4. Понятие «система», особенности системы. Информационная система и автоматизированная информационная система (аис).
Информационная система (ИС) – это взаимосвязанная совокупность средств, методов, персонала, используемая для хранения, обработки и выдачи информации в интересах достижения поставленной цели. Для описания системы используют такие понятия, как:
структура (множество элементов и взаимосвязей между ними);
входы и выходы (материальные, финансовые и информационные потоки, входящие в систему и выводимые ею);
законы поведения (функции, связывающие входы и выходы системы);
цели и ограничения (процессы функционирования системы, описываемые рядом переменных; на отдельные переменные обычно накладываются ограничения).
Под управлением понимают изменение состояния системы, ведущее к достижению поставленной цели. Процесс управления системой определяется целями управления, окружающей обстановкой и внутренними условиями. Информационный обмен, который лежит в основе процесса управления системой, заключается в циклическом осуществлении следующих процедур:
сбора информации о текущем состоянии управляемого объекта;
анализа полученной информации и сравнения текущего состояния объекта с желаемым;
выработки управляющего воздействия с целью перевода управляемого объекта в желаемое состояние;
передачи управляющего воздействия объекту.
Автоматизированная информационная система (АИС) – это комплекс, который включает компьютерное и коммуникационное оборудование, программное обеспечение, лингвистические средства, информационные ресурсы, а также системный персонал, обеспечивающий поддержку динамической информационной модели некоторой части реального мира для удовлетворения информационных потребностей пользователей и для принятия решений. Структура АИС: 1. Информационные технологии (ИТ) – инфраструктура, обеспечивающая реализацию информационных процессов сбора, обработки, накопления, хранения, поиска и распространения информации. ИТ предназначены для снижения трудоемкости процессов использования информационных ресурсов, повышения их надежности и оперативности. 2. Функциональные подсистемы и приложения – специализированные программы, предназначенные обеспечить обработку и анализ информации для целей подготовки документов, принятия решений в конкретной функциональной области на базе ИТ. 3. Управление ИС – компонент, который обеспечивает оптимальное взаимодействие ИТ, функциональных подсистем и связанных с ними специалистов, развитие их в течение жизненного цикла ИС.
По сфере применения различают АИС в экономике, в промышленности, в торговле, на транспорте, в правовой сфере, в медицине, в учебных заведениях и т.п.
5. Классификация АИС. Категории пользователей АИС. Соответственно можно выделить следующие виды АИС:
автоматизированные системы обработки данных (АСОД); предназначены для решения хорошо структурированных задач, по которым имеются входные данные, известны алгоритмы и стандартные процедуры обработки.
автоматизированные информационно-поисковые системы (АИПС); автоматизированную информационную правовую систему предназначенную для сбора, систематизации, хранения и поиска правовой информации по запросам пользователей.
автоматизированные информационно-справочные системы (АИСС); это автоматизированная система правовой информации, предназначенная для хранения документированной и фактографической информации и выдачи справок по узким тематическим разделам
автоматизированные информационно-логические системы (АИЛС); предназначены для решения на основе систематизированной правовой информации различного вида простейших логических задач.
автоматизированные рабочие места (АРМ); индивидуальный комплекс технических и программных средств, предназначенный для автоматизации профессионального труда специалиста.
автоматизированные системы управления (АСУ); комплекс программных и технических средств, предназначенных для автоматизации управления различными объектами.
автоматизированные системы информационного обеспечения (АСИО); это система, обеспечивающая максимально полное удовлетворение информационно-правовых потребностей различных правовых образований на основе эффективной организации и использования информационных ресурсов.
экспертные системы (ЭС) и системы поддержки принятия решений. Экспертные системы относятся к системам искусственного интеллекта. Эти системы способны накапливать, обрабатывать знания из некоторой предметной области, на их основе выводить новые знания и решать на основе этих знаний практические задачи, объясняя ход решения.
Пользователей ИС можно разделить на 4 категории:
Администратор системы – это специалист (или группа специалистов), отвечающий за эксплуатацию системы и обеспечение ее работоспособности, понимающий потребности конечных пользователей, работающий с ними в тесном контакте и отвечающий за определение, загрузку, защиту и эффективность работы банка данных.
