logo
31-49 ПОРГ

41 Меры административной ответственности и ее виды

В теории права юридическая ответственность понимается как реализация правовой санкции в случае правонарушения, при­менение к правонарушителю наказания, поскольку оно есть и в выговоре за нарушение трудовой дисциплины, и в администра­тивном штрафе, и в лишении свободы, и в гражданско-правовой неустойке.

     В широком значении понятие ответственности трактуется как отношение лица к обществу и государству, к другим лицам с точки зрения выполнения им определенных требований, осознания и правильного понимания гражданином своих обязанностей (долга) по отношению к обществу, государству и другим лицам.

     В узком или специально-юридическом значении ответственность представляет собой реакцию государства на совершенное правонарушение и обязанность лица претерпеть определенные лишения государственно-властного характера, предусмотренные законом, за совершение правонарушение. Ответственность представляет собой для правонарушителя новую юридическую обязанность, которой для него до правонарушения не существовало. Из этого следует, что, во-первых, юридическая ответственность (в данном случае административная) всегда связана с государственным принуждением, которая всегда реализуется через деятельность специальных государственных органов, в отличии, например, от гражданского, трудового, хозяйственного, где законодатель предоставляет возможность добровольного исполнения обязательств. Во-вторых, административная ответственность характеризуется определенными лишениями, которые виновный обязан претерпеть. Лишение правонарушителя определенных благ является объективным свойством ответственности. Независимо от отраслевого характера правонарушений, применение тех или иных мер административной ответственности всегда означает претерпевание правонарушителем каких-либо лишений, стеснение его свободы, умаление чести и достоинства, влечет издержки имущественного характера.

     Негативные последствия (лишения или ограничения) могут быть:

   Административная ответственность является формой административного принуждения в виде применения уполномоченным органом (должностным лицом) административного взыскания к лицу, совер­шившему административное правонарушение. Нормы, регулирующие составные элементы административной ответственности, в совокупности представляют собой самостоятельный институт ответственности в  администра­тивном праве.

     В административном праве из всех многочисленных мер адми­нистративного принуждения (досмотр, задержание, изъятие и т.д.) только назначение административного наказания влечет наступление административной ответственности. С учетом этого, административная ответственность — это реализа­ция административно-правовых санкций, применение уполномо­ченным органом или должностным лицом административных наказаний к гражданам и юридическим лицам, совершившим пра­вонарушение.

     Административная ответственность имеет две основных цели: защиту (правоохранительная и предупредительная) правопорядка и воспитание граждан (правонарушителя и других) в духе уважения к праву. Цель конкретизируется в функциях ответственности, среди которых выделяются следующие основные функции:

     a) Репрессивно-карательная (штрафная) - является, во-первых, актом возмездия государства по отношению к правонарушителю; во-вторых, средством предупреждения новых правонарушений.

     b) Предупредительно-воспитательная (превентивная) - призвана обеспечить формирование у граждан мотивов, побуждающих соблюдать требования законов, уважать права и законные интересы других лиц.

     c) Правовосстановительная (компенсирующая) - установленный государством порядок не может существовать в нарушенном виде, нарушенные права других лиц должны быть восстановлены и вред, причиненный противоправным поведением подлежит компенсации.

     Административную ответственность характеризуют некото­рыепризнаки, общие для всех видов юридической ответствен­ности.

    Во-первых, она представляет собой государственное принуж­дение,поскольку реализация властных полномочий осуществля­ется через органы государственной власти и органы местного   само­управления.

    Во-вторых, это правовое принуждение, подчиняется общим принципам законности и справедливости права; применяется на основе правовой регламента­ции ее пределов и процессуальных форм реализации наказаний.

    В-третьих, она влечет за собой наступление неблагоприятныхпоследствий для правонарушителей, предусмотренных санкцией правовой нормы.

    В-четвертых, в мерах административной ответственности со­держитсяитоговая правовая оценка деяния и нарушителя от имени государства, осуждение виновного поведения от имени государства, государственное порицание правонаруши­теля.

    В-пятых, это ретроспек­тивная, или негативная, ответственность в отличие от так на­зываемой положительной (позитивной) ответственности, которая понимается как ответственность за порученное дело, за выполнение поставленной задачи, когда она совпадает с понятием право­вой обязанности или долга.

     Основание административной ответственности имеет тройственный характер:

     Исходя из указанной характеристики Административная ответственность – это возлагаемая в установленном законом порядке обязанность лица претерпеть определенные лишения личного, имущественного организационного характера за совершение административного правонарушения.

     Природа юридической ответственности зависит  в первую очередь от сущности государства и характеризуется принципами, на которых оно основано. Для административной ответственности характерны следующиепринципы:

     ♦ Законность. КоАП (ст.1.6.) указывает, что к административной ответственности может быть подвергнуто лицо только на основании и в порядке, установленном законом.

