57. Анкетный метод в криминологии.
Methodos по-гречески — это буквально путь к чему-либо, исследование. В русском языке и научном обороте употребляются слова «методология», «методика», «методы» и ряд других. Не вдаваясь в сложный анализ всех этих терминов, остановимся на содержании наиболее часто употребляемых: метод — это прием, способ исследования;
методика — совокупность методов исследования; методология — учение о путях, методах научного исследования чего-либо.
По мнению Егорова Владимира Сергеевича (тот, который семинары у нас вел»), методы криминологических исследований — приемы и способы получения теоретических и прикладных знаний. Они делятся на общенаучные (одинаково в каждой науке) и частно-научные (разное проявление в каждой науке) методы. Анкетный метод относится к частно-научному.
Методы криминологических исследований включают в себя следующий комплекс методов:
1. Изучение документов
2. Опросы в форме анкетирования и интервью (то, что нам надо).
3. Наблюдение
4. Эксперимент
Опросы проводятся либо заочно (анкетирование), либо очно (интервью). В первом случае разрабатывается анкета с перечнем вопросов. Вопросы могут носить закрытый характер, когда, например, после вопроса ставятся варианты ответа: «да», «нет», «не знаю». Открытый вопрос предполагает, что ответ на него может быть дан в любой форме. Такие вопросы трудны в обработке. Их в основном используют на начальном этапе исследования, когда трудно предвидеть все возможные варианты ответов. Тогда сначала проводится так называемый пилотажный опрос для выявления возможных вариантов ответов и проверки «работоспособности» анкеты — того, понятны ли вопросы, отвечают ли на них или уклоняются от ответов и т. д. Или открытые вопросы ставятся в тех случаях, когда следует избегать подсказок предложением «веера» возможных ответов. Например, при опросе некоторых осужденных выясняется, что они довольно откровенно излагают свои расходящиеся с общепринятыми нормами морали взгляды при открытой постановке вопроса. Когда же дается «веер» ответов, они стараются отвечать «правильнее». Впрочем, это характерно не для всех. «Веер» предлагаемых ответов бывает открытым, когда в его конце необходимо избрать иной вариант ответа, кроме предлагаемых, и содержится просьба уточнить, что это за вариант. При закрытом «веере» дается исчерпывающий набор вариантов ответа. В анкетах всегда содержатся контрольные, дополняющие друг друга вопросы. Поэтому нередко используются сочетания открытых и закрытых вопросов. Как правило, в криминологических исследованиях оправдывает себя так называемый анонимный опрос, когда опрашиваемый не указывает свою фамилию и адрес. Это не исключает наличия «паспортички» в анкете, т. е. вопросов о возрасте, поле, роде занятий и других данных, характеризующих опрашиваемого. Анкеты сразу составляются таким образом, чтобы в дальнейшем они могли быть обработаны на ЭВМ.
В криминологических исследованиях индивидуальное интервью осужденных дает более полные результаты, чем анкетный опрос, когда выясняются мотивы и цели преступного поведения, его причины, условия воспитания и жизни, ряд других моментов.
В то же время анкетный опрос бывает полезным для выявления личных позиций опрашиваемого, касающихся норм морали, права, выбора варианта поведения в конкретной ситуации, отношения с рядом лиц, если опрашиваемый не заинтересован в огласке его позиции. Тогда важен анонимный анкетный опрос.
- Понятие криминологии. Возникновение и развитие криминологии, ее предмет и задачи.
- Место криминологии в системе общественных, юридических наук.
- Неблагоприятные условия формирования личности и их классификация
- Криминологическая характеристика преступности несовершеннолетних.
- Вопрос 5.
- Вопрос 6. Краткая характеристика пьянства, алкоголизма, наркотизма, наркомании и токсикомании. Их взаимосвязь с преступностью.
- Вопрос 7. Понятие конкретной жизненной ситуации и ее роль в совершении преступления. Условия, облегчающие совершение преступления.
- Классификация криминогенных ситуаций (по пространственно временным рамкам, уровню, содержанию и характеру воздействия на оказавшееся в такой ситуации лицо)
- Классификация криминогенных ситуаций (по источнику возникновения)
- Причины экологических преступлений
- Вопрос 61. Виктимология. Виктимность как криминогенный фактор. Виктимологический аспект предупредительной деятельности правоохранительных органов.
- Виктимологическая профилактика преступлений
- Вопрос 62. Криминологический прогноз и планирование мер борьбы с преступность. Понятие криминологического прогнозирования
- Виды криминологического прогнозирования и прогнозов
- Планирование борьбы с преступностью, предупреждения преступлений
- 9. Основные методы криминологических исследований.
- 10. Причины и условия изнасилований.
- 11. Криминологическое исследование и его этапы.
- 12. Краткая характеристика неосторожных преступлений.
- Понятие преступности и ее признаки.
- Причины и условия, способствующие совершению преступлений против собственности.
- Общая характеристика преступности в экономически развитых странах и ее причины.
- Причины и условия умышленных убийств.
- Задачи криминологии в современных условиях.
- Методика установления взаимосвязи преступности с другими социальными явлениями.
- Предупреждение преступности судом.
- Криминологическое значение урбанизации, миграции, научно-технического прогресса.
- Билет 30.Причины и условия преступлений против правосудия.
- Билет 31. Понятие предупреждения преступлений.
- Билет 32. Криминологическая характеристика рецидивной преступности.
- 37. Социально-психологический механизм поведения личности
- Причины и условия преступлений, совершаемых в сфере основ конституционного строя и безопасности государства.
- Статистические и выборочные исследования. Связь между преступлением и преступностью как между единичным и общим.
- Причины и условия грабежей и разбоев.
- 57. Анкетный метод в криминологии.
- 60. Антропологическая концепция причин преступности.