7. Роль и место информационных технологий в правовой сфере.
В основе многочисленных связей между человеком и обществом лежат информационные процессы. Так, все политические, экономические, правовые и многие другие взаимоотношения имеют в своей основе информационный характер. Например, в основе судебного процесса лежит взаимодействие между данными, представленными фактами и свидетельствами, с одной стороны, и методами, закрепленными в законодательной базе и других нормативных актах, с другой стороны. В результате этого процесса образуется информация, которая закрепляется в судебном решении. Судебное решение, задокументированное в установленном порядке, становится данными, которые будут востребованы на следующем этапе — при исполнении судебного решения. Продолжая анализ, мы можем убедиться, что и другие общественные процессы, например законодательный, имеют информационный характер.В России информатизация правовой сферы жизни общества поднята до уровня государственной политики. Государство при участии негосударственных структур проводит целенаправленный комплекс мер по внедрению в деятельность органов власти и управления новейших информационных технологий, компьютерных систем и сетей, автоматизированных рабочих мест, экспертных и консультационных систем (на базе идей искусственного интеллекта). Государственная политика информатизации правовой сферы имеет своей конечной целью создание в России общенациональной автоматизированной системы правовой информации, посредством которой должна быть обеспечена более полная правовая информированность граждан, повышение эффективности права и его применения, и тем самым усилена «правовая плотность общества». Она призвана охватить территорию всей России, все регионы и поднять на более высокий уровень деятельность органов государственной власти и управления, правоохранительных органов, органов местного самоуправления. Нормативной основой информатизации правовой сферы является ряд указов Президента РФ. Указ Президента РФ от 28 июня 1993 г. № 966 «Концепция правовой информатизации России» определяет основные направления информатизации:
информатизация правотворчества;
информатизация правоприменительной деятельности;
информатизация правоохранительной деятельности;
информатизация правового образования и воспитания;
правовое обеспечение процессов информатизации.
Однако этот Указ не решил всех проблем нормативно-правового регулирования данной сферы. В нем в минимальной мере затронуты организационно-правовые вопросы. Этот пробел был восполнен Указом Президента от 4 августа 1995 г. «О президентских программах по правовой информатизации». Этм указом предусмотрена разработка программ правовой информатизации:
органов государственной власти РФ;
органов исполнительной власти РФ;
органов государственной власти субъектов РФ.
8. Автоматизированные информационные системы органов прокуратуры Российской федерации. Единая информационная среда создается для органов прокуратуры, распределенных по всей территории России и образующих трехуровневую систему: 1 уровень - Генеральная прокуратура РФ; 2 уровень - прокуратуры республик в составе Российской Федерации; прокуратуры краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области, автономных округов; иные территориальные прокуратуры; специализированные прокуратуры, приравненные к прокуратурам областей; 3 уровень - прокуратуры городов и районов; специализированные прокуратуры, приравненные к прокуратурам районов. В настоящее время в Генеральной прокуратуре РФ функционируют:
1)отдел писем (12 рабочих станций) для решения задачи "Жалоба";
2)управление кадров (5 рабочих станций);
3)отдел статистики (5 рабочих станций);
4)отдел по законодательству Российской Федерации (объединяет 35 рабочих станций) для информационного обслуживания сотрудников Генеральной прокуратуры РФ.
На региональном уровне действуют:
1)АСИО "Надзор за следствием и дознанием", включающая подсистемы обработки информации по уголовным делам с продленными сроками следствия и содержания обвиняемых под стражей, по делам о преступлениях, совершенных организованными группами;
2)АСИО о кадровом составе органов прокуратуры, где существует персональный учет кадров, контроль за проведением аттестации сотрудников прокуратуры и реализацией результатов ее проведения;
3)АСИО по надзору за законностью судебных постановлений по уголовным делам;
4)АСИО по надзору за законностью постановлений судов по гражданским делам;
5)автоматизированная система обработки статистически информации о работе прокурора, отчета о следственной работе, о рассмотрении заявлений и сообщений о преступлениях;
6)автоматизированные системы информационного обеспечения расследования преступлений;
7)автоматизированная система учета нераскрытых убийств.
