21.3. Коммерческая тайна и особенности ее правовой защиты
История существования человеческого общества не может установить точное время появления коммерческой тайны. Лишь одно бесспорно: еще в древности мастера своего дела и торговые люди надежно хранили секреты своей профессиональной деятельности. Со временем, с развитием и совершенствованием всего комплекса производственных отношений стремление людей сохранить эти секреты трансформировалось в объективно обусловленную необходимость. Как отмечал еще в дореволюционное время русский юрист В. Розенберг, сохранение коммерческой тайны представляет собой одно из средств защиты от недобросовестной конкуренции.
Декретом «О рабочем контроле», принятом в 1917 году, понятие «коммерческая тайна» было отменено, в то время как за границей оно продолжало свою жизнь и развитие. При этом у нас достаточно интеллектуального и производственного потенциала, который следует защищать в качестве коммерческой тайны. Всем известны наши математики как одни из самых лучших в мире. США уже пользуются нашей технологией в газификации угля, сварке, электромагнитном литье и металлургии. Мы имеем право гордиться тем, что располагаем самой современней технологией в таких областях, как медицина, использование лазеров, космическая техника, производство стали, искусственная роговица, производство энергии и т.п.
Секретность в условиях рыночного хозяйствования защищает производителя от недобросовестной конкуренции. (Добросовестная конкуренция включает повышение качества продукции, снижение цен на производимые товары, предоставление различных льгот потребителю, создание новых видов товаров и услуг с использованием достижений научно-технической революции, развитие послепродажного обслуживания и другое). Можно сказать определенно: в период становления рынка недобросовестная конкуренция представляет собой серьезную угрозу этому процессу.
С правовой точки зрения коммерческая тайна представляет собой средство зашиты против недобросовестной конкуренции в рамках реализации права на интеллектуальную собственность. Это общепризнанное в мире положение вытекает также из содержания п. 8 ст. 2 Конвенции 1957 года, утверждающей Всемирную организацию интеллектуальной собственности.
Правовое регулирование отношений, связанных с существованием коммерческой тайны, стало формироваться в Российской Федерации с переходом страны к рыночной экономике. Формирование механизма осуществлялось поэтапно, в связи с принятием отдельных, знаковых нормативных актов.
Впервые право на коммерческую тайну и ее защиту было закреплено в ныне утративших силу Законе СССР от 4 июня 1990 года «О предприятиях в СССР», Законе РСФСР от 25 декабря 1990 года «О предприятиях и предпринимательской деятельности», Законе РСФСР от 24 декабря 1990 года «О собственности в РСФСР». Позднее был принят Закон РСФСР от 22 марта 1991 года «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», установивший, что разглашение коммерческой тайны является одной из форм недобросовестной конкуренции. Кроме названных основополагающих законов рыночной экономики, приняты и другие нормативные правовые акты, которые составили правовую базу развития законодательства Российской Федерации в этой сфере.
Важным этапом развития российского законодательства о коммерческой тайне стало принятие части I Гражданского кодекса Российской Федерации, где впервые информация была определена как самостоятельный объект гражданских прав, а также указаны общие условия отнесения ее к коммерческой тайне. Однако длительное время понятие коммерческой тайны, механизм ее формирования и защиты, сведения, ее составляющие, ответственность за ее разглашение устанавливались каждой организацией самостоятельно. С принятием Федерального закона от 29 июля 2004 года № 98-ФЗ «О коммерческой тайне» государство завершило становление механизма защиты коммерческой тайны. Поименованный Закон регулирует отношения, связанные с отнесением информации к коммерческой тайне, передачей такой информации, охраной ее конфиденциальности в целях обеспечения баланса интересов обладателей информации, составляющей коммерческую тайну, и других участников регулируемых отношений, в том числе государства, на рынке товаров, работ, услуг и предупреждения недобросовестной конкуренции, а также определяет сведения, которые не могут составлять коммерческую тайну.
Закон направлен в первую очередь на обеспечение прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности на рынке, в частности, посредством регулирования вопросов передачи коммерческой тайны, создания условий для охраны коммерческой тайны органами государственной власти, защиты интересов обладателя, если информация становится известной третьим лицам в результате случайной ошибки. В то же время Закон защищает наемного работника, предусматривая перечень взаимных прав и обязанностей работника и работодателя.
