9. Основные методы криминологических исследований.
Под методикой криминологических исследований понимается совокупность конкретных приемов, средств сбора, обработки и анализа информации о состоянии преступности, ее причинах и условиях, о лицах, совершивших преступления, и х жертвах, о мерах борьбы с ней, а также прогнозирования ее состояния. Существуют теоретические и эмпирические методы.
Теоретические: философские, логические, исторические, сравнительные способы познания, системный и комплексный подходы. Бол-во наших учебных работают в рамках диалектико-материалистической парадигмы, изучающей явления в развитии, движущим источником которого являются социальные противоречия.
Проблемы, изучаемые криминологией, могут быть глубоко и достаточно полно исследованы только на основе диалектики — всеобщего метода познания. Использование основных философских законов и категорий, таких как познаваемость социальных явлений, единство и борьба противоположностей, переход количества в качество, причинность и следствие и т.п., позволяет глубже проникнуть в сущность изучаемых криминологией явлений и процессов.
Диалектика помогает проследить на криминологических объектах взаимосвязь общего, особенного и единичного, необходимого и случайного, причины и следствия. Эти законы диалектики лежат в основе криминологической характеристики структуры преступности, сущности и классификации ее причин, выработки предупредительных мер. Использование диалектического метода в криминологии помогает при изучении личности преступника комплексно анализировать систему его жизнедеятельности и мотивационную сферу.
Логические методы - это анализ и синтез, индукция и дедукция и др.
Анализ и синтез представляют собой процессы практического или мысленного разложения целого на части и воссоединения целого из частей. Анализ позволяет изучить отдельные части целого, раскрыть отношения, которые являются общими для всех частей, и тем самым осознать особенности возникновения и развития всего изучаемого объекта. Путем синтеза исследуемое явление воспроизводится в мышлении как некое целое во всем многообразии его связей и частей.
Индукция — это движение знания от единичных утверждений к общим положениям. Различают полную и неполную индукцию. В первом случае вывод о классе явлений в целом получают на основе рассмотрения всех явлений этого класса. Во втором случае вывод делается исходя из рассмотрения лишь некоторых явлений данного класса. В научной практике более часто применяется неполная индукция. С индукцией неразрывно связана дедукция, и эта связь столь же необходима, как связи анализа и синтеза.
В настоящее время под дедукцией понимается доказательство или выведение следствия из посылок, совершаемое на основе законов логики и носящее достоверный характер. Дедуктивный метод применяется, как правило, после того, как накоплен фактический материал в известной области криминологического знания, с целью более глубокого познания полученных данных, их систематизации, строгого выведения из исходных предположений всех следствий.
Системный подход требует рассмотрения изучаемых объектов в их целостности и единстве многообразных связей с другими явлениями или процессами.
Комплексный подход как метод исследования заключается в использовании достижений различных наук, привлечении специалистов различных областей знаний.
В криминологических исследованиях обязательно использование эмпирических методов: опросы населения (преступников,их жертв, иных лиц), тестирование, анализ уголовной статистики и других документов. Эмпирические методы, применяемые в криминологии, подразделяются на социологические, психологические, статистические и математические.
Самым распространены социологическим методом является опрос, то есть получение информации о состоянии преступности и ее причинах, о преступниках, жертвах и мерах воздействия на них со слов опрашиваемых. Опрос проводится с помощью анкет и интервью. Анкетирование - это получение письменных ответов от респондентов на заранее разработанные вопросы (анкету). Интервью - это беседа, в процессе которой респондент отвечает на поставленные вопросы.Чаще применяется анкетирование. Обычно анонимное.
Интервью используется реже. Более сложный способ, так как от интервьюера требуются особые психологические и профессиональные качества. Интервью чаще бывает более достоверным. Широко применяется при исследовании личности осужденных.
В криминологии используют метод изучения документов, публикаций СМИ, уголовных дел и других документов путем контент-анализа (выделения ключевых признаков, их значений и последующего подсчета).
Метод наблюдения - исследователь воспринимает и описывает интересующие его факты, события, процессы, находясь во вне по отношению к ним (простое) или будучи их участником (включенное наблюдение).
Метод экспертных оценок - получение мнений по поставленным вопросам научных и практических работников - специалистов в области борьбы с преступностью.
