logo
Сборка вопросов

Причины и условия преступлений, совершаемых в сфере основ конституционного строя и безопасности государства.

Типология личности политического преступника

Политические преступники

(по классификации Аристотеля)

патриоты

враги государства

Цель: ослабление государственной безопасности, утрата суверенитета, территориальной целостности, причинение экономического ущерба.

Причины совершения преступлений разнообразны (напр., причина измены Родине – шантаж и трусость).

В основе деятельности, как правило, корыстные мотивы, реже – идеологические и религиозные.

Цель: укрепить отечество, избавить его от порочной политической системы или порочных политических деятелей.

Преступления – результат несоответствия государственной политики интересам народа. Мотивация бескорыстна, в основе – идеологические мотивы.

Главное направление: оптимизация государственной политики, приведение ее в соответствие национальным интересам.

Причины и условия часто зависят от типа политического преступления.

Политические преступления, направленные на изменение социальной и политической системы, совершаемые отдельными гражданами, обычно оказываются результатом следующих мотивационных процессов в личности преступника:

Чем более несправедливо государственное устройство, тем больше в обществе желающих его реформировать. Чем более закрыта власть по отношению к позитивному реформаторству, тем больше лиц, готовых пойти на преступление во имя перемен.

Политические преступления, направленные на захват власти, бывают следующих типов:

1) государственный переворот без изменения политической системы и без существенных перемен государственной политики (приход к власти политической группировки, сложившейся в недрах существующей политической системы);

2) захват власти в определенном регионе в целях последующего отделения и образования самостоятельного государства;

3) отстранение от власти государственных руководителей в целях последующих изменений государственного строя (радикальных политических, социальных и экономических реформ).

Первый вариант может рассматриваться как механизм ротации государственных руководителей. Он чаще всего оказывается следствием двух факторов: утраты политическим лидером поддержки в своем ближайшем окружении; отсутствием демократических механизмов устранения непопулярного руководителя.

Попытки изменения государственного руководства, как правило, признаются преступлением лишь в случае неудачи. Успех государственного переворота чаще всего ведет к осуждению свергнутого лидера.

Второй вариант характерен для многонациональных государств. Он свидетельствует о серьезных ошибках политического руководства государства в области межнациональной политики и в сфере обеспечения государственной безопасности. Рассматриваемые политические преступления обусловливают такие факторы:

Третий вариант (отстранение от власти государственных руководителей в целях последующих изменений государственного строя) может носить характер:

Особенностью правовой оценки данных деяний является жесткая зависимость ее от победы или поражения заговорщиков, революционеров, агрессоров. Криминализация и декриминализа-ция проводится с позиций силы. Неудачная попытка захвата власти всегда оценивается как преступление. Удачная заносится в календарь как национальный праздник.

Политическая преступность, направленная на удержание власти, включает:

Главным фактором преступности данного типа является неразвитость институтов разделения властей, отсутствие механизмов отстранения от должности политических руководителей, проводящих государственную политику, противоречащую национальным интересам.

Преступления, направленные на ослабление политического противника на межгосударственном уровне, являются общепризнанным инструментом геополитики. Главным фактором такого рода преступлений являются пороки культуры межгосударственных отношений, проявляющиеся в том, что нравственность в данной сфере находится в подчиненном положении по отношению к силе.

Преступность правящей элиты

Преступность представителей власти — особый феномен. Его специфика заключается в следующем:

— от самих субъектов во многом зависит, какие деяния относят к разряду преступных, какими правами наделены работники правоохранительных органов для пресечения преступной деятельности в той или иной сфере (наша правящая элита, например, используя президентское вето, заблокировала принятие законов «О борьбе с организованной преступностью» и «О борьбе с коррупцией», что значительно повысило уровень криминальной безопасности в России);

— правящая элита обычно создает механизмы, препятствующие привлечению своих представителей к уголовной ответственности («телефонное право», шантаж руководителей правоохранительных органов, отстранение от должности наиболее несговорчивых и принципиальных и т. п.).