В статье 3 Федерального закона «О коммерческой тайне» определяется, что коммерческая тайна – конфиденциальность информации, позволяющая ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду.
Информация, составляющая коммерческую тайну, – научно-техническая, технологическая, производственная, финансово-экономическая или иная информация (в том числе составляющая секреты производства (ноу-хау)), которая имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к которой нет свободного доступа на законном основании и в отношении которой обладателем такой информации введен режим коммерческой тайны.
В литературе и на практике могут встретиться и другие термины, например, производственная тайна, деловая конфиденциальная информация, промышленная тайна, торговый секрет, секрет фирмы, «ноу-хау» и другие. Обозначают они не что иное, как секреты предприятия в смысле рассмотренного нами определения коммерческой тайны. Такое разнообразие употребляемой терминологии отчасти объясняется отсутствием, как правило, в законодательстве многих зарубежных стран единых законов, посвященных исключительно вопросам защиты коммерческой тайны.
Коммерческую тайну следует отличать от информации, обладающей собственным правовым режимом (информация в узком, специальном смысле слова), а именно от открытых и свободных в доступе на законных основаниях сведений, в отношении которых признаются неимущественные права на поиск, получение, хранение, передачу и распространение информации (ст. 128 ГК РФ). В то же время, поскольку содержательным элементом коммерческой тайны, как и ряда иных объектов гражданского права, являются сведения (знания, данные), то о коммерческой тайне можно говорить как об информации (сведениях) в широком смысле слова, то есть как о благе, не обладающем собственным правовым режимом, но определяющем особенности правовой природы объектов, в состав которых и входит эта информация (сведения).
Признаками, определяющими коммерческую тайну предприятия, являются:
1) это любая деловая информация, имеющая действительную или потенциальную ценность для предприятия по коммерческим причинам, утечка которой может нанести ущерб предприятию;
2) информация, которая не является общеизвестной или общедоступной на законных основаниях;
3) информация, соответствующим образом обозначенная и предприятием осуществляются надлежащие меры по сохранении ее конфиденциальности;
4) информация, которая не является государственным секретом и не защищается авторским и патентным правом;
5) информация, которая не касается негативной деятельности предприятия, способной нанести ущерб обществу.
Состав и объем сведений, составляющих коммерческую тайну, порядок их защиты определяются руководителем предприятия.
Заметим, что при определении того, что подлежит правовой защите в качестве коммерческой тайны, действующее законодательство весьма широко очертило круг такого рода информационных ресурсов, достаточно условно ограничив его лишь функциональной направленностью информации и коммерциализацией интересов ее владельца. Вместе с тем отсутствие сколько-нибудь незначительной конкретики в определении круга сведений, подпадающих под определение коммерческой тайны, и передача решения данного вопроса в компетенцию их обладателя, сводят на нет ряд прав и законных интересов иных участников рынка информационных ресурсов.
Частично целям ограничения «коммерциализации» сведений служат определение критериев отнесения последних к числу конфиденциальных и установление круга сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну. И если состав первых определяется путем анализа нормативных требований, формирующих институт коммерческой тайны, то состав вторых строго очерчен законодательно.
Так в статье 5 Федерального закона «О коммерческой тайне» дан исчерпывающий перечень информации, которая не может составлять коммерческую тайну. К ним относятся сведения:
- содержащиеся в учредительных документах юридического лица, документах, подтверждающие факт внесения записей о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствующие государственные реестры;
- содержащиеся в документах, дающих право на осуществление предпринимательской деятельности;
- о составе имущества государственного или муниципального унитарного предприятия, государственного учреждения и об использовании ими средств соответствующих бюджетов;
- о загрязнении окружающей среды, состоянии противопожарной безопасности, санитарно-эпидемиологической и радиационной обстановке, безопасности пищевых продуктов и других факторах, оказывающих негативное воздействие на обеспечение безопасного функционирования производственных объектов, безопасности каждого гражданина и безопасности населения в целом;
- о численности, о составе работников, о системе оплаты труда, об условиях труда, в том числе об охране труда, о показателях производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, и о наличии свободных рабочих мест;
- о задолженности работодателей по выплате заработной платы и по иным социальным выплатам;
- о нарушениях законодательства Российской Федерации и фактах привлечения к ответственности за совершение этих нарушений;
- об условиях конкурсов или аукционов по приватизации объектов государственной или муниципальной собственности;
- о размерах и структуре доходов некоммерческих организаций, о размерах и составе их имущества, об их расходах, о численности и об оплате труда их работников, об использовании безвозмездного труда граждан в деятельности некоммерческой организации;
- о перечне лиц, имеющих право действовать без доверенности от имени юридического лица;
- сведения, обязательность раскрытия которых или недопустимость ограничения доступа к которым установлена федеральными законами.