     ♦ Целесообразность - соответствие меры воздействия избираемой в отношении нарушителя целям административной ответственности.

     ♦  Неотвратимость - ни одно правонарушение не должно остаться незамеченным для государства.

     ♦ Принцип своевременности, оперативности воздействия –соблюдение установленных законом сроков привлечения к ответственности дает возможность своевременно пресечь правонарушение и достичь наибольшей эффективности ее действия.

     ♦ Справедливость предполагает недопустимость применения мер наказания унижающие человеческое достоинство, двойного наказания прямо «Non bis in idem» (ст. 50 Конституции РФ) и соответствие наказания тяжести совершенного правонарушения.

     ♦ Принцип сложения взысканий, налагаемых за совокупность нарушений. При совершении одним лицом нескольких административных правонарушений наказание назначается за каждое правонаруше­ние в отдельности. В то же время, если лицо совершило несколько административных правонарушений, дела о которых рассматри­ваются одним и тем же органом (должностным лицом), наказание назначается в пределах только одной санкции, установленной за более серьезное нарушение. В этом случае к основному наказанию может быть присоединено одно из дополнительных наказаний, предусмотренных статьями об ответственности за любое из совер­шенных правонарушений.

     ♦ Гуманизм - учитывается личность виновного и потерпевшего.

     ♦ Гласность - рассмотрение дела и вынесение постановления по нему осуществляется с участием сторон и общественности, в воспитательных целях могут рассматриваться непосредственно в трудовых коллективах, по месту учебы или жительства нарушителя, кроме случаев определенных законом.

     ♦ Экономии средств государственного принуждения.

     Административная ответственность характеризуется рядом признаков,которые отличают ее от других видов ответственности:

   1. имеет публично-правовой характер – ответственность перед государством;

    2.  регулируется нормами института административной ответственности и устанавливается как законами, так и подзаконными актами органов государственной власти (уголовная ответственность устанавливается толь­ко законами; дисциплинарная ответственность - законодательством о труде, подзаконными актами, которые устанавливают особенности положения отдельных категорий служащих и рабочих; материальная ответственность - законодательством о труде, гражданским законо­дательством);

   3.  в основании лежит нарушение порядка в сфере государственного управления; основанием административной ответственности является админист­ративное правонарушение (основанием уголовной ответственности яв­ляется преступление, дисциплинарной - дисциплинарный проступок, материальной - причинение материального вреда);

   4.  распространяется на физических и юридических лиц (субъекты уголовной ответственности - толь­ко физические лица);

   5.  наличие кроме общих (с другими отраслями права) специальных субъектов ответственности, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов;

   6.  за административные правонарушения применяются меры админист­ративного взыскания (за преступления - меры уголовной ответствен­ности, за дисциплинарные проступки - дисциплинарные взыскания);

   7.  применение мер административного взыскания осуществляется в процессуальном порядке, который установлен процессуальными нормами административного законодательства; меры административной ответственности применяются в соответствии с законодательством, регламентирующим производство по делам об административных правонарушениях (уголовные дела рассматриваются в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством дисциплинарные - в соответствии с нормами, устанавливающими порядок дисциплинарного производства; дела о материальной ответствен­ности - в порядке гражданского и арбитражного судопроизводства).

   8.  наличие специфических видов наказаний (выдворение за пределы территории России) и их внесудебный (в большинстве случаев) порядок применения;

   9.   применение административного взыскания не влечет судимости и уволь­нения с работы - лицо, к которому оно применено, считается имеющим административное взыскание в течение определенного срока (при­менение мер уголовной ответственности к лицу, осужденному за совер­шение преступления, влечет судимость; один из видов дисциплинарно­го взыскания - увольнение с работы);

  10. широкий круг специальных субъектов уполномоченных привлекать к административной ответственности; административные взыскания применяются широким кругом уполно­моченных органов (должностных лиц) исполнительной власти, мест­ного самоуправления, а также судами (меры уголовной ответственно­сти определяются только судом; дисциплинарные взыскания - органами и должностными лицами, наделенными дисциплинарной властью; материальные - судами обшей юрисдикции и арбитражными судами);

   11. меры административной ответственности применяются ор­ганами и должностными лицами в отношении не подчиненных им по службе нарушителей, не связаных с ними служебно-трудовыми отношениями и др.

 

2.  Административное взыскание

     Административное взыскание - это мера ответственности за админи­стративное правонарушение, применяемая в установленном законом порядке к лицу, совершившему  административное правонарушение.

     Воплощение принципа соразмерности ответственности степени общественной опасности совершенного правонарушения в административном праве проявляется и в различных видах наказаний, которые предусматриваются в санкциях административно-правовых норм. Перечень этих наказаний изложен в ст.3.2.КоАП и является исчерпывающим.

