Формы и механизмы участия гражданского общества в противодействии коррупции.
Российское антикоррупционное законодательство, предоставляя широкие возможности участия гражданского общества в противодействии коррупции в качестве основного его субъекта, не устанавливает конкретного содержания такого участия по формам и механизмам взаимодействия с государством.
приемлемые и более реальные механизмы общественно-государственного взаимодействия раскрываются не только через участие (оно исходит из законодательно определенных оснований и характерно, например, для Общественной палаты РФ), сколько через привлечение самых разных институтов гражданского общества в проводимую государством антикоррупционную политику.
В данном случае критериями привлечения могут выступать:
- заинтересованность во взаимодействии, основанная на использовании органом государственной власти компетентности и возможностей (экспертных, мониторинговых, методических) институтов гражданского общества определяемой сферой его деятельности. Эффективность такого взаимодействия будет определяться способностью того или иного института гражданского общества осуществлять мониторинг законодательства и правоприменения в соответствующей сфере правоотношений, а органа государственной власти - воспринимать и учитывать результаты такого мониторинга;
- необходимость во взаимодействии, обусловленная целями восстановления нарушенных прав и интересов представителей гражданского общества, в том числе и отдельных индивидуумов.
Методологическую базу взаимодействия гражданского общества с органами государственной власти в противодействии коррупции можно рассматривать через организацию общественной экспертизы проектов нормативных правовых актов, общественные слушания по различным проблемам. Такие меры могут реализовывать любые НКО вне зависимости от сферы их деятельности, и они направлены не только на достижение эффективного общественного контроля за деятельностью государственных органов, но и на взаимодействие с ними
-
Содержание
- Вопросы для подготовки к зачету:
- Законодательный процесс в Российской Федерации
- Понятие правовой экспертизы и ее место в законодательном развитии рф
- Виды правовой экспертизы
- Принципы и функции правовой экспертизы
- Основные методы экспертной деятельности
- Экспертное заключение и его правовое значение
- Принципы организации антикоррупционной экспертизы
- Субъекты и правовая основа проведения антикоррупционной экспертизы
- Методика проведения антикоррупционной экспертизы
- Понятие и виды коррупциогенных факторов
- Порядок оценки факторов на коррупционность
- Оформление результатов антикоррупционной экспертизы, выявившей коррупциогенные факторы
- Экспертиза как средство правовой политики рф
- Мониторинг российского законодательства в системе правоприменительной практики
- Правовая экспертиза и правовой мониторинг как направления юридической техники
- Значение и роль правовой экспертизы в системе мониторинга российского законодательства
- Инструменты противодействия коррупции (нормативные акты, кодексы этики, антикоррупционные коалиции).
- Формы и механизмы участия гражданского общества в противодействии коррупции.
- Институт независимой антикоррупционной экспертизы.
- Понятие и формы гражданского контроля.
- Антикоррупционное гражданское образование и антикоррупционная пропаганда.
- Взаимодействие органов власти, некоммерческих организаций и сми при реализации антикоррупционной политики.
- Роль общественных консультативных структур в противодействии коррупции.
- Коррупция в законотворческом процессе.
- Стратегии противодействия коррупции.
- Правовое регулирование противодействия коррупции в российском законодательстве.
- Виды правовой экспертизы