Практика свидетельствует, что часть финансовых и иных неприятностей любой организации напрямую связана с ее сотрудниками. Персонал – главное достояние компании, ее «лицо», основная движущая и созидающая сила. Но не стоит забывать, что одновременно он является и источником разнообразных рисков – материальных, профессиональных, социальных.
Развитие рыночных отношений потребовало от работников выполнения такой трудовой функции, как соблюдение конфиденциальности, сохранения коммерческой тайны. Уже известны случаи, когда разглашение коммерческой тайны приводило к тому, что предприятие несло значительные убытки по вине работника, допустившего утечку конфиденциальной информации.
Причинение ущерба связано как напрямую с действиями сотрудников (нарушение трудовой дисциплины, неоправданное использование ресурсов, сознательное разглашение конфиденциальных сведений), так и с воздействием на них конкурентов. При этом, если работник входит в конклав особо ценных сотрудников, конкуренты не будут гнушаться выбором способов его «перевербовки». Целям противодействия такого рода конфронтации необходимо заботиться о собственной кадровой безопасности. Обеспечение кадровой безопасности компании подразумевает предотвращение угроз, связанных с персоналом. Частично достижению сформулированной задачи способствуют правовые рычаги, приводящие в действие существующий механизм защиты коммерческой тайны. Защита интересов представляемой организации в озвученном аспекте будет включать в себя, как минимум, два основных направления: защита персональных данных работников и установление ограничений допуска к конфиденциальным сведениям.
Информация, являющаяся коммерческой тайной, охраняется с помощью следующих мер:
1) установки паролей доступа к информации;
2) охраны помещения, в котором находятся носители информации;
3) отнесения сведений к коммерческой тайне и установления запрета на ее разглашение в должностных инструкциях, трудовом договоре, локальных нормативных актах и т.п.
Наряду с названными мерами, обладатель коммерческой тайны вправе применять при необходимости средства и методы технической защиты конфиденциальности информации, а также другие, не противоречащие законодательству Российской Федерации меры.
Право на отнесение информации к информации, составляющей коммерческую тайну, и на определение перечня и состава такой информации принадлежит обладателю такой информации.
Для охраны конфиденциальности информации организации необходимо:
1) определить перечень информации, составляющей коммерческую тайну;
2) ограничить доступ к такой информации путем установления порядка обращения с этой информацией и контроля за соблюдением такого порядка;
3) организовать учет лиц, получивших доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, и (или) лиц, которым такая информация была предоставлена или передана;
4) урегулировать отношения по использованию информации, составляющей коммерческую тайну, с работниками на основании трудовых договоров и с контрагентами на основании гражданско-правовых договоров;
5) нанести на документы, содержащие коммерческую тайну, гриф «коммерческая тайна» с указанием обладателя этой информации (для юридических лиц – полное наименование и место нахождения, для индивидуальных предпринимателей – фамилия, имя, отчество гражданина, являющегося индивидуальным предпринимателем, и место его жительства);
6) назначить ответственных за сохранность коммерческих сведений и за соблюдение «тайного» режима.