    Статья 3.2 КоАП устанавливает следующие виды администра­тивных наказаний:

        1. предупреждение;         2. административный штраф;      3. возмездное изъятие орудия совершения или предмета адми­нистративного правонарушения;       4. конфискация орудия совершения или предмета админи­стративного правонарушения;        5. лишение специального права, предоставленного физическому лицу;        6. административный арест;      7. административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства;        8. дисквалификация.

     В отношении юридического лица могут применяться только первые четыре вида административных наказаний.

     Предупреждение и административный штраф могут вводиться и применяться на основании законов субъектов РФ об администра­тивной ответственности.

     Применение наказаний в виде лишения специального права, предоставленного физическому лицу, дисквалификация предполагают специальный субъект.

     При наложении взыскания учитываются характер совершенного правонарушения, личность нарушителя, степень его вины, имущественное положение, обстоятельства смягчающие и отягчающие ответственность.

     При совершении одним лицом нескольких административных правонарушений взыскание налагается за каждое нарушение отдельно. В случае рассмотрения дел о нарушении одним и тем же органом, взыскание определяется в пределах санкции, предусмотренной за более серьезное правонарушение (по принципу поглощения). При этом может применяться дополнительное наказание, предусмотренное административными нормами за другие правонарушения.

     Применение административного наказания ограничено сроком. Оно может быть применено не позднее 2 месяцев со дня совершения правонарушения, а при длящемся – 2 месяцев со дня обнаружения правонарушения. В случае отказа в возбуждении уголовного дела при наличии признаков административного правонарушения наказание может быть применено к виновному не позднее 1 месяца со дня вынесения решения об отказе в возбуждении уголовного дела, кроме случаев применения конфискации предметов контрабанды по таможенному правонарушению.

     По общему правилу лицо, подвергнутое административному наказанию, по истечении года со дня окончания исполнения наказания считается не привлекавшимся к административной ответственности.

     Следуя принципу неотвратимости любое административное правонарушение со стороны государства должно быть соответствующим образом оценено и виновное лицо должно понести наказание. Однако в ряде случаев в силу объективных причин административная ответственность может исключаться и закон прямо указывает на такие ситуации:

     - недостижение установленного законом возраста (16 лет);

     - невменяемость – неспособность лица отдавать себе отчет в своих действиях или руководить ими вследствие хронической душевной болезни, временного расстройства душевной деятельности, слабоумия или иного болезненного состояния;

    - крайняя необходимость – противоправное деяние, совершенное для устранения опасности, угрожающей государственному или общественному порядку, собственности, правам и свободам граждан, установленному порядку управления, если эта опасность при данных обстоятельствах не могла быть устранена другими средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред;

    - необходимая оборона – противоправное деяние, совершенное при защите государственного или общественного порядка, собственности, прав и свобод граждан, установленного порядка управления от противоправных посягательств путем причинения посягающему вреда, если при этом не было допущено превышения пределов необходимой обороны.

    При определенных основаниях возможно освобождение от административной ответственности: при малозначительности правонарушения; в случае издания акта амнистии; отмены акта, устанавливающего эту ответственность, истечение сроков взыскания; наличие по тому же факту ранее вынесенного решения; смерть правонарушителя.

     Освобождение от административной от­ветственности может также проявляться и в замене ее другим видом ответственности (например, дисциплинарной).

     Существует институт ограничения административной ответ­ственностиЭти ограничения связаны, прежде всего, с особеннос­тями субъектов административных правонарушений, предус­мотренными административным законодательством или учитываемыми правоприменителями в рамках административного усмот­рения. В частности, КоАП исключает возможность применения некоторых административных наказаний в зависимости от тех или иных особенностей субъекта административного правонару­шения.

     Так, административный арест (ст. 3.9 КоАП) не может приме­няться к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до 14 лет, лицам, не достигшим 18 лет, инвалидам I и II групп. Лишение права управления средствами транспорта не может применяться к лицам, которые пользуются этими средст­вами в связи с инвалидностью, за исключением случаев управле­ния транспортными средствами в состоянии опьянения, уклоне­ния от прохождения в установленном порядке медицинского ос­видетельствования на состояние опьянения, а также оставления в нарушение установленных правил места дорожно-транспортного происшествия, участником которого они являются (ст. 3.8 КоАП).

    Лишение права охоты не может применяться к лицам, для ко­торых охота является основным законным источником средств к существованию; они не могут быть подвергнуты конфискации или возмездному изъятию огнестрельного оружия и боевых припасов.

     В законодательном порядке предусматривается ограничение применения административных наказаний в отношении военно­служащих и некоторых других лиц: судей, прокуроров, лиц, поль­зующихся депутатской неприкосновенностью, иностранных граж­дан, обладающих иммунитетом и привилегиями от административ­ной юрисдикции на территории Российской Федерации.