К числу главных факторов преступности правящих кругов относятся:

  1. отсутствие в политической системе действенных механизмов очищения государственного руководства от лиц, злоупотребляющих служебным положением;

  2. прямая или косвенная зависимость от исполнительной власти представительных и судебных органов, прокуратуры, милиции, контрольно-ревизионных инспекций, средств массовой информации;

  3. низкая политическая активность граждан, их индифферентность к политической ситуации в стране;

  4. отсутствие у большинства наших сограждан политического опыта, неспособность их объединиться во влиятельную политическую силу, которая могла бы пресечь криминализацию страны.

Взаимосвязь общеуголовной и политической преступности

Политическая и общеуголовная преступность находятся в определенной взаимосвязи. Общеуголовная преступность может рассматриваться как фактор политической, а та — как фактор общеуголовного криминала.

Общеуголовная преступность может стать инструментом политических преступников (наемные убийцы, контрабандисты и т. п.). Военнослужащего, совершившего преступление по трусости, не сложно склонить к измене Родине. Аморальные проступки или корыстные преступления подчас становятся поводом к шантажу, а шантаж оказывается инструментом втягивания человека во враждебную деятельность в интересах политической группировки или иностранного государства.

Организованная преступность на определенном уровне развития (когда ее представители проникают во власть) становится фактором политической преступности или даже сама трансформируется в политическую преступность.

Рост общеуголовной преступности в отдельных случаях вызывает недовольство представителями власти, что порождает протестные акции, которые иногда сопряжены с политическими преступлениями. В то же время и политическая преступность способна дестабилизировать ситуацию в стране или регионе. А это в свою очередь приводит к увеличению числа общеуголовных преступлений.

Общеуголовный терроризм может трансформироваться в политический, а политический — в уголовный. Уголовная преступность практически всегда сопутствует религиозному и политическому экстремизму. Гражданская война обусловливает роствсех видов преступлений. Например, чеченские экстремисты в мирное время становились работорговцами и наркодельцами, разбойниками и грабителями, похитителями нефти и криминаль­ными предпринимателями, а в военное — религиозными и политическими радикалами, националистами и сепаратистами.

Таким образом, процессы криминальной самодетерминации в значительной мере затрагивают и политическую преступность.

Факторы политической преступности

Резюмируя анализ детерминант преступлений данного вида, можно выделить следующие факторы политической преступности:

1. Несоответствие государственной политической системы уровню социально-экономического и идеологического развития общества.

2. Несовершенство законодательства (конституционного, уголовно-правового, уголовно-процессуального, гражданско-правового и т. д.).

3. Значительный удельный вес социальной несправедливости в общественно-политическом устройстве либо неблагоприятная динамика социальных процессов, приводящих к увеличению не­справедливости.

4. Ухудшение уровня жизни, рост безработицы.

5. Неудовлетворенность значительного числа граждан государственной политикой.

6. Падение авторитета власти или определенной формы правления, падение популярности идей здоровой государственности, распространенность космополитизма.

7. Национальная разобщенность (идеологическая, религиозная, экономическая).

8. Политическая или экономическая нестабильность.

9. Неразвитость политических институтов выявления и коррекции недостатков и пороков в деятельности органов государственного управления и высших должностных лиц. Прямая или косвенная зависимость различных ветвей власти, надзорных и контролирующих органов от президента страны и правительства.

10. Несовершенство политических механизмов, позволяющих эффективно разрешать конфликты различных политических сил в рамках конструктивного диалога с пользой для страны.

11. Противоречия в области межнациональных отношений.

12. Пороки и недостатки межнациональной государственной политики.

13. Ошибки и просчеты политического руководства, личные недостатки и пороки политических деятелей.

14. Особенности национальной культуры:

15. Распространенность экстремизма, популярность в обществе экстремизма и радикализма.

16. Ограниченные возможности для позитивного социального творчества граждан (в политической, экономической, культурной, спортивной сферах).

17. Недостатки организации и функционирования государственной системы воспитания.

18. Подрывная деятельность зарубежных государств.

19. Негативная роль средств массовой информации в плане дестабилизации общества, в распространении деструктивной идеологии.

20. Зарубежная культурная экспансия как средство идеологического обеспечения политической преступности.

21. Недостатки в деятельности органов государственной безопасности.

22. Недостатки идеологического, правового, кадрового, материального обеспечения органов государственной безопасности.

23. Криминальная самодетерминация.