Что касается информации, которая признается не подлежащей огласке ее владельцем – частным физическим или юридическим лицом, то работодатель должен определить круг соответствующих сведений в порядке локального нормотворчества (либо в должностной инструкции, либо в специальном положении). В данном локальном нормативном акте целесообразно установить категории работников, степень и порядок их доступа к сведениям, составляющим коммерческую (служебную) тайну, а также виды лиц и организаций, по запросам которых можно передавать им всю или часть конфиденциальной информации. Информация об ознакомлении работника с соответствующим локальным актом и его обязанность обеспечивать конфиденциальность сведений вносится в трудовой договор в качестве существенного условия.
В целях охраны конфиденциальности информации работодатель обязан:
1) ознакомить под расписку работника, доступ которого к информации, составляющей коммерческую тайну, необходим для выполнения им своих трудовых обязанностей, с перечнем информации, составляющей коммерческую тайну, обладателями которой является работодатель и его контрагенты;
2) ознакомить под расписку работника с установленным работодателем режимом коммерческой тайны и с мерами ответственности за его нарушение;
3) создать работнику необходимые условия для соблюдения им установленного работодателем режима коммерческой тайны.
Доступ работника к информации, составляющей коммерческую тайну, осуществляется с его согласия, если это не предусмотрено его трудовыми обязанностями.
Режим коммерческой тайны не может быть использован в целях, противоречащих требованиям защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
После всех процедур коммерческую тайну можно считать созданной и полностью сформировавшейся. Теперь за ее распространение без согласия обладателя информации фирма может смело обращаться в суд и требовать компенсацию.
Обладатель информации, составляющей коммерческую тайну, по мотивированному требованию органа государственной власти, иного государственного органа, органа местного самоуправления обязан предоставить им на безвозмездной основе информацию, составляющую коммерческую тайну.
Вместе с тем и органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления в соответствии с федеральными законами обязаны создать условия, обеспечивающие охрану конфиденциальности информации, предоставленной им юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями.
Должностные лица органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, государственные или муниципальные служащие указанных органов без согласия обладателя информации, составляющей коммерческую тайну, не вправе разглашать или передавать другим лицам, органам государственной власти, иным государственным органам, органам местного самоуправления ставшую известной им в силу выполнения должностных (служебных) обязанностей информацию, составляющую коммерческую тайну, за исключением отдельных случаев, а также не вправе использовать эту информацию в корыстных или иных личных целях.
В случае нарушения конфиденциальности информации должностными лицами органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, государственными и муниципальными служащими указанных органов эти лица несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Министерство образования и науки Российской Федерации
- Оглавление
- Введение
- Глава 1. Государство и право. Их роль в жизни общества
- 1.1. Происхождение государства и права
- 1.2. Понятие государства и его формы. Правовое государство
- Форма государства
- 1.3. Понятие права. Источники права
- Источники права
- Вопросы для повторения
- Глава 2. Правовая система и система права. Правоотношения
- 2.1. Понятие правовой системы. Основные правовые системы современности
- 2.2. Правовая система и система права
- Структура нормы права
- 2.3. Правовые отношения и их предпосылки
- Юридические факты
- Вопросы для повторения
- Глава 3. Правонарушение и юридическая ответственность. Законность и правопорядок
- 3.1. Правонарушение: понятие и состав
- 3.2. Юридическая ответственность
- 3.3. Законность и правопорядок
- Вопросы для повторения
- Глава 4. Конституционное (государственное) право российской федерации – ведущая отрасль российского права
- 4.1. Предмет, метод, система конституционного (государственного) права России, его место в системе российского права
- 4.2. Источники конституционного права России
- Вопросы для повторения
- Глава 5. Конституция Российской Федерации – основной закон государства
- 5.1. Понятие конституции и виды конституций
