logo
informatika

15. Охарактеризуйте положение дел в области информатизации судов общей юрисдикции.

Анализ работ по информатизации судов в последние годы показывает, что эти работы выполняются непоследовательно, в условиях отсутствия единой стратегии и системного проекта информатизации судов, разработанного на федеральном уровне. Низкая эффективность использования разрозненных средств информатизации судов обусловливает остроту проблемы выработки системного подхода к компьютеризации в данной сфере. В условиях отсутствия в большинстве судов первой инстанции современных компьютерных технологий судебная практика характеризуется серьезными нарушениями процессуальных сроков рассмотрения дел и заявлений по выполнению международно-правовых обязательств. До 50% и более исков о восстановлении на работе, по жилищным спорам, о лишении родительских прав и т.д., не рассматриваются судами месяцами, а то и годами. В результате у граждан теряется вера в возможность найти защиту в суде. Медлительность судов при рассмотрении уголовных дел приводит к увеличению сроков содержания обвиняемых под стражей. В связи с изменениями социально-экономической обстановки в России, ростом преступности, увеличением и качественным изменением содержания гражданских дел, расширением возможностей обжалования в суд неправомерных действий должностных лиц нагрузка на суд возрастает с каждым годом. Исходя из штатной численности судей, сегодня на одного судью приходится около 50 рассматриваемых дел в месяц, что больше нормативной нагрузки в 2,5 раза. В настоящее время в России один судья приходится на 9,5 тыс. человек населения, для сравнения - во Франции на 6, в ФРГ на 4, в Англии на 3 тыс. человек. На уровень информатизации судов существенное влияние в последние годы оказывает отсутствие надлежащего финансирования. По этой причине большая часть районных судов общей юрисдикции, не имея компьютерных средств, находятся в беспрецедентно тяжелом положении. Вступление России в Европейский Союз накладывает на страну обязательства, связанные с выполнением международных стандартов по обмену правовой информацией (включая судебную) в электронном виде по сети Интернет. Анализ сложившейся ситуации показывает, что компьютеризация судов является стратегическим направлением повышения оперативности судопроизводства в России. Совершенствование информационного взаимодействия судов и органов Судебного департамента требует постепенного перехода на международные стандарты обмена данными в электронной форме. Состояние средств информатизации судов общей юрисдикции определяется, прежде всего, результатами работ, выполненных по заказам Минюста России в соответствии с Концепцией правовой информатизации России, а также работ в рамках Программы информатизации судов и органов юстиции на 1996-1997 годы, одобренной Постановлением Совета судей Российской Федерации от 27 марта 1996 года. Разработка средств автоматизации процессов судопроизводства, судебного делопроизводства и судебной статистики была направлена на создание типовой информационной системы для судов. Помимо повышения качества процессов судопроизводства, эта система позволяет руководителям судов, оснащенных соответствующими средствами автоматизации, своевременно получать объективную информацию о состоянии рассмотрения уголовных и гражданских дел, о нагрузке судей, календарных планах работы судей, качестве рассмотрения дел в судах первой инстанции и другую справочную информацию. Оценивая проблемную ситуацию по информатизации судов общей юрисдикции в целом, можно сделать следующие выводы. Наряду с определенными результатами по реализации указанной выше Программы, в данной сфере имеет место ряд недостатков и проблем, требующих своего решения. Работы по информатизации проводились в условиях отсутствия документов, определяющих идеологию информатизации судов общей юрисдикции в целом. Недостаточное внимание уделялось вопросам приоритетной разработки системообразующих механизмов формирования единой информационной инфраструктуры судов, в частности, разработки механизмов организационно-правового и методического обеспечения работ по внедрению и эксплуатации компьютерных средств в судах, механизмов формирования единой системы классификации и кодирования судебной информации и унифицированной системы документооборота. Слабо финансировались работы по внедрению унифицированных средств автоматизированного сбора и анализа первичной судебной информации, объективно возникающей и используемой в судебном процессе (справочные листы по гражданским и уголовным делам, протоколы судебных заседаний, информация о субъектах судебного процесса, об условиях назначения дел к рассмотрению и др.). Унификация системы первичных информационных ресурсов является одним из важных условий эффективного информационного взаимодействия судов разных инстанций, следственных органов и органов прокуратуры. Отсутствие межведомственных соглашений по унификации электронных форм документов и методических материалов по обеспечению целостной структуры информационного поля первичной судебной информации затрудняет получение агрегированных аналитических и прогнозных оценок, необходимых председателям судов и органам Судебного департамента для принятия управленческих решений. Унифицированная компьютерная техника, в связи с ограниченным финансированием, поставлялась в сравнительно небольшое число судов районного уровня. При этом свыше 13% судов общей юрисдикции вообще не имеют вычислительной техники, а доля устаревших компьютеров в среднем составляет 64%. Оснащение судов разрозненными средствами вычислительной техники затрудняет увязку процессов обмена информацией в электронной форме, а устаревший компьютерный парк не дает возможности судам использовать современные информационные технологии. Фактически, значительная часть судов, оснащенных морально устаревшими компьютерами, не имеют возможности использовать средства новых информационных технологий. Это свидетельствует об остроте проблемы оснащения судов России компьютерной техникой и о крайней необходимости ее модернизации. Остро стоит проблема обеспечения работоспособного состояния и эффективной эксплуатации разнородных компьютерных средств в судах. Содержание баз данных правовой информации, используемых в судах не учитывает в достаточной степени специфику потребностей судей и аппаратов судов в этой информации. В этой связи необходимо решить проблему адаптации средств информационно-правового обеспечения деятельности судов на основе различных баз данных правовой информации. При этом важно обеспечить оперативное поступление правовой информации в суды с использованием электронной почты и сети "Интернет", а также обобщение и систематизацию материалов судебной практики Верховного Суда РФ, верховных судов республик, краевых, областных и равных им судов. Разработанные для судов средства прикладного программного обеспечения (программное обеспечение технологии судебного делопроизводства на базе автоматизированных рабочих мест, а также программные комплексы "Кадры", "Комплексная бухгалтерия", "Статистика" и "Документооборот") нашли применение лишь в небольшом числе судов. Внедрение программ автоматизированной технологии судебного делопроизводства можно рассматривать лишь как первый этап в создании эффективной системы судебного делопроизводства. Опыт их практического использования можно взять за основу при продолжении работ по информатизации в сфере судопроизводства. Созданная технология сбора и обработки судебной статистики также нуждается в совершенствовании. В большинстве районных судов из-за отсутствия компьютерной техники статистическая отчетность готовится вручную. В областном звене в 27 судах из 86 отсутствуют необходимые средства передачи статистических данных в Центр. Требует своего решения проблема телекоммуникационного обеспечения информационного взаимодействия судов с органами государственной власти и правоохранительными органами Российской Федерации. Качественное разрешение создавшейся проблемной ситуации в сфере информатизации судов общей юрисдикции лежит на пути комплексного решения вопросов по всем видам обеспечения деятельности судебной системы в соответствии с определенными целями и задачами.

