logo
!Лекции Пунько

Право оперативного управления

Право оперативного управления можно определить, как основанное на праве собственности вещное право юридического лица-несобственника владеть, пользоваться и распоряжаться закрепленным за ним имуществом в пределах, установленных законодательством, в соответствии с целями деятельности, заданиями собственника и назначением имущества.

Субъектами права оперативного управления выступают две группы юридических лиц, различных по направленности деятельности. Это, во-первых, казенные предприятия, являющиеся видом унитарных и относящиеся к коммерческим организациям (о них см. ст.115 ГК) и, во-вторых, учреждения как вид некоммерческих юридических лиц (см. ст.120 ГК).

Объект рассматриваемого права составляет комплекс имущества, закрепленного за указанными юридическими лицами, но по структуре он неодинаков в зависимости от того, идет ли речь о коммерческих или некоммерческих организациях.

Содержание права оперативного управления состоит из правомочий владения, пользования и распоряжения имуществом. Однако объем этих правомочий и их реализация обусловлены определенными пределами:

а) предписаниями законодательства, что можно рассматривать как общую границу установления и осуществления указанных правомочий;

б) целями деятельности соответствующего юридического лица;

в) заданиями собственника;

г) назначением имущества.

Три последних фактора являются специальными границами, поскольку не могут быть одинаковыми для всех носителей права оперативного управления. Таким образом, объем правомочий в составе права оперативного управления уже не только объема одноименных правомочий собственника, но и носителя права хозяйственного ведения.

Особенно это сказывается на правомочии распоряжения. Как казенное предприятие, так и учреждение могут распоряжаться принадлежащим ему на праве оперативного управления имуществом только с согласия его собственника (ст.ст.278 и 279 ГК), причем независимо от принадлежности его к недвижимому или движимому.

Узок объем самостоятельности носителей права оперативного управления в распоряжении имуществом. Так, применительно к казенному предприятию оно ограничивается только возможностью реализации производимой продукции. Учреждение же, которое в соответствии с учредительными документами получило право осуществлять деятельность, приносимую доходы, может самостоятельно распоряжаться как этими доходами, так и приобретенным на них имуществом. Это имущество должно учитываться на отдельном балансе (п.2 ст.279 ГК 1998 г.).

В ГК 1998 г. более широко очерчены права собственника в отношении имущества, переданного в оперативное управление юридическим лицам. Так, он может изъять как у казенного предприятия, так и у учреждения излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению (п.2 ст.277 ГК); применительно к казенному предприятию собственник вправе определять порядок распределения его доходов.