logo
GP_gotovo

54. Понятие и виды товарных знаков (знаков обслуживания).

Под товарным знаком в российском праве традиционно понимается условное обозначение, которое помещается на выпускаемой продукции, ее упаковке или сопроводительной документации и является произвольным по отношению к данной продукции, т.е. не выступает для последней в качестве необходимого названия, общепринятого термина или описательного понятия. Иными словами, товарный знак - это своего рода символ, который предназначен для индивидуализации продукции конкретных производителей и ее отличия от аналогичной продукции других товаропроизводителей.

Знак обслуживания служит для индивидуализации работ и услуг. К ним предъявляются такие же требования, что и к товарным знакам. Не имеет отличий и их правовой режим. Между товарными знаками и знаками обслуживания в российском законодательстве нет никаких принципиальных различий.

Чтобы стать товарным знаком, обозначение должно отвечать ряду условий:

1. товарным знаком признается условное обозначение, который помещается на выпускаемой продукции, ее упаковке или сопроводительной документации и заменяет собой наименование изготовителя товара.

2.новизна товарного знака. В качестве товарного знака м.б. зарегистрированы известное слово, изображение или иной символ, которые, однако, еще никем не используются для обозначения именно тех классов товаров, которые собирается вводить в гражданский оборот заявитель. Российский закон закрепляет принцип относительной новизны условных обозначений, заявляемых в качестве товарных знаков (регистрация обозначения в качестве товарного знака в других странах не препятствует признанию данного или сходного обозначения товарным знаком в РФ, если иное не вытекает из международных соглашений, в которых участвует РФ).

Обозначение признается новым, если оно не тождественно или не сходно до степени смешения с:

1) товарными знаками других лиц, заявленными на регистрацию в отношении однородных товаров и имеющими более ранний приоритет, если заявка на государственную регистрацию товарного знака не отозвана или не признана отозванной;

2) товарными знаками других лиц, охраняемыми в РФ, в т.ч. в отношении однородных товаров и имеющими более ранний приоритет;

3) товарными знаками других лиц, признанными в установленном порядке общеизвестными в РФ товарными знаками, в отношении однородных товаров.

Кроме того, не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков из-за отсутствия новизны обозначения тождественные или сходные до степени смешения с охраняемыми в Российской Федерации наименованиями мест происхождения товаров, фирменными наименованиями, коммерческими обозначениями и наименованиями селекционных достижений, права на которые в Российской Федерации возникли у иных лиц ранее даты приоритета регистрируемого товарного знака.

Не допускается государственная регистрация в качестве товарных знаков обозначений:

1) вошедших во всеобщее употребление для обозначения товаров определенного вида (термос, целлофан, рубероид и т.п.);

2) являющихся общепринятыми символами и терминами (чаша со змеей для аптек);

3) характеризующих товары, в том числе указывающих на их вид, качество, количество, свойство, назначение, ценность, а также на время, место и способ их производства или сбыта;

4) представляющих собой форму товаров, которая определяется исключительно или главным образом свойством либо назначением товаров.

Указанные элементы могут быть включены в товарный знак как неохраняемые элементы, если они не занимают в нем доминирующего положения. Кроме того, эти ограничения не применяются в отношении обозначений, которые приобрели различительную способность в результате их использования.

Обозначение считается товарным знаком тогда, когда оно в установленном законом порядке зарегистрировано. Исключение составляют так называемые общеизвестные товарные знаки, которые охраняются в РФ в силу международных обязательств.

Виды товарных знаков:

1. По форме выражения ТЗ: - словесными; -изобразительными; -объемными (оригинальная форма изделий), -комбинированными (сочетающими в себе элементы названных выше знаков) - звуковыми (музыкальные мелодии и шумовые эффекты), - световыми (световые эффекты), - обонятельными (оригинальный запах товара, упаковки).

2. В зависимости от числа субъектов, имеющих право на пользование товарным знаком:

- Индивидуальный товарный знак - обозначение, зарегистрированное на имя отдельного предпринимателя.

- Коллективный товарный знак - товарный знак добровольного объединения лиц, предназначенный для обозначения выпускаемых или реализуемых ими товаров, обладающих едиными качественными или иными общими характеристиками. Коллективный товарный знак должен соответствовать всем требованиям, предъявляемым к индивидуальным товарным знакам.