9. Автоматизированные информационные системы судов и органов юстиции. Автоматизированная информационная подсистема "Правотворчество" представляет собой экспертную систему, включающую правовые базы данных и базы знаний, она позволит более эффективно и качественно выполнять задачи и функции законопроектной деятельности, возложенные на Минюст России.
Основным информационным ресурсом системы правовой информации Министерства юстиции РФ являются базы данных правовых актов. Ресурс включает в себя несколько массивов информации: компьютерные базы данных "Фонд", "Эталон", фонд правовых актов на бумажных носителях.
На основании Положения о Министерстве юстиции РФ Минюст РФ осуществляет обмен правовой информацией с иностранными государствами, координирует деятельность по созданию национальных банков данных законодательства государств-участников СНГ. Деятельность Министерства юстиции РФ в области информатизации правовой сферы учитывает международные стандарты и нормы, применяемые в этой области. Информационные системы Министерства юстиции РФ строятся с учетом перспективы интеграции в различные международные информационные системы, как этого требуют явно прослеживающиеся сегодня тенденции согласовываться с решением задач планирования государственной социально-экономической политики.
Важным направлением информатизации судебной системы является создание автоматизированной системы Судебного департамента (АС СД) - ключевого звена единой информационной инфраструктуры судов. Основными объектами АС СД являются:
1) центральный аппарат Судебного Департамента;
2)территориальные управления (отделы) Судебного департамента;
3)верховные суды республик, краевые и областные суды;
4)суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов;
5)районные суды;
6)военные суды;
7)мировые судьи.
Комплексы средств автоматизации и их прикладное программное и информационное обеспечение создаются в рамках следующих функциональных подсистем АС СД:
1. Подсистема информационной поддержки принятия решений и контроля их исполнения в системе Судебного департамента (шифр подсистемы - "Управление").Подсистема включает в свой состав программно-информационный комплекс "Корпоративный справочник Судебного департамента", обеспечивающий хранение и отображение справочных сведений по запросам руководства судов и органов Судебного департамента. 2. Подсистема организационного обеспечения деятельности судов и территориально-объектового контроля (шифр подсистемы - "Организационное обеспечение").В подсистеме организуется обобщение данных территориально-объектового контроля по всем видам обеспечения деятельности судов, а также поддерживается в актуальном состоянии справочная информация о пользователях корпоративной сети Судебного департамента, такая, как наименование судов или органов Судебного департамента, их реквизиты, рабочие телефоны, e-mail, факс суда или органа Судебного департамента, каталог доступных информационных ресурсов и другая служебная информация. 3. Подсистема финансового обеспечения деятельности судов и органов Судебного департамента (шифр подсистемы - "Финансы"). 4.Подсистема автоматизированного решения задач материально-технического (ресурсного) обеспечения деятельности судов. В подсистеме организуется автоматизированный учет информации о нормах обеспечения, потребностях, наличии и движении различных ресурсов в судах и органах Судебного департамента (шифр подсистемы - "Ресурсы"). 5. Подсистема информационно-правового обеспечения деятельности судов и органов Судебного департамента. Подсистема должна обеспечить доступ к системам правовой информации, а также ведение баз данных по судебной практике (шифр подсистемы - "Право"). 6. Подсистема судебной статистики (шифр подсистемы - "Статистика«). 7. Подсистема автоматизированного делопроизводства и документооборота органов Судебного департамента (шифр подсистемы - "Делопроизводство-СД"). 8. Подсистема автоматизированного решения задач управления кадрами (шифр подсистемы - "Кадры").В подсистеме реализуются задачи кадрового обеспечения деятельности судов и органов Судебного департамента, задачи социального обеспечения судей, в том числе пребывающих в отставке, членов их семей, а также государственных служащих. Создаются, а также обновляются базы данных "Штатное расписание", "Кадры", "Социальное страхование". 9. Подсистема автоматизированного решения задач капитального строительства, эксплуатации зданий и сооружений судов и органов судебного департамента (шифр подсистемы - "Строительство"). 10. Подсистема дистанционного обучения работников судов и органов Судебного департамента (шифр подсистемы - "Обучение"). 