующих законах, положениях и иных нормативных актах.
Органы исполнительной власти:
• осуществляют организационно-распорядительную деятельность;
• наделены оперативной самостоятельностью;
• имеют, как правило, постоянные штаты;
• образуются вышестоящими органами;
• подотчетны и подконтрольны вышестоящим органам исполнительной власти.
Административно-правовой статус органа исполнительной власти как статус коллективного субъекта состоит из следующих блоков.
• целевого (включает нормы о целях, задачах, функциях, принципах деятельности);
• организационно-структурного (предусматривает правовые предписания, регламентирующие: порядок образования, реорганизации и ликвидации; структуру; линейную и функциональную подчиненность);
• компетенционного - совокупность властных полномочий и подведомственности (компетенция в области планирования, контроля и т. д.).
- Понятие управления. Объекты и субъекты управленческой деятельности.
- Содержание управления.
- Виды управления.
- Социальное управление: понятие и особенности.
- Разновидности социального управления.
- Государственное управление: понятие и особенности.
- Предмет и методика административного права.
- Структура административного права.
- Источники административного права.
- Административно-правовой статус: понятие, структура, особенности.
- Виды административно-правовых статусов.
- Административно-правовой статус граждан. Его отличие от административно-правового статуса личности.
- Административно-правовой статус иностранных граждан в рф.
- Административно-правовой статус общественных объединений.
- Административно-правовой статус Президента рф.
- Административно-правовой статус Администрации Президента рф.
- Административно-правовой статус Правительства рф.
- Административно-правовой статус федеральных органов исполнительной власти: общая характеристика.
- Административно-правовой статус федеральных министерств.
- Административно-правовой статус федеральных служб.
- Административно-правовой статус органов исполнительной власти субъектов рф.
- Понятие и виды государственной службы в рф.
- Государственная гражданская служба рф: понятие и разновидности.
- Государственный гражданский служащий: понятие и признаки.
- Категории и группы должностей государственных гражданских служащих.
- Классные чины гражданской службы.
- Обязанности государственных гражданских служащих.
- Ограничения, связанные с государственной гражданской службой.
- Запреты, связанные с государственной гражданской службой.
- Принципы государственной гражданской службы.
- Требования к служебному поведению государственных гражданских служащих.
- Аттестация государственных гражданских служащих.
- Ответственность государственных гражданских служащих.
- Акты государственного управления: понятие и разновидности
- Требования к актам государственного управления.
- Понятие и виды административно-правовых методов.
- Административное стимулирование: понятие, признаки, виды.
- Административное поощрение: понятие, признаки, виды.
- Административное принуждение: понятие, признаки, виды.
- Меры административной ответственности: понятие и виды.
- Предупредительные административные меры: понятие и виды.
- Пресекательные административные меры: понятие и виды.
- Восстановительные административные меры: понятие и виды.
- Понятие и признаки административной ответственности.
- Административное правонарушение: понятие и признак.
- Юридический состав административного правонарушения.
- Административное наказание: понятие и виды.
- Особенности административной ответственности юридических лиц.
- Административный процесс: понятие и задачи
- Стадии и принципы административного процесса.
- Участники административного процесса.
- Органы, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях.
- Доказательства в административном процессе.
- Обеспечительные меры в административном процессе.
- Возбуждение административного дела.
- Рассмотрение административного дела.
- Исполнительное производство: общая характеристика.
- Исполнение административного наказания в виде административного ареста.
- Исполнение административного наказания в виде административного штрафа.
- Исполнение административных наказаний в виде реквизиции и конфискации.
- Исполнение административного наказания в виде административного выдворения.