Основные виды бизнеса в интернете
Компании электронной коммерции используют различные виды и формы бизнеса: электронные магазины, электронные витрины, электронные биржи, электронные аукционы, электронные торговые площадки, электронные рекламные или туристические агентства, электронные консультационные центры и т.п.
На сегодняшний день основу электронной коммерции составляет электронная торговля. Наиболее распространенным критерием для классификации компаний электронной коммерции является уровень технологий, применяющихся для организации торгового процесса. На практике системы для торговли редко бывают полностью автоматизированными, и по степени автоматизации такие системы можно классифицировать как веб-витрины и электронные магазины.
Электронная витрина. Электронная витрина — специализированный веб-сайт, на котором опубликована информация о предлагаемых товарах и услугах, но отсутствуют функции автоматического оформления покупки и механизмы приема электронных платежей. Обычно это достаточно простые и недорогие сайты, представляющие товары в виде стандартного каталога. Иногда они могут производить операции оформления заказа и выставления счета, но на этом этапе работа с заказом переходит к менеджеру по продажам.
Далее менеджер организовывает связь со складом, доставку товара покупателю и прием оплаты за покупку Параллельно с операциями, относящимися непосредственно к продаже товаров, требуется тщательное изучение спроса, проведение рекламных мероприятий и т.д.
Таким образом, электронная витрина не требует разработки и установки на сервере какого-либо специального программного обеспечения, и это позволяет подготовить и запустить подобный проект за несколько дней. Однако такая система требует найма дополнительного квалифицированного персонала, а также не всегда удобна для покупателей.
Тем не менее электронная витрина может стать оптимальным решением для компаний, торгующих товарами различных специализированных категорий, товаров, не покупаемых в Интернете, или для компаний, производящих свой товар на заказ под конкретные требования покупателя.
Электронный магазин. В отличие от электронных витрин полнофункциональные электронные магазины обычно оснащены специализированным программным обеспечением, полностью обслуживающим технологический процесс электронной торговли. Одним из самых известных электронных магазинов в мире является книжный магазин Amazon (www.amazon.com), а наиболее успешным примером электронного магазина в Рунете является магазин «Озон» (www.ozon.ru).
Электронный магазин осуществляет демонстрацию товара посетителю, формирование заказа, подсчет его полной стоимости и автоматически взаимодействует с базами данных, содержащими информацию о наличии товаров на складе. Также он принимает платежи от держателей банковских карт и пользователей электронных платежных систем, т.е. выполняет полное сопровождение сделки от выбора товара до контроля за получением оплаты.
Программное обеспечение электронного магазина обычно позволяет организовать ряд вспомогательных функций, таких, как поиск по категориям товаров, получение дополнительной информации о товаре, техническая поддержка пользователей и т.д.
Большинство современных программных пакетов, предназначенных для создания электронного магазина, позволяют выполнить полный комплекс функций магазина — от идентификации и авторизации пользователя до подготовки бухгалтерской документации; они имеют механизмы взаимодействия с бухгалтерскими приложениями, что заметно облегчает процесс учета продаж и подготовки налоговой отчетности.
Среди таких программных пакетов можно назвать Microsoft Merchant Server, Netscape Commerce Xpert, Oracle Internet Commerce Server и др. Из российских систем можно отметить 1С: Аркадия Интернет-магазин, MoneyMethods и др.
Помимо программного обеспечения настоящий электронный магазин должен иметь внутреннюю инфраструктуру, скрытую от глаз покупателя. В такую инфраструктуру могут входить служба доставки товаров, склад и отдел снабжения, технический отдел, осуществляющий круглосуточную поддержку веб-сайта и программного обеспечения, собственная бухгалтерия и отдел рекламы.
Таким образом, электронный магазин — это достаточно большое предприятие с разветвленной внутренней структурой, полностью ориентированное на получение прибыли за счет прямых продаж какой-либо продукции пользователям Интернета.
В последнее время сильно возросла популярность сервисных служб, предоставляющих всем заинтересованным организациям готовые электронные магазины в аренду. В большинстве случаев владельцам магазина достаточно лишь загрузить на сервер прайс-листы, описание предлагаемых товаров, а также дополнительные иллюстрированные и текстовые материалы, после чего они могут принимать поступающие заказы. Безусловно, количество предлагаемых арендаторам сервисных возможностей зависит от стоимости аренды электронного магазина (в среднем 150-300 долл. в месяц), используемого на сервере программного и аппаратного обеспечения и других характеристик технической площадки.
Электронный аукцион. Электронные аукционы — это специализированные серверы, предоставляющие своим посетителям возможность осуществлять торги в режиме реального времени при помощи сети Интернет. Одним из наиболее популярных аукционов в мире является аукцион ЕЪау (www.ebay.com), а в российском сегменте Интернета — «Молоток» (www.molotok.ru).
Для того чтобы стать участником такого аукциона, достаточно зарегистрироваться в базе данных сервера аукциона, после чего можно выставлять что-либо на торги. При открытии лота для него устанавливается стартовая цена и продолжительность торгов (обычно она составляет временной интервал в 3, 5, 7, 10, 15, 20 или 30 дней). После этого покупатели повышают минимальную ставку с целью перебить цену конкурентов. Как только истечет срок продолжительности торгов, сервер автоматически направит продавцу и покупателю, назначившему самую высокую цену, координаты друг друга, после чего они решают вопросы обмена товара на деньги самостоятельно. Участники торгов могут обменяться впечатлениями и обсудить уже состоявшиеся сделки на специализированных форумах аукциона.
В электронной коммерции, также как и в традиционной, используются такие типы аукционов, как стандартный, обратный, немецкий и т.д.
Коммерческая выгода организаторов электронного аукциона чаще всего заключается в продаже рекламной площади на страницах сайта, поскольку посещаемость таких ресурсов весьма высока. Как правило, помимо аукциона подобные серверы предоставляют своим клиентам целый ряд дополнительных услуг, например службы новостей или доступ к электронной почте, что заметно увеличивает приток посетителей и, соответственно, прибыль от рекламы.
Yandex.RTB R-A-252273-3