    Административную ответственность физических и юридических лиц распространяется на все правонарушения (незави­симо от их отраслевой принадлежности), в которых находит свое выражение административно-правовой метод регулирования об­щественных отношений.

    Понятие «юри­дического лица» дается в ст. 48 Гражданского кодекса РФ.

     Административную ответственность юридических лиц харак­теризуют традиционные признаки состава административного правонарушения (объект, объективная сторона, субъект, субъек­тивная сторона). Однако они обладают существенными особеннос­тями, отличающими их от аналогичных признаков, характеризу­ющих состав административного правонарушения, совершаемого физическими лицами. Прежде всего это касается понятия вины юри­дического лица.

    Вина — необходимое условие всякой ответственности. Не может быть ни административной, ни дисциплинарной, ни уго­ловной ответственности без наличия вины, т.е. виновного совер­шения противоправного действия (бездействия).

     В административном праве может существовать комплексное понимание вины юридического лица, включающее объективный исубъективный подходы.

     Объективная вина, как это установлено ст. 2.1 КоАП, пред­ставляет собой вину юридического лица с точки зрения государ­ственного органа, т.е. юридическое лицо признается виновным в совершении админи­стративного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за наруше­ние которых предусмотрена административная ответствен­ность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

     Субъективная вина — отношение организации в лице ее адми­нистрации, конкретных должностных лиц к противоправному дея­нию. Назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответст­венности за данное правонарушение виновное физическое лицо и наоборот, привлечение к административной или уголовной ответ­ственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.

     Эти элементы вины образуют общее понятие вины юридическо­го лица как признака совершенного им правонарушения и элемента его юридического состава.

     Мерой ответственности применительно к юридическим лицам может служить только административное наказание.

     Наиболее распространенным видом административного нака­зания, применяемого к юридическим лицам, в настоящее время остается штраф, исчисляемый как в абсолютном, так и в относи­тельном размере. Возможно, также применение  предупреждения, возмездного изъятия орудия совершения или предмета административного правонарушения, их конфискация (ст. 3.2 КоАП).

     Применение ад­министративного наказания к юридическому лицу осуществляет­ся не только для наказания за вину, но также с цельюобеспечения выполнения организацией своих обязанностей, требований госу­дарственных органов.

     Обобщая сказанное, ад­министративная ответственность юридических лиц  —  это применение к организациям, обладающим соответствующей административной правосубъектностью, административных наказаний за неисполнение или ненадлежащее исполнение уста­новленных государством правил, норм и стандартов с целью го­сударственного осуждения противоправной деятельности, обес­печения выполнения возложенных на них обязанностей, предуп­реждения правонарушений.

     В различных отраслях и сферах применение мер администра­тивной ответственности к юридическим лицам характеризуется определенными особенностями.

     Например, предприятия и организации, допустившие загрязнение окру­жающей природной среды, выпуск и (или) реализацию продук­ции, употребление (использование) которой привело к возникно­вению массовых инфекционных и неинфекционных заболеваний и отравлений людей, обязаны по постановлению главного государ­ственного санитарного врача или его заместителя уплатить штраф в доход местного бюджета, а также возместить дополнительные расходы лечебно-профилактических и санитарно-профилактических учреждений за оказание медицинской помощи больным, про­ведение гигиенических и противоэпидемических мероприятий. В случае отказа от добровольного возмещения расходов и уплаты штрафов спор разрешается в судебном порядке.

     Глава 4 КоАП посвящена основным правилам назначения ад­министративных наказаний. Кроме общих правил назначения административных наказаний, регламентируются обстоятельст­ва, смягчающие и отягчающие ответственность; исчисление сроков административного на­казания и сроков давности привлечения к административной ответственности; порядок возмещения причиненного правонарушением имущественного ущерба и морального вреда.

     Общие правила наложения административных наказаний кон­кретизируют принципы равенства перед законом, презумпции невиновности, законности, индивидуализации ответственности с учетом характера правонарушения и личности нарушителя.

     Правила назначения административных наказаний предус­матриваютобязательность для правонарушителя возместить причиненный или имущественный ущерб и моральный вред.

     При причинении административным правонару­шением имущественного ущерба гражданину, предпри­ятию, учреждению или организации судья, назначая наказание за административное правонарушение при отсутствии спора вправе одновременно решить вопрос о воз­мещении виновным имущественного ущерба.

     Споры о возмещении имущественного ущерба разрешаются судом в порядке гражданского судопроизводства.

      В случаях рассмотрения дела иным уполномоченным органом или должностным лицом вопрос о возмещении имущественного ущерба, причиненного административным правонарушением, ре­шается судом в порядке гражданского судопроизводства.