23. Группы давления в политике. Лоббизм
Группы интересов и группы давления Термин «группы давления» (press groups) впервые появился в США приблизительно в середине 20-х гг. XX столетия, а первые исследования деятельности этих объединений относятся к 1928–1929 гг. (Э. Сайт, П. Херринг, X. Чаялд) . Французский политолог Р. Ж. Шварценберг понимал под группой давления группу интересов, оказывающей давление на органы власти. А. Павроз, отожествляя два термина, пишет «группа давления (pressure group) означает «форму действия» групп интересов, т. е. «метод для поддержки или срыва определенных политических решений». Н.Г. Зяблюк пишет об этом: «Сама по себе заинтересованная группа – это потенциальная группа давления. Реальной она становиться тогда, когда прибегает к соответствующим действиям».
Следовательно, группа давления – это по существу та же группа интересов, но приступившая к осуществлению активных действий по отношению к органам государственной власти с целью законодательного или административного обеспечения своих интересов. Таким образом, группа давления – одна из ключевых форм группы интересов, так как наличие активных интересов в органах государственной власти есть определяющая характеристика группы интересов. Группы интересов (давления) и лобби Группа интересов для достижения конкретных результатов для своих членов, формально не становясь группой давления, и тем самым, не проводя самостоятельно активных действий, может обратится к профессиональным посредникам, которые, обладая определенными навыками, обеспечат принятия необходимых законодательных и административных решений. В таком случае профессиональные посредники становятся эффективным инструментом групп интересов в достижении своих целей в политическом процессе. Стоит отметить, что в странах с развитой системой представительства интересов, под термином профессиональный посредник чаще всего понимается профессиональная лоббистская фирма - коммерческая организация, осуществляющая на платной основе услуги по представлению интересов заказчика в органах государственной власти. В США, Канаде, Австралии, Польше, Европейском Союзе и ряде других стран деятельность лоббистских фирм законодательно регулируется: существует жесткая отчетность о клиентах и контрагентах фирмы, суммах, потраченных на политическое влияние и пр. Каково соотношение терминов группа давления и лобби, лоббист? Как было обозначено выше, субъектами групп давления является любая организационная группа, оказывающая в интересах своих членов воздействие на органы государственной власти. Лобби же следует понимать как многообразие сформировавшихся негосударственных акторов (лоббистов) целенаправленно оказывающих давление на орган государственной власти с целью добиться принятия выгодного для себя политического решения. Расширение состава участников лоббистской деятельности до субъектов групп давления лишает слово присущей ему специфики, делая возможным его применение при описании любого взаимодействия, одной из сторон которого является представитель органа государственной власти.
- 1. Политология как наука. Ее место среди общественных дисциплин
- 2. Понятие политики и его современные интерпретации
- 3. Тоталитарные и авторитарные системы власти
- 4. Субъекты и объекты политики
- 5. Власть и властные отношения. Структурные элементы власти
- 6. Феномен политической и государственной власти.
- 7. Легитимность власти и ее типология
- 8.Специфика властных отношений в Российской Федерации и их эволюция в современных условиях.
- 10. Происхождение, сущность и отличительные признаки государства
- 12. Демократия как ценность и форма государственного устройства
- 13. Понятие правового государства и основные принципы его организации.
- 14. Личность как субъект и объект политики.
- 15. Президентская и парламентская республики: общее и особенное.
- 16. Политическая элита и контрэлита
- 17. Система выборов и типология избирательных систем
- 18. Политика и мораль: проблемы совместимости.
- 19. Политическое лидерство и его особенности
- 20. Взаимодействие общества и государства. Гражданское общество.
- 21. Парламент и парламентаризм.
- 22. Политические партии как субъекты политики
- 23. Группы давления в политике. Лоббизм
- 24. Права человека. Проблема соблюдения прав человека в России.
- 25. Политическая идеология. Ее типология.
- 26. Природа и особенности социально-политических конфликтов
- 27. Основные ветви государственной власти и принцип разделения властей
- 28. Политическая культура
- Функции политической культуры
- Типологии
- 29. Индивидуальная и массовая психология политического поведения
- 30. Средства массовой информации и их политическое влияние