- 5.2. Общая характеристика Конституции Российской Федерации, ее сущностные черты и юридические свойства
- 5.3. Пересмотр, поправки, изменения Конституции Российской Федерации
- Вопросы для повторения
- Глава 6. Гражданство российской федерации
- 6.1. Понятие и принципы российского гражданства
- 6.2. Основания приобретения и утраты гражданства
- 6.3. Двойное гражданство и безгражданство. Правовой статус иностранцев
- Вопросы для повторения
- Глава 7. Конституционные права, свободы и обязанности
- 7.1. Понятие конституционных прав и свобод
- 7.2. Личные (гражданские) права и свободы человека и гражданина
- Конституционные права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации
- Экономические, социальные и культурные Личные Политические
- 7.3. Политические права и свободы человека и гражданина
- 7.4. Экономические, социальные и культурные права и свободы человека и гражданина
- 7.5. Конституционные обязанности человека и гражданина
- Конституционные обязанности
- Конкретные
- Вопросы для повторения
- Глава 8. Федеративное устройство России
- 8.1. Россия – федеративное государство
- 8.2. Состав Российской Федерации и конституционные основы его изменения
- 8.3. Основы конституционно-правового статуса Российской Федерации и ее субъектов
- 8.4. Общие принципы разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъекта Российской Федерации
- Вопросы для повторения
- Глава 9. Система органов государственной власти в Российской Федерации
- 9.1. Основы организации власти в Российской Федерации
- 9.2. Система федеральных органов государственной власти Российской Федерации
- 9.3. Президент Российской Федерации – глава государства
- 9.4. Федеральное Собрание – парламент Российской Федерации
- 9.5. Правительство Российской Федерации
- 9.6. Законодательные (представительные) и исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации
- 9.7. Судебная власть в Российской Федерации
- Судебная система российской федерации
- Суды общей юрисдикции
- Арбитражные суды
- Конституционная юстиция
- 9.8. Конституционно-правовой статус прокуратуры
- Вопросы для повторения
- Глава 10. Гражданское право российской федерации: гражданские правоотношения, физические и юридические лица, право собственности
- 10.1. Гражданское право Российской Федерации: понятие и система
- 10.2. Общая характеристика гражданского законодательства Российской Федерации. Гражданский кодекс Российской Федерации
- 10.3. Гражданско-правовые отношения, их возникновение, изменение и прекращение
- 10.4. Субъекты гражданских правоотношений
- 10.5. Право собственности. Субъекты права собственности и защита их прав
- Вопросы для повторения
- Глава 11. Обязательства в гражданском праве и ответственность за их нарушение
- 11.1. Понятие обязательства, основания его возникновения и прекращения
- 11.2. Гражданско-правовые договоры: понятие и виды
- 11.3. Общая характеристика отдельных видов гражданско-правовых договоров
- 11.4. Ответственность за нарушение обязательств
- Вопросы для повторения
- Глава 12. Наследственное право
- 12.1. Общие положения о наследовании и оформлении наследственных прав
- 12.2. Наследование по завещанию
- 12.3. Наследование по закону
- Вопросы для повторения
- Глава 13. Интеллектуальная собственность и ее правовая защита
- 13.1. Понятие интеллектуальной собственности
- 13.2. Авторское право и смежные права
- 13.3. Патентное право
- 13.4. Средства индивидуализации участников гражданского оборота и производимой ими продукции
- Вопросы для повторения
- Глава 14. Семейное право
- 14.1. Понятие, предмет и метод семейного права Российской Федерации
- 14.2. Заключение и прекращение брака в Российской Федерации. Недействительность брака
- 14.3. Взаимные права и обязанности супругов
- 14.4. Правоотношения родителей и детей
- 14.5. Порядок уплаты и взыскания алиментов
- Вопросы для повторения
- Глава 15. Трудовое право российской федерации и его источники. Трудовой договор
- 15.1. Понятие и источники трудового права
- 15.2. Понятие и признаки трудового договора
- 15.3. Стороны трудового договора
- 15.4. Форма и содержание трудового договора
- 15.5. Срок трудового договора
- 15.6. Гарантии при заключении трудового договора
- 15.7. Прекращение трудового договора
- Вопросы для повторения
- Глава 16. Трудовая дисциплина и ответственность за еЕ нарушение
- 16.1. Понятие дисциплины труда и трудового распорядка организации. Поощрения за труд
- 16.2. Дисциплинарный проступок и дисциплинарные взыскания
- 1) Замечание;
- 2) Выговор;
- 3) Увольнение по соответствующим основаниям.
