logo
GP_gotovo

18. Российская Федерация, иные публично-правовые образования как субъекты гражданских правоотношений.

Современное гражданское законодательство традиционно рассматривает РФ, субъектов РФ и муниципальные образования (далее — публично-правовые образования) в качестве особых субъектов гражданского права.

Являясь носителями публичной власти, данные субъекты вступают в сферу гражданско-правовых отношений на равных началах с иными участниками — гражданами и юридическими лицами.

Публично-правовые образования создаются для достижения строго определенных целей, поэтому их участие в гражданских правоотношениях обусловлено достижением этих целей и является следствием объективной необходимости. Таким образом, можно говорить о специальной гражданской правоспособности, которая имеет свои особенности, а именно: государственные образования вправе быть собственниками любых вещей, в том числе изъятых из оборота и ограниченных в обороте, причем без соблюдения каких-либо условий, публично-правовые образования могут приобретать имущество в собственность по специфическим основаниям (принудительное отчуждение, изъятие, национализация, реквизиция и конфискация);имущество публично-правовых образований переходит в частную собственность по особым правилам, образующим институт приватизации;именно публично-правовые образования (и никто другой) вправе создавать унитарные предприятия и т. п.;в некоторых отношениях публичное образование участвовать не может (договор коммерческой концессии, договор ренты и др.).В отношении государства (государственного или муниципального образования) в ГК РФ получил закрепление принцип равенства всех участников гражданских правоотношений. Среди гражданских правоотношений, в которых участвуют публично-правовые образования, в первую очередь следует назвать правоотношения собственности (публичной собственности). Материальную основу для самостоятельного участия данных субъектов в гражданском обороте составляет имущество, принадлежащее им на праве собственности. Российская Федерация и ее субъекты являются субъектами права государственной собственности в отношении объектов соответственно федеральной собственности и собственности субъектов РФ. Соответственно муниципальные образования являются субъектами права собственности муниципальных образований. Основное отличие правоотношений публичной собственности от правоотношений частной собственности заключается в том, что объекты публичной собственности могут и должны использоваться по строго целевому назначению — для материального обеспечения выполнения публичными образованиями своих социальных функций. Публично-правовые образования принимают широкое участие в отношениях приватизации.Публично-правовые образования могут стать субъектами наследственных правоотношений. Субъектами права наследования могут быть Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования. В случаях, предусмотренных федеральными законами, Российская Федерация может принимать участие в исключительных гражданских правоотношениях — авторских, патентных и иных.Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования участвуют в обязательственных правоотношениях, как правило, вытекающих из договоров, например, в обязательствах по поставке продукции для федеральных государственных нужд. Кроме того, они выступают заказчиками подрядных работ для государственных нужд.Публично-правовые образования могут осуществлять внутренние и внешние государственные займы, в частности, путем выпуска государственных ценных бумаг.Публично-правовые образования могут участвовать в корпоративных отношениях путем приобретения долей участия (акций) в уставном капитале хозяйственных обществ.