Прикладные программисты – занимаются разработкой программ для решения прикладных задач, реализации запросов к базе данных.
Системные программисты – осуществляют поддержку информационной системы и обеспечивают ее работоспособность, занимаются разработкой и сопровождением базового программного обеспечения компьютеров (операционных систем, систем управления базами данных, трансляторов, сервисных программ общего назначения).
Конечный пользователь (потребитель информации) – лицо или коллектив, в интересах которых работает ИС. Он работает с ИС повседневно, связан с ограниченной областью деятельности и, как правило, не является программистом. Например, это может быть бухгалтер, маркетолог, финансовый менеджер, руководитель подразделения и др.
6. Информационные технологии, история развития ИТ. Классификация ИТ. Тенденции развития ИТ. Информационные технологии (ИТ) – это комплекс методов переработки разрозненных исходных данных в надежную и оперативную информацию для принятия решений с помощью аппаратных и программных средств с целью достижения оптимальных параметров объекта управления. В условиях рыночных отношений все возрастающий спрос на информацию и информационные услуги привел к тому, что технология обработки информации стала ориентироваться на применение самого широкого спектра технических средств и прежде всего компьютеров и средств коммуникации. На их основе создавались компьютерные системы и сети различных конфигураций с целью не только накопления, хранения, переработки информации, но и максимального приближения терминальных устройств к рабочему месту специалиста или принимающего решения руководителя. Это явилось достижением многолетнего развития ИТ. Развитие рыночных отношений привело к появлению новых видов предпринимательской деятельности и прежде всего к созданию фирм, занятых информационным бизнесом, разработкой информационных технологий, их совершенствованием, распространением компонентов ИТ, в частности программных продуктов, автоматизирующих информационные и вычислительные процессы. К числу компонентов ИТ относят также компьютерную технику, средства коммуникаций, офисное оборудование и специфические виды услуг – информационное, техническое и консультационное обслуживание, обучение и т.п.
28. Способы и методы предупреждения компьютерных преступлений. способы:
1.изъятие средств компьютерной техники (СКТ); традиционные способы совершения обычных видов (“некомпьютерных”) преступлений, в которых действияпреступника
направлены на изъятие чужого имущества.
2.перехват информации; основанные надействияхпреступника,направленныхна
получение данных и машинной информации посредством использования методов
аудиовизуального и электромагнитного перехвата,
3.несанкционированный доступ к СКТ; действия преступника, направленные на получение несанкционированного доступа к средствам компьютерной техники.
4.манипуляция данными и управляющими командами; действия преступников, связанныесиспользованиемметодов манипуляции данными и управляющими командами средств компьютерной техники.
5.комплексные методы.
Обычно выделяются три основные группы мер предупреждения компьютерных преступлений, составляющие в своей совокупности целостную систему борьбы с этим социально опасным явлением:
1)правовые,
2)организационно-технические,
3)криминалистические.
Проблемы, затрудняющие предупреждение и расследование компьютерных преступлений включают в себя:
1)выявившееся несовершенство УК состав преступлений ст. ст. 272, 274 (требуется наличие перечисленных в законе общественно опасных последствий);
2)дефицит специалистов в МВД;
3)отсутствие наработок (методических рекомендаций по изъятию, обыску, осмотру места происшествия и т. п.);
4)недоработанность УПК (в частности неясно, как принимать в качестве доказательства электронный документ)
- 4. Понятие «система», особенности системы. Информационная система и автоматизированная информационная система (аис).
- 7. Роль и место информационных технологий в правовой сфере.
- 11. Автоматизированные информационные системы федеральных органов налоговой полиции.
- 15. Охарактеризуйте положение дел в области информатизации судов общей юрисдикции.
- 18. Информационно-телекоммуникационные технологии в правоохранительной и экспертной деятельности.
- 25. Понятие базы данных, назначение баз данных. Типы баз данных.
- 30. Правовое обеспечение информационной безопасности.
- 38.Понятие «Электронное правительство». Цели, задачи и приоритеты государственной политики по формированию «Электронного правительства».
- 40. Концепция электронного правительства. Основные этапы формирования «Электронного правительства».