logo
informatika

4. Понятие «система», особенности системы. Информационная система и автоматизированная информационная система (аис).

Информационная система (ИС) – это взаимосвязанная совокупность средств, методов, персонала, используемая для хранения, обработки и выдачи информации в интересах достижения поставленной цели. Для описания системы используют такие понятия, как:

Под управлением понимают изменение состояния системы, ведущее к достижению поставленной цели. Процесс управления системой определяется целями управления, окружающей обстановкой и внутренними условиями. Информационный обмен, который лежит в основе процесса управления системой, заключается в циклическом осуществлении следующих процедур:

Автоматизированная информационная система (АИС) – это комплекс, который включает компьютерное и коммуникационное оборудование, программное обеспечение, лингвистические средства, информационные ресурсы, а также системный персонал, обеспечивающий поддержку динамической информационной модели некоторой части реального мира для удовлетворения информационных потребностей пользователей и для принятия решений. Структура АИС: 1. Информационные технологии (ИТ) – инфраструктура, обеспечивающая реализацию информационных процессов сбора, обработки, накопления, хранения, поиска и распространения информации. ИТ предназначены для снижения трудоемкости процессов использования информационных ресурсов, повышения их надежности и оперативности. 2. Функциональные подсистемы и приложения – специализированные программы, предназначенные обеспечить обработку и анализ информации для целей подготовки документов, принятия решений в конкретной функциональной области на базе ИТ. 3. Управление ИС – компонент, который обеспечивает оптимальное взаимодействие ИТ, функциональных подсистем и связанных с ними специалистов, развитие их в течение жизненного цикла ИС.

По сфере применения различают АИС в экономике, в промышленности, в торговле, на транспорте, в правовой сфере, в медицине, в учебных заведениях и т.п.

5. Классификация АИС. Категории пользователей АИС. Соответственно можно выделить следующие виды АИС:

Пользователей ИС можно разделить на 4 категории:

  1. Администратор системы – это специалист (или группа специалистов), отвечающий за эксплуатацию системы и обеспечение ее работоспособности, понимающий потребности конечных пользователей, работающий с ними в тесном контакте и отвечающий за определение, загрузку, защиту и эффективность работы банка данных.

  2. Прикладные программисты – занимаются разработкой программ для решения прикладных задач, реализации запросов к базе данных.

  3. Системные программисты – осуществляют поддержку информационной системы и обеспечивают ее работоспособность, занимаются разработкой и сопровождением базового программного обеспечения компьютеров (операционных систем, систем управления базами данных, трансляторов, сервисных программ общего назначения).

  4. Конечный пользователь (потребитель информации) – лицо или коллектив, в интересах которых работает ИС. Он работает с ИС повседневно, связан с ограниченной областью деятельности и, как правило, не является программистом. Например, это может быть бухгалтер, маркетолог, финансовый менеджер, руководитель подразделения и др.

6. Информационные технологии, история развития ИТ. Классификация ИТ. Тенденции развития ИТ. Информационные технологии (ИТ) – это комплекс методов переработки разрозненных исходных данных в надежную и оперативную информацию для принятия решений с помощью аппаратных и программных средств с целью достижения оптимальных параметров объекта управления. В условиях рыночных отношений все возрастающий спрос на информацию и информационные услуги привел к тому, что технология обработки информации стала ориентироваться на применение самого широкого спектра технических средств и прежде всего компьютеров и средств коммуникации. На их основе создавались компьютерные системы и сети различных конфигураций с целью не только накопления, хранения, переработки информации, но и максимального приближения терминальных устройств к рабочему месту специалиста или принимающего решения руководителя. Это явилось достижением многолетнего развития ИТ. Развитие рыночных отношений привело к появлению новых видов предпринимательской деятельности и прежде всего к созданию фирм, занятых информационным бизнесом, разработкой информационных технологий, их совершенствованием, распространением компонентов ИТ, в частности программных продуктов, автоматизирующих информационные и вычислительные процессы. К числу компонентов ИТ относят также компьютерную технику, средства коммуникаций, офисное оборудование и специфические виды услуг – информационное, техническое и консультационное обслуживание, обучение и т.п.

28. Способы и методы предупреждения компьютерных преступлений. способы:

1.изъятие средств компьютерной техники (СКТ); традиционные способы совершения обычных видов (“некомпьютерных”) преступлений, в которых действияпреступника

направлены на изъятие чужого имущества.

2.перехват информации; основанные надействияхпреступника,направленныхна

получение данных и машинной информации посредством использования методов

аудиовизуального и электромагнитного перехвата,

3.несанкционированный доступ к СКТ; действия преступника, направленные на получение несанкционированного доступа к средствам компьютерной техники.

4.манипуляция данными и управляющими командами; действия преступников, связанныесиспользованиемметодов манипуляции данными и управляющими командами средств компьютерной техники.

5.комплексные методы.

Обычно выделяются три основные группы мер предупреждения компьютерных преступлений, составляющие в своей совокупности целостную систему борьбы с этим социально опасным явлением:

1)правовые,

2)организационно-технические,

3)криминалистические.

Проблемы, затрудняющие предупреждение и расследование компьютерных преступлений включают в себя:

1)выявившееся несовершенство УК состав преступлений ст. ст. 272, 274 (требуется наличие перечисленных в законе общественно опасных последствий);

2)дефицит специалистов в МВД;

3)отсутствие наработок (методических рекомендаций по изъятию, обыску, осмотру места происшествия и т. п.);

4)недоработанность УПК (в частности неясно, как принимать в качестве доказательства электронный документ)