logo
Митряев лекции / ИБИС гр

4.2. Юридические аспекты.

Правовое обеспечение защиты информации охватывает отношения, возникающие при:

- формировании и использовании информационных ресурсов на основе создания, сбора, обработки, накопления, хранения, поиска, распространения и предоставления потребителю документированной информации;

- при создании и использовании информационных технологий и средств их обеспечения;

- при защите прав субъектов, участвующих в информационных процессах и информатизации.

Основой построения концепции правового обеспечения является подразделение всех информационных ресурсов на категории открытого и ограниченного доступа.

Причем информация ограниченного доступа по условиям ее правового режима в свою очередь подразделяется на отнесенную к государственной тайне и конфиденциальную.

В системе правового обеспечения безопасности информации вид-нос место занимает правоохранительное законодательство, включающее нормы об ответственности за нарушения в области информатизации и логически завершающее комплекс организационно-правовых и технических мер и средств зашиты информации и систем ее обработки. Оно должно быть направлено не только и не столько на наказание за преступные посягательства на информацию и информационные системы скот ко на их предупреждение.

В целях комплексного подхода к формированию законодательства по проблемам информации и информатизации в России в апреле 1992 г. была утверждена "Программа подготовки законодательного и нормативного обеспечения работ в области информатизации". В соответствии с этой Программой была намечена разработка базового Закона Российской Федерации "Об информации, информатизации и защите информации", а также специальных законов "О государственной тайне", "О коммерческой тайне", "Об ответственности за злоупотребления при работе с информацией" и др.

Базовый Закон "Об информации, информатизации и защите информации" занимает центральное место во всей системе правового обеспечения безопасности информации. Закон впервые в законодательной практике Росс ни.

определяет обязанности государства в сфере формирования информационных ресурсов и информатизации, основные направления государственной политики в этой сфере;

закрепляет права граждан, организаций, государства на информацию;

устанавливает правовой режим информационных ресурсов на основе применения в этой области порядка документирования, права собственности на документы и массивы документов к информационных системах, деления информации по признаку доступа на открытую и с ограниченным доступом порядка правовой зашиты информации;

развивает правовой режим признания за документами, полученными из автоматизированной информационной системы, юридической силы, в том числе на основе подтверждения электронной цифровой подписью;

определяет информационные ресурсы как элемент состава имущества и объект права собственности;

устанавливает основные права и обязанности государства, организаций, граждан в процессе создания информационных систем, создания и развития научно технической. производственной базы информатизации, формирования рынка информационной продукции, услуг в этой сфере;

разграничивает права собственности и права авторства на информационные системы, технологии и средства их обеспечения;

устанавливает правила и общие требования ответственности за нарушение норм законодательства в области информатизации и защиты информации в системах ее обработки гарантии субъектов в процессе реализации права на информацию, гарантии безопасности в области информатизации.

В Законе предусмотрена специальная глава, посвященная защите информации. В этой главе устанавливается, что защите подлежит вся документированная информация, обращение с которой может нанести ущерб ее собственнику, владельцу, пользователю или иному лицу. Режим защиты устанавливается:

в отношении сведений, отнесенных к государственной тайне, уполномоченными органами на основании Закона Российской Федерации "О государственной тайне";

в отношении конфиденциальной документированной информации собственником информационных ресурсов или уполномоченным лицом на основании настоящего закона;

в отношении персональных данных - отдельным федеральным законом.

На официальном уровне государственная система защиты информации в России была сформирована в 1973 г. в рамках действия государственной ко­миссии СССР по противодействию иностранным техническим разведкам. На­чиная с 1992 г., проблемы информационной безопасности в новых экономиче­ских и правовых условиях вышли из круга оборонной тематики и обусловили тем самым создание в общегосударственном масштабе более совершенной сис­темы информационной безопасности. Создание такой системы, прежде всего, потребовало разработать необходимую нормативно-правовую базу: Концепцию национальной безопасности Российской Федерации, Доктрину информацион­ной безопасности Российской Федерации и ряд других документов.

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4