- Вопросы для повторения
- Глава 17. Административное право
- 17.1. Понятие, предмет и метод административного права Российской Федерации
- 17.2. Система и источники административного права. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях
- 17.3. Административное правонарушение и административная ответственность
- 17.4. Административное наказание: понятие и виды
- 17.5. Основы административного процесса
- 17.6. Производство по делам об административных правонарушениях
- Вопросы для повторения
- Глава 18. Уголовное право и Уголовный закон. Преступление
- 18.1. Понятие, задачи и принципы уголовного права. Уголовный закон
- 18.2. Понятие и признаки преступления. Классификация преступлений
- 18.3. Множественность преступлений
- Вопросы для повторения
- Глава 19. Уголовная ответственность
- 19.1. Понятие уголовной ответственности, ее возникновение и прекращение
- 19.2. Обстоятельства, исключающие преступность деяния
- Вопросы для повторения
- Глава 20. Основы экологического права
- 20.1. Экологическое право Российской Федерации: понятие и предмет его правового регулирования
- 20.2. Законодательство об охране окружающей среды: общая характеристика
- 20.3. Права и обязанности природопользователей
- 20.4. Порядок использования и охраны отдельных видов природных ресурсов
- 20.5 Понятие и состав особо охраняемых природных территорий
- Вопросы для повторения
- Глава 21. Правовые основы защиты государственной и коммерческой тайны
- 21.1. Экономическая безопасность государства
- 21.2. Государственная тайна и правовые основы ее защиты
- 21.3. Коммерческая тайна и особенности ее правовой защиты
- 21.4. Ответственность за нарушение законодательства о государственной и коммерческой тайне
- Вопросы для повторения
- Глава 22. Особенности правового регулирования будущей профессиональной деятельности
- Вопросы для повторения
- Словарь терминов
- Материалы для самоТестирования
- 27. Косвенный умысел означает, что
- 28. Являются ли иностранные граждане субъектами
- 25. – А
- Приложения
- Федеральный конституционный закон от 25 декабря 2000 г. № 2-фкз «о Государственном гербе Российской Федерации»
- Федеральный конституционный закон от 25 декабря 2000 г. № 3-фкз «о Государственном гимне Российской Федерации» (в ред. Федерального конституционного закона от 22 марта 2001 года n 2-фкз)
- Музыкальная редакция (ноты) Государственного гимна Российской Федерации
- Текст Государственного гимна Российской Федерации
- Областной закон Ростовской области от 28 октября 1996 года n 30-зс «о гимне ростовской области»
- Областной закон Ростовской области от 28 октября 1996 года № 31-зс «о Флаге Ростовской области»
- Областной закон Ростовской области от 28 октября 1996 года № 32-зс «о гербе Ростовской области»
- Герб Ростовской области
- Герб Ростовской области
- Областной закон Ростовской области от 29 мая 1996 года n 19-зс устав ростовской области
- Глава 1. Общие положения Статья 1.
- Статья 2.
- Статья 3.
- Статья 4.
- Статья 5.
- Статья 6.
- Статья 7.
- Статья 8.
- Статья 9.
- Статья 10.
- Глава 2. Административно-территориальное устройство ростовской области Статья 11.
- Статья 12.
- Статья 13.
- Статья 14.
- Статья 15.
- Статья 16.
- Статья 24.
- Статья 28.
- Статья 29.
- Статья 30.
- Глава 6. Законодательная власть ростовской области
- Статья 36.
- Статья 37.
- Статья 38.
- Статья 39.
- Статья 40.
- Статья 41.
- Статья 42.
- Статья 43.
- Статья 44.
- Статья 45.
- Статья 46.
- Статья 47.
- Статья 48.
- Статья 49.
- Статья 50.
- Статья 51.
- Глава 7. Исполнительная власть ростовской области Статья 52.
- Статья 53.
- Статья 54.
- Статья 55.
- Статья 56.
- Статья 57.
- Статья 58.
- Статья 59.
- Статья 60.
- Статья 61.
- Статья 62.
- Статья 63.
- Статья 64.
- Статья 65.
- Статья 66.
- Глава 8. Местное самоуправление Статья 67.
- Статья 68.
- Статья 69.
- Статья 70.
- Статья 71.
- Статья 72.
- Статья 73.
- Статья 74.
- Статья 75.