Эксперимент - это научно поставленный опыт с целью проверки гипотез, поиска эффективных средств воздействия на преступность. В криминологии использование эксперимента ограничено.
Из психологических методов криминологии используют тестирование, то есть выяснение психологических характеристик личности путем постановки перед обследуемым задач, вопросов, на которые он должен дать ответы, и социометрию (метрическое изучение эмоционально-психологических связей между людьми). В криминологии распространены тесты Люшера, Роршаха, Кеттеля.
Статистические методы применяются:
1)для цифровой характеристики количественно-качественных показателей преступности;
2)для установления зависимости между преступностью несовершеннолетних и общей преступности и другими социальными процессами (например, между уровнем жизни и преступностью);
3)для дачи прогноза о тенденциях преступности;
4)для оценки эффективности деятельности правоохранительных органов (например, уровня раскрываемости преступлений).
Одним из источников криминологической информации выступает государственная статистика и особенное ее уголовно-правовой раздел. Уголовная статистика - главный метод исследования, позволяющий выявлять закономерности и тенденции преступности, давать им количественную оценку. В нашей стране существует с 60х годов 20 века.Статистическое исследование включает наблюдение, сводку, группировку и анализ.
Сводка - это обработка первичных данных, а группировка - это распределение едениц совокупности на однородные, качественно различающиеся между собой группы по тем или иным признакам. Группировки могут быть типологическими ( расчленение на однородные группы по количественным признакам) и аналитическими ( распределение по зависимости между двумя или более разнородными группами, например, взаимосвязи между преступлением и состоянием опьянения).
Одним из методов исследования является математическое моделирование - построение модели с применением математических средств. математические методы используются так же в процессе обработки и анализа данных исследований. Среди них дисперсионный (определенные меры рассеивания - отклонения среднего значения), корреляционный анализ (изучение вероятностных зависимостей)
- Понятие криминологии. Возникновение и развитие криминологии, ее предмет и задачи.
- Место криминологии в системе общественных, юридических наук.
- Неблагоприятные условия формирования личности и их классификация
- Криминологическая характеристика преступности несовершеннолетних.
- Вопрос 5.
- Вопрос 6. Краткая характеристика пьянства, алкоголизма, наркотизма, наркомании и токсикомании. Их взаимосвязь с преступностью.
- Вопрос 7. Понятие конкретной жизненной ситуации и ее роль в совершении преступления. Условия, облегчающие совершение преступления.
- Классификация криминогенных ситуаций (по пространственно временным рамкам, уровню, содержанию и характеру воздействия на оказавшееся в такой ситуации лицо)
- Классификация криминогенных ситуаций (по источнику возникновения)
- Причины экологических преступлений
- Вопрос 61. Виктимология. Виктимность как криминогенный фактор. Виктимологический аспект предупредительной деятельности правоохранительных органов.
- Виктимологическая профилактика преступлений
- Вопрос 62. Криминологический прогноз и планирование мер борьбы с преступность. Понятие криминологического прогнозирования
- Виды криминологического прогнозирования и прогнозов
- Планирование борьбы с преступностью, предупреждения преступлений
- 9. Основные методы криминологических исследований.
- 10. Причины и условия изнасилований.
- 11. Криминологическое исследование и его этапы.
- 12. Краткая характеристика неосторожных преступлений.
- Понятие преступности и ее признаки.
- Причины и условия, способствующие совершению преступлений против собственности.
- Общая характеристика преступности в экономически развитых странах и ее причины.
- Причины и условия умышленных убийств.
- Задачи криминологии в современных условиях.
- Методика установления взаимосвязи преступности с другими социальными явлениями.
- Предупреждение преступности судом.
- Криминологическое значение урбанизации, миграции, научно-технического прогресса.
- Билет 30.Причины и условия преступлений против правосудия.
- Билет 31. Понятие предупреждения преступлений.
- Билет 32. Криминологическая характеристика рецидивной преступности.
- 37. Социально-психологический механизм поведения личности
- Причины и условия преступлений, совершаемых в сфере основ конституционного строя и безопасности государства.
- Статистические и выборочные исследования. Связь между преступлением и преступностью как между единичным и общим.
- Причины и условия грабежей и разбоев.
- 57. Анкетный метод в криминологии.
- 60. Антропологическая концепция причин преступности.