15. Президентская и парламентская республики: общее и особенное.
Президентская республика -одна из разновидностей современной формы государственного правления, которая наряду с парламентаризмом соединяет в руках президента полномочия главы государства и главы правительства.
Наиболее характерные черты президентской республики :
* внепарламентский метод избрания президента и формирования правительства;
* ответственность правительства перед президентом, а не перед парламентом;
* более широкие, чем в парламентарной республике, полномочия главы государства.
В президентской (лат. presidents- букв. сидящий впереди) республике населением избирается не только высший законодательный орган государственной власти, но и глава государства -- президент, который одновременно является и главой исполнительной власти. Президент в таких республиках обладает большей самостоятельностью в своих действиях и независимостью от парламента, нежели в парламентарныхреспубликах. Президентские республики распространены в Латинской Америке. Эта форма правления встречается также в некоторых странах Азии и Африки. Правда, подчас в этих странах власть главы государства на деле выходит за конституционные рамки, и, в частности, латиноамериканские президентские республики характеризовались исследователями как суперпрезидентскими.
Парламентская республика-разновидность современной формы государственного правления, при которой верховная роль в организации государственной жизни принадлежит парламенту.
В такой республике правительство формируется парламентским путем из числа депутатов, принадлежащих к тем партиям, которые располагают большинством голосов в парламенте. Правительство несет коллективную ответственность перед парламентом о своей деятельности. Оно остается до тех пор у власти, пока в парламенте они обладают большинством. В случае утраты доверия большинство членов парламента правительство либо уходит в отставку, либо через главу государства добивается роспуска парламента и назначения досрочных парламентских выборов.
Положение главы государства в парламентской республике отдаленно напоминает положение монарха в парламентарных монархиях, его функции главы государства носят чисто номинальный, формальный характере (вместо слабого короля мы наблюдаем при этой форме слабого главу государства), большей реальной властью в стране обладает глава правительства -- премьер-министр (в ФРГ -- канцлер).
Глава государства в подобных республиках избирается парламентом либо специально образуемой парламентской коллегией. Назначение парламентом главы государства является главным видом парламентского контроля над исполнительной властью. Процедура избрания главы государства в современных парламентарных республиках неодинакова. В Италии, например, президент республики избирается членами обеих палат на их совместном заседании, но при этом в выборах участвуют по три депутата из каждой области, избранных областным советом. В федеративных государствах участие парламента в избрании главы государства, также разделяется с представителями членов федерации.
Глава государства в парламентарной республике обладает полномочиями: обнародует законы, издает декреты, назначает главу правительства, является верховным главнокомандующим вооруженными силами и т.д.
Глава правительства (премьер-министр, председатель совета министров, канцлер) назначается, как правило, главой государства. Он формирует возглавляемое им правительство, которое осуществляет верховную исполнительную власть и отвечает за свою деятельность перед парламентом. Наиболее существенной чертой парламентарной республики является то, что любое правительство лишь тогда правомочно осуществлять управление государством, когда оно пользуется доверием парламента.
Главной функцией парламента является законодательная деятельность и контроль за исполнительной властью. Парламент обладает важными финансовыми полномочиями, поскольку он разрабатывает и принимает государственный бюджет, определяет перспективы развития социально-экономического развития страны, решает основные вопросы внешней, в том числе оборонной политики. Парламентарная форма республиканского правления представляет собой такую структурувысших органов государственной власти, которая реально обеспечивает демократизм общественной жизни, свободу личности, создает справедливые условия человеческого общежития, основанное на началах правовой законности.
Парламентская монархия характеризуется следующими основными признаками:
* правительство формируется из представителей определенной партии (или партий) получивших большинство голосов на выборах в парламент;
* лидер партии, обладающий наибольшим числом депутатских мест, становится главой государства;
* в законодательной, исполнительной и судебной сферах власть монарха фактически отсутствует, она является символической;
* законодательные акты принимаются парламентом и формально подписываются монархом;
* правительство согласно конституции несет ответственность не перед монархом, а перед парламентом.
Примерами такой монархии можно считать-Великобританию, Бельгию, Данию и др.
- 1. Политология как наука. Ее место среди общественных дисциплин
- 2. Понятие политики и его современные интерпретации
- 3. Тоталитарные и авторитарные системы власти
- 4. Субъекты и объекты политики
- 5. Власть и властные отношения. Структурные элементы власти
- 6. Феномен политической и государственной власти.
- 7. Легитимность власти и ее типология
- 8.Специфика властных отношений в Российской Федерации и их эволюция в современных условиях.
- 10. Происхождение, сущность и отличительные признаки государства
- 12. Демократия как ценность и форма государственного устройства
- 13. Понятие правового государства и основные принципы его организации.
- 14. Личность как субъект и объект политики.
- 15. Президентская и парламентская республики: общее и особенное.
- 16. Политическая элита и контрэлита
- 17. Система выборов и типология избирательных систем
- 18. Политика и мораль: проблемы совместимости.
- 19. Политическое лидерство и его особенности
- 20. Взаимодействие общества и государства. Гражданское общество.
- 21. Парламент и парламентаризм.
- 22. Политические партии как субъекты политики
- 23. Группы давления в политике. Лоббизм
- 24. Права человека. Проблема соблюдения прав человека в России.
- 25. Политическая идеология. Ее типология.
- 26. Природа и особенности социально-политических конфликтов
- 27. Основные ветви государственной власти и принцип разделения властей
- 28. Политическая культура
- Функции политической культуры
- Типологии
- 29. Индивидуальная и массовая психология политического поведения
- 30. Средства массовой информации и их политическое влияние