11. Подсистема учета обращений граждан, обработки сообщений и контроля исполнения поручений (шифр подсистемы - "Обращения"). 12. Подсистема взаимодействия с органами государственной власти и доступа к информационным ресурсам информационно-телекоммуникационной системы специального назначения (ИТКС), создаваемой в интересах органов государственнойвласти (шифр подсистемы - "Взаимодействие ИТКС"). 13. Подсистема информационного обеспечения международного сотрудничества (шифр подсистемы - "Сотрудничество"). 14. Технологическая подсистема "Ведомственная информационная сеть (ВИС) на основе Общероссийского Технического Информационного Канала (ОТИК)". 15. Подсистема технологического и методического обеспечения работы судов и органов Судебного департамента (шифр подсистемы - "Техпомощь"); 16. Подсистема ведения программно-информационных и телекоммуникационных стандартов Судебного департамента (шифр подсистемы - "Стандарт СД"). 17. Подсистема отображения картографической информации и формирования отчетных документов для анализа деятельности судов с использованием средств географической информационной системы - ГИС (шифр подсистемы - "ГИС СД"). Подсистема включает в себя программное обеспечение ГИС с интерфейсом, ориентированным на использование в деятельности СД, набор электронных карт, а также комплект технических средств, необходимый для выпуска графических документов (территориально-распределенные статистические данные, административно-территориальные границы для районных судов и участков мировых судей).
10. Автоматизированные информационные системы Министерства внутренних дел РФ. Информация, используемая в органах внутренних дел, содержит сведения о состоянии преступности и общественного порядка на обслуживаемой территории, о самих органах и подразделениях, их силах и средствах. В дежурных частях, у оперработников, участковых инспекторов милиции, следователей и других подразделений накапливаются данные оперативно-розыскного и оперативно-справочного назначения, в которых содержатся сведения:
1)о правонарушителях и преступниках;
2)о владельцах автомототранспортных средств;
3)о владельцах огнестрельного оружия;
4)о событиях и фактах криминального xapaктера, правонарушениях;
5)о похищенных и изъятых вещах, предметах антиквариата;
а также другая информация, подлежащая хранению.
Службы и подразделения органов внутренних дел характеризуются данными:
1)о силах и средствах, которыми располагает орган;
2)о результатах их деятельности.
Учет - это система регистрации и хранения информации о лицах, совершивших преступления, о самих преступлениях и связанных с ними фактах и предметах.
Главный информационный центр - самый крупный банк оперативно-справочной и розыскной информации в системе МВД России. На него возложена задача обеспечения органов и учреждений внутренних дел различной информацией - статистической, розыскной, оперативно-справочной, криминалистической, производственно-экономической, научно-технической, архивной.
Информационные центры являются головными подразделениями в системе МВД, УВД, УВТД в области информатизации: обеспечении статистической, оперативно-справочной, оперативно-розыскной, криминалистической, архивной и иной информацией
Учеты классифицируются по функциональному и объектовому признакам. Функционально учеты разделяются на три группы:
оперативно-справочные; розыскные; криминалистические.
По объектовому признаку учеты разделяют на три группы: лиц; преступлений (правонарушений); предметов.
Автоматизированные учеты состоят из ряда автоматизированных информационно-поисковых систем (АИПС). Накопление и обработка криминальной информации с помощью АИПС осуществляются в региональных банках криминальной информации (РБКИ).
- 4. Понятие «система», особенности системы. Информационная система и автоматизированная информационная система (аис).
- 7. Роль и место информационных технологий в правовой сфере.
- 11. Автоматизированные информационные системы федеральных органов налоговой полиции.
- 15. Охарактеризуйте положение дел в области информатизации судов общей юрисдикции.
- 18. Информационно-телекоммуникационные технологии в правоохранительной и экспертной деятельности.
- 25. Понятие базы данных, назначение баз данных. Типы баз данных.
- 30. Правовое обеспечение информационной безопасности.
- 38.Понятие «Электронное правительство». Цели, задачи и приоритеты государственной политики по формированию «Электронного правительства».
- 40. Концепция электронного правительства. Основные этапы формирования «Электронного правительства».