Коррупция в законотворческом процессе.
ЗАКОНОТВОРЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС
процесс создания текстов законопроектов, их подготовки к рассмотрению и рассмотрения в парламенте государства. 3. п. охватывает, следовательно, усилия различных органов и лиц в ходе подготовительных работ, а также в дальнейшем - на различных стадиях законодательного процесса.
Основные правила 3. п. как процесса подготовки, рассмотрения и принятия нормативных правовых актов должны найти отражение в федеральном законе РФ о нормативных правовых актах РФ.
Отдельные правила могут быть включены в нормативные акты соответствующих органов. Например, Указом Президента РФ от 13 апреля 1996 г. утверждено "Положение о порядке взаимодействия Президента Российской Федерации с палатами Федерального Собрания Российской Федерации в законотворческом процессе". Документ предусматривает порядок подготовки и окончательной доводки текста законопроекта ,который предполагается внести в ГД от имени Президента РФ, подготовки заключений на законопроект,определения полномочных представителей Президента, которые будут участвовать в рассмотрении законопроекта в палатах, порядка выполнения ими своих задач и др.
В зависимости от сферы деятельности различают следующие виды коррупции: Коррупция в сфере государственного управления.
Коррупция в сфере государственного управления имеет место потому, что существует возможность государственного служащего (чиновника) распоряжаться государственными ресурсами и принимать решения не в интересах государства и общества, а исходя из своих личных корыстных побуждений.
В зависимости от иерархического положения государственных служащих коррупция может подразделяться на верхушечную и низовую.
Первая охватывает политиков, высшее и среднее чиновничество и сопряжена с принятием решений, имеющих высокую цену (формулы законов, госзаказы, изменение форм собственности и т.п.).
Вторая распространена на среднем и низшем уровнях и связана с постоянным, рутинным взаимодействием чиновников и граждан (штрафы, регистрации и т.п.).
Часто обе заинтересованные в коррупционной сделке стороны принадлежат к одной государственной организации. Например, когда чиновник дает взятку своему начальнику за то, что последний покрывает коррупционные действия взяткодателя - это также коррупция, которую обычно называют "вертикальной". Она, как правил, выступает в качестве моста между верхушечной и низовой коррупцией.
Парламентская коррупция.
Большинство специалистов, изучающих коррупцию, относит к ней и покупку голосов избирателей во время выборов.
Избиратель обладает по Конституции ресурсом, который называется "властные полномочия". Эти полномочия он делегирует избираемым лицам посредством специфического вида решения - голосования. Избиратель должен принимать это решение исходя из соображений передачи своих полномочий тому, кто, по его мнению, может представлять его интересы, что является общественно признанной нормой. В случае покупки голосов избиратель и кандидат вступают в сделку, в результате которой избиратель, нарушая упомянутую норму, получает деньги или иные блага, кандидат, нарушая избирательное законодательство, надеется обрести властный ресурс. Понятно, что это не единственный тип коррупционных действий в политике.
Наконец, упомянем о коррупции в негосударственных организациях.
Сотрудник организации (коммерческой или общественной) также может распоряжаться не принадлежащими ему ресурсами: у него также есть возможность незаконного обогащения с помощью действий, нарушающих интересы организации, в пользу второй стороны, получающей от этого свои выгоды.
- Вопросы для подготовки к зачету:
- Законодательный процесс в Российской Федерации
- Понятие правовой экспертизы и ее место в законодательном развитии рф
- Виды правовой экспертизы
- Принципы и функции правовой экспертизы
- Основные методы экспертной деятельности
- Экспертное заключение и его правовое значение
- Принципы организации антикоррупционной экспертизы
- Субъекты и правовая основа проведения антикоррупционной экспертизы
- Методика проведения антикоррупционной экспертизы
- Понятие и виды коррупциогенных факторов
- Порядок оценки факторов на коррупционность
- Оформление результатов антикоррупционной экспертизы, выявившей коррупциогенные факторы
- Экспертиза как средство правовой политики рф
- Мониторинг российского законодательства в системе правоприменительной практики
- Правовая экспертиза и правовой мониторинг как направления юридической техники
- Значение и роль правовой экспертизы в системе мониторинга российского законодательства
- Инструменты противодействия коррупции (нормативные акты, кодексы этики, антикоррупционные коалиции).
- Формы и механизмы участия гражданского общества в противодействии коррупции.
- Институт независимой антикоррупционной экспертизы.
- Понятие и формы гражданского контроля.
- Антикоррупционное гражданское образование и антикоррупционная пропаганда.
- Взаимодействие органов власти, некоммерческих организаций и сми при реализации антикоррупционной политики.
- Роль общественных консультативных структур в противодействии коррупции.
- Коррупция в законотворческом процессе.
- Стратегии противодействия коррупции.
- Правовое регулирование противодействия коррупции в российском законодательстве.
- Виды правовой экспертизы