17. Информационное обеспечение правоохранительных органов. В правоохранительной деятельности по своему назначению можно выделить автоматизированные информационные системы (АИС) для сбора и обработки учетной и статистической информации, оперативные, для следственной практики, криминалистические, управленческие, для экспертной деятельности. Используются также: - автоматизированные системы обработки данных (АСОД); - автоматизированные информационно-поисковые системы (АИПС); - автоматизированные информационно-справочные системы (АИСС); - автоматизированные рабочие места (АРМ); - автоматизированные системы управления (АСУ); - экспертные системы.

АСОД обычно применяются для выполнения относительно несложных, стандартных операций с данными, автоматизируют работу персонала невысокой квалификации.

АИПС служат для поиска, отбора, выдачи правовой и криминалистической информации по запросам, оформленным соответствующим образом; бывают документальные и фактографические.

АИСС выдают справки по вопросам правоохраны и правопорядка по запросам без сложного преобразования данных.

Автоматизированное рабочее место (АРМ) представляет собой комплекс технических и программных средств автоматизации профессиональной деятельности. В типовой состав АРМ входят:

Технические средства

АСУ представляют собой комплексы технических и программных средств для автоматизированного управления различными службами и органами правоохраны. Основная функция таких АСУ — обеспечение руководителей служебной информацией. Практически это система связанных АРМ. Примером может служить АСУ «Дежурная часть» (АСУ ДЧ), предназначенная для управления силами и средствами ОВД в оперативной работе. Основные функции АСУ: 1) оперативный сбор и анализ оперативной информации, выдача указаний подразделениям ОВД, контроль выполнения оперативной работы в реальном масштабе времени, управление подвижными милицейскими группами (на автомобилях, мотоциклах и других моторизованных средствах передвижения); 2) сбор, обработка, хранение информации; отображение информации о размещении сил и средств, а также о местах совершения преступлений на фоне представленных на экране («электронных») карт; 3) сбор информации о правонарушителях, похищенных вещах и транспортных средствах; выдача информации по запросам органов внутренних дел с использованием банков данных; 4) регистрация деятельности органов внутренних дел, подготовка отчетов о работе, анализ процессов (событий).