3.3.3. Защита предпринимательской и финансовой деятельности.
Данный аспект проблемы решается путем создания законодательного механизма, определяющего понятие "коммерческая тайна" и устанавливающего условия для осуществления добросовестной конкуренции, квалификации промышленного шпионажа как элемента недобросовестной конкуренции.
К этому же направлению можно отнести создание механизмов защиты авторских прав, в частности прав авторов программной продукции. Последний аспект отражен в директиве ЕС "О защите программ для ЭВМ и баз данных" (1990 г.).
Разработанные на международном уровне концептуальные основы и принципы защиты информации нашли отражение в национальных законодательствах ведущих стран Запада. Ниже приведены некоторые примеры действующих в них законодательных актов:
Великобритания - Билль о надзоре за данными (1969 г.). Закон о защите информации (1984 г.);
Франция - Закон об информатике, картотеках и свободах (1978 г.);
ФРГ - Закон о защите данных персонального характера от злоупотреблений при обработке данных (1977 г ). Закон о защите информации (1978 г.);
США - Закон о тайне частной информации (1974 г.). Акт о злоупотреблениях в использовании ЭВМ (1986 г.), Закон о безопасности компьютерных систем (1987 г.);
Канада Закон о компьютерных и информационных преступлениях (1985 г.).
Наиболее развитое законодательство в этой сфере действует в США (свыше сотни различных законодательных актов). Законодательство США охватывает:
определение и закрепление государственной политики в области информатизации,
обеспечение развитого производства, технологий;
борьбу с монополизмом и стимуляцию приоритетных направлений;
организацию информационных систем;
защиту прав потребителя, особенно прав граждан на информацию, защиту информации о гражданах;
регулирование прав разработчиков программ для ЭВМ.
В большинстве стран в законодательствах установлена ответственность за нарушение порядка обработки и использования персональных данных; компьютерные преступления расцениваются как преступления, представляющие особую опасность для граждан, общества и государства, и влекут значительно более жесткие меры наказания, нежели аналогичные преступления, совершенные без применения компьютерной техники как преступления рассматриваются также действия, создающие угрозу нанесения ущерба, например, попытка проникновения в систему, внедрение программы-вируса и т.п.
Говоря об отечественном опыте правового обеспечения информатизации и защиты информации, необходимо отметить, что вопрос этот был впервые поставлен в России в 70-х годах в связи с развитием АСУ различных уровней. Однако, нормативная основа в ту пору не вышла за рамки ведомственных актов, нескольких постановлений правительства и аналогичных актов республиканского уровня. Поэтому законодательное регулирование процессов информатизации к: началу 90-х годов нельзя было назвать удовлетворительным. Необходимо было срочно создать правовую основу информатизации России, законодательно обеспечить эффективное использование информационного ресурса общества, урегулировать правоотношения на всех стадиях и этапах информатизации, защитить права личности в условиях информатизации сформировать механизм обеспечения информационной безопасности.
1991 г. может быть отмечен как начало активной законотворческой деятельности в этом направлении. Законодатели при этом справедливо сконцентрировали свое внимание на следующих наиболее острых для России проблемах:
проблеме права на информацию;
проблеме собственности на некоторые виды информации;
проблеме признания информации объектом товарного характера.
На сегодняшний день в "Декларации прав и свобод человека и гражданина", принятой Постановлением Верховного Совета Российской Федерации 22 ноября 1991 года, и в Конституции Российской Федерации, принятой в 1993 году» закреплено общее право граждан на информацию. Ограничения этого права могут устанавливаться законом только в целях охраны личной, семейной, профессиональной, коммерческой и государственной тайны, а также нравственности. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, устанавливается законом.
Принят базовый закон Российской Федерации "Об информации, информатизации и защите информации", а также специальные законы:
- "О государственной тайне";
- "О правовой охране программ ЭВМ и баз данных";
- "О правовой охране топологий интегральных микросхем";
- «О международном информационном обмене».
Вопросы правового обеспечения защиты информации нашли отражение и в законе Российской Федерации "О безопасности", принятом в марте 1992 года.
Реальным шагом в направлении укрепления правовой основы предпринимательской деятельности является законодательное закрепление в России института коммерческой тайны.
Одной из целей Закона Российской Федерации "О коммерческой тайне" является создание со стороны государства необходимых гарантий защиты субъектов путем предоставления им права засекречивать ценную информацию в качестве коммерческой тайны для защиты ее владельца от промышленного шпионажа и недобросовестной конкуренции.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Организационно-правовое обеспечение защиты информации План
- 1. Общее содержание организационно-правового обеспечения
- 2. Анализ зарубежного и отечественного опыта организационно-правового обеспечения защиты информации
- 2.1. Информирование о существе проблемы защиты, необходимости и путях ее решения.
- 3. Выработка единообразия в терминологии по проблемам защиты.
- 3.1. Развитие технико-математических основ, необходимых для решения вопросов организационно-правового обеспечения защиты информации.
- 3.2. Разработка и утверждение стандартов в области защиты информации.
- 3.3. Создание законодательной основы, необходимой для обеспечения защиты информации.
- 3.3.1. Защита прав личности на частную жизнь
- 3.3.3. Защита предпринимательской и финансовой деятельности.
- 4. Основные подходы к разработке организационно-правового обеспечения Организационно-правовая основа зашиты информации в ас
- 4.1. Технико-математические аспекты.
- 4.2. Юридические аспекты.
- 5. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации
- 6. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации
- 7. Закон «о государственной тайне»
- 7.1. Основные понятия
- 7.2. Перечень сведений, составляющих государственную тайну
- I. Сведения в военной области:
- 2. Сведения в области экономики, науки и техники:
- 3. Сведения в сфере внешних отношений:
- 4. Сведения в области государственной безопасности и охраны правопорядка:
- 7.3. Уголовно-правовая зашита информации, составляющей государственную тайну
- 8. Закон «о коммерческой тайне»
- Основные понятия
- 9. Порядок отнесении информации к коммерческой тайне и способы ее получении
- 9.1. Охрана коммерческой тайны
- 9.2. Ответственность за нарушение требований Федерального закона «о коммерческой тайне»
- 10. Закон «о персональных данных»