logo
ГАВРЮСЕВА (итоговая редакция)

Заключение

Бандитизм является разновидностью организованной преступности, его специфика заключена в том, что банда создается с целью нападения на граждан и организации, представляя собой угрозу общественной безопасности.

Современное уголовное законодательство подразумевает под бандитизмом создание устойчивой вооруженной группы (банды) в целях нападения на граждан или организации, руководство такой группой (бандой), участие в устойчивой вооруженной группе (банде) или в совершаемых ею нападениях.

Вопросы соотношения родового, видового и непосредственного объектов в составе бандитизма, являются дискуссионными в уголовно-правовой науке в виду совпадения видового и непосредственного объекта бандитизма: состояние защищенности жизни и здоровья граждан, имущественных интересов физических и юридических лиц, нормальной деятельности государственных и общественных институтов.

В научной литературе не редко высказываются мнения о необходимости ввести принцип объективного вменения для организатора (руководителя) банды. На наш взгляд такое суждение недопустимо, поскольку прямо противоречит принципу вины.

При решении вопроса о вменении лицу признака использования служебного положения необходимо установление причинной связи между совершенным преступным деянием и служебной деятельностью. В данном случае, на лицо тенденция усиления уголовно-правовой борьбы с коррупцией.

Состав бандитизма имеет внешнюю схожесть объективной стороны с рядом иных преступлений, сопряженных с вооруженным нападением и применением насилия, либо угрозой его применения, и вызывает необходимость его отграничения от ряда смежных с ним составов преступлений. В частности, бандитизм необходимо отличать от организации незаконного вооруженного формирования (ст. 208 УК РФ), от организации преступного сообщества (преступной организации) или участие в нем (ней) (ст. 210 УК РФ), а так же от разбоя, совершенного организованной группой с применением оружия (ч. 2, п. «а» ч. 4 ст. 162 УК РФ). Наиболее сложным представляется отграничение бандитизма от разбоя, совершенного организованной группой с применением оружия. Исходя из проведенного исследования, представляется, что их можно разграничить по таким критериям как объект, признак вооруженности, признак устойчивости и момент окончания преступления.

Большая часть критериев преступлений, схожих с бандитизмом, являются взаимопересекающимеся и, как следствие, достаточной степени ясности в различие понятий они не вносят. Данное обстоятельство требует от законодателя создание четких разграничений между рассмотренными нами составами преступлений, то бы устранить проблемы применения уголовного закона на практике.

Бандитизм – это разновидность организованной преступности, а следовательно, причины его возникновения и существования относятся к той же области процессов и явлений. Основной блок причин и условий бандитизма – составляющая часть детерминант всей современной преступности.

На современном этапе мы можем выделить такие основные детерминанты бандитизма как:

  1. духовный кризис общества, ввиду роста алкоголизации и наркотизации населения, и, как следствие, разрушение традиционных морально-нравственных ценностей;

  2. рост социальных противоречий, наблюдаемый в период идеологической, экономической, правовой и политической реформ;

  3. значительно увеличившееся неравенство между богатыми и бедными на фоне системного кризиса всего общества;

  4. кризис системы противодействия преступности;

  5. правовой нигилизм.

В литературе чаще всего выделяются такие детерминанты как социально-экономические, психологические, организационно-правовые, управленческие, воспитательные, генетические и т.д.

Личность участника банды зачастую подвергается социально-правовой и нравственно-психологической деформации. Избираемый данным лицом способ насилия, а так же вид применяемого оружия являются характеристикой личности участника банды.

К криминологическим особенностям личности преступника - организатора (руководителя) или участника банды относятся: отчуждение от позитивной среды, ограниченный круг интересов, низкий уровень культуры и образования, криминальный профессионализм, наличие негативных социальных контактов, а так же деформированное правосознание. Нередки случаи проявления у них патологических черт характера и нервно-психических аномалий. Более того, частники банд могут руководствоваться и, так называемыми, «игровыми» побуждениями.

Указанные нами черты личности организатора (руководителя) и участника банды, как следствие, во многом обусловливают характер совершаемых бандой нападений. Знание об этих особенностях, позволяет нам создать наиболее полную картину такого преступления как бандитизм, помогая максимально четко оценить действия лиц – участников банды и вынести, с учетом этой оценки, как можно более справедливое процессуальное решение.

Нынешнее состояние организованной преступности в целом, и, в частности, бандитизма требует от правоохранительных органов особенной организации профилактики данного вида преступлений.

В криминологии меры предупреждения бандитизма подразделяют на общесоциальные, специально-криминологические и индивидуальные.

Исходя из анализа предупредительных мер и для качественного их осуществления, необходима реализация таких форм и методов профилактической работы как проведение мониторинга оперативной обстановки с привлечением специалистов научно-исследовательских учреждений; устранение факторов, способствующих росту рецидивной преступности; принятие мер по разобщению бандитских групп на стадиях их формирования; оказание помощи в ресоциализации лиц, вышедших из мест лишения свободы; проведение занятий с сотрудниками органов внутренних дел и работниками юстиции по повышению квалификации в сфере борьбы с организованной преступностью в общем, и бандитизмом – в частности и т.д.

В рамках проведенного исследования, основываясь на нормативных источниках, специализированной литературе и официальной статистике и судебной практике, нами были сформулированы следующие предложения по совершенствованию законодательства, а так же по повышению эффективности мер по профилактике и предупреждению бандитизма. Данные предложения включают в себя:

  1. Комплексное планирование мероприятий по профилактике бандитизма, направленное как на лиц, совершивших бандитизм, так и на законопослушных граждан. К ним относятся:

    1. Правовое просвещение граждан, путем проведения публичных лекций сотрудниками органов внутренних дел в рамках данной темы;

    2. Организация активного взаимодействия со средствами массовой информации по созданию различных материалов, с помощью которых будет возможно донести до широкой общественности рекомендации, которые могут помочь людям не стать жертвой бандитов;

    3. Создание в каждом субъекте РФ государственных центров поддержки лиц, освободившихся из мест лишения свободы, в которых им будет оказываться помощь в ресоциализации;

  1. При принятии специальных государственных программ по борьбе с организованной преступностью, и в частности, с бандитизмом, необходима четкая регламентация деятельности государственных и общественных институтов, на которые возложена реализация таких программ, а так же введение ответственности за невыполнение положений, разработанных в их рамках;

  2. Возвращение в структуру органов внутренних дел подразделений, основным направлением деятельности которых будет борьба с организованной преступностью;

  3. Уделить внимание при подготовке кадров для правоохранительных органов,  в рамках учебных курсов по уголовному праву и криминологии, специфике предупреждения организованной преступности, вопросам квалификации преступлений, совершенных в соучастии, особенностям личности преступника – участника банды или иного организованного преступного формирования;

  4. Устранение неопределенности трактовок понятий уголовно-правовых признаков банд, поскольку «непрозрачность» формулировок основных признаков бандитизма приводит к тому, что уполномоченный субъект оценивает сложившуюся ситуацию исходя исключительно из собственного понимания вопроса;

Оценивая состояние борьбы с бандитизмом как разновидностью организованной преступности, мы приходим к выводу, что слабая эффективность мер, разработанных для его предупреждения, состоит не только в несовершенстве законодательства нашего государства, но и в недостатках и ошибках применения его на практике.

Рассмотренная нами тема не вызывает сомнения в своей актуальности, учитывая, что Россия является одной из самых коррумпированных и криминальных стран мира. Для перехода же к цивилизованному правовому государству, необходимо, как минимум, исправить образовавшиеся недоработки в законодательстве и правоприменительной практике.