41 Меры административной ответственности и ее виды
В теории права юридическая ответственность понимается как реализация правовой санкции в случае правонарушения, применение к правонарушителю наказания, поскольку оно есть и в выговоре за нарушение трудовой дисциплины, и в административном штрафе, и в лишении свободы, и в гражданско-правовой неустойке.
В широком значении понятие ответственности трактуется как отношение лица к обществу и государству, к другим лицам с точки зрения выполнения им определенных требований, осознания и правильного понимания гражданином своих обязанностей (долга) по отношению к обществу, государству и другим лицам.
В узком или специально-юридическом значении ответственность представляет собой реакцию государства на совершенное правонарушение и обязанность лица претерпеть определенные лишения государственно-властного характера, предусмотренные законом, за совершение правонарушение. Ответственность представляет собой для правонарушителя новую юридическую обязанность, которой для него до правонарушения не существовало. Из этого следует, что, во-первых, юридическая ответственность (в данном случае административная) всегда связана с государственным принуждением, которая всегда реализуется через деятельность специальных государственных органов, в отличии, например, от гражданского, трудового, хозяйственного, где законодатель предоставляет возможность добровольного исполнения обязательств. Во-вторых, административная ответственность характеризуется определенными лишениями, которые виновный обязан претерпеть. Лишение правонарушителя определенных благ является объективным свойством ответственности. Независимо от отраслевого характера правонарушений, применение тех или иных мер административной ответственности всегда означает претерпевание правонарушителем каких-либо лишений, стеснение его свободы, умаление чести и достоинства, влечет издержки имущественного характера.
Негативные последствия (лишения или ограничения) могут быть:
Личного характера - физического характера (административный арест) или морального (предупреждение, лишение права занимать определенную должность, прекращение действия лицензии и др.);
Имущественного характера - материального (штраф, конфискация, возмездное изъятие) (штраф, принудительное лечение, взыскание неуплаченных налогов и др.).
Административная ответственность является формой административного принуждения в виде применения уполномоченным органом (должностным лицом) административного взыскания к лицу, совершившему административное правонарушение. Нормы, регулирующие составные элементы административной ответственности, в совокупности представляют собой самостоятельный институт ответственности в административном праве.
В административном праве из всех многочисленных мер административного принуждения (досмотр, задержание, изъятие и т.д.) только назначение административного наказания влечет наступление административной ответственности. С учетом этого, административная ответственность — это реализация административно-правовых санкций, применение уполномоченным органом или должностным лицом административных наказаний к гражданам и юридическим лицам, совершившим правонарушение.
Административная ответственность имеет две основных цели: защиту (правоохранительная и предупредительная) правопорядка и воспитание граждан (правонарушителя и других) в духе уважения к праву. Цель конкретизируется в функциях ответственности, среди которых выделяются следующие основные функции:
a) Репрессивно-карательная (штрафная) - является, во-первых, актом возмездия государства по отношению к правонарушителю; во-вторых, средством предупреждения новых правонарушений.
b) Предупредительно-воспитательная (превентивная) - призвана обеспечить формирование у граждан мотивов, побуждающих соблюдать требования законов, уважать права и законные интересы других лиц.
c) Правовосстановительная (компенсирующая) - установленный государством порядок не может существовать в нарушенном виде, нарушенные права других лиц должны быть восстановлены и вред, причиненный противоправным поведением подлежит компенсации.
Административную ответственность характеризуют некоторыепризнаки, общие для всех видов юридической ответственности.
Во-первых, она представляет собой государственное принуждение,поскольку реализация властных полномочий осуществляется через органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Во-вторых, это правовое принуждение, подчиняется общим принципам законности и справедливости права; применяется на основе правовой регламентации ее пределов и процессуальных форм реализации наказаний.
В-третьих, она влечет за собой наступление неблагоприятныхпоследствий для правонарушителей, предусмотренных санкцией правовой нормы.
В-четвертых, в мерах административной ответственности содержитсяитоговая правовая оценка деяния и нарушителя от имени государства, осуждение виновного поведения от имени государства, государственное порицание правонарушителя.
В-пятых, это ретроспективная, или негативная, ответственность в отличие от так называемой положительной (позитивной) ответственности, которая понимается как ответственность за порученное дело, за выполнение поставленной задачи, когда она совпадает с понятием правовой обязанности или долга.
Основание административной ответственности имеет тройственный характер:
Нормативное основание – означает наличие правовых норм, установленных в законодательном порядке государством запретов;
Фактическое – совершение противоправного деяния, в котором присутствует состав административного правонарушения, что установлено и подтверждено доказательствами.
Процессуальное – издание правоприменительного акта уполномоченным субъектом (государственным органом или его должностным лицом).
Исходя из указанной характеристики Административная ответственность – это возлагаемая в установленном законом порядке обязанность лица претерпеть определенные лишения личного, имущественного организационного характера за совершение административного правонарушения.
Природа юридической ответственности зависит в первую очередь от сущности государства и характеризуется принципами, на которых оно основано. Для административной ответственности характерны следующиепринципы:
♦ Законность. КоАП (ст.1.6.) указывает, что к административной ответственности может быть подвергнуто лицо только на основании и в порядке, установленном законом.
♦ Целесообразность - соответствие меры воздействия избираемой в отношении нарушителя целям административной ответственности.
♦ Неотвратимость - ни одно правонарушение не должно остаться незамеченным для государства.
♦ Принцип своевременности, оперативности воздействия –соблюдение установленных законом сроков привлечения к ответственности дает возможность своевременно пресечь правонарушение и достичь наибольшей эффективности ее действия.
♦ Справедливость предполагает недопустимость применения мер наказания унижающие человеческое достоинство, двойного наказания прямо «Non bis in idem» (ст. 50 Конституции РФ) и соответствие наказания тяжести совершенного правонарушения.
♦ Принцип сложения взысканий, налагаемых за совокупность нарушений. При совершении одним лицом нескольких административных правонарушений наказание назначается за каждое правонарушение в отдельности. В то же время, если лицо совершило несколько административных правонарушений, дела о которых рассматриваются одним и тем же органом (должностным лицом), наказание назначается в пределах только одной санкции, установленной за более серьезное нарушение. В этом случае к основному наказанию может быть присоединено одно из дополнительных наказаний, предусмотренных статьями об ответственности за любое из совершенных правонарушений.
♦ Гуманизм - учитывается личность виновного и потерпевшего.
♦ Гласность - рассмотрение дела и вынесение постановления по нему осуществляется с участием сторон и общественности, в воспитательных целях могут рассматриваться непосредственно в трудовых коллективах, по месту учебы или жительства нарушителя, кроме случаев определенных законом.
♦ Экономии средств государственного принуждения.
Административная ответственность характеризуется рядом признаков,которые отличают ее от других видов ответственности:
1. имеет публично-правовой характер – ответственность перед государством;
2. регулируется нормами института административной ответственности и устанавливается как законами, так и подзаконными актами органов государственной власти (уголовная ответственность устанавливается только законами; дисциплинарная ответственность - законодательством о труде, подзаконными актами, которые устанавливают особенности положения отдельных категорий служащих и рабочих; материальная ответственность - законодательством о труде, гражданским законодательством);
3. в основании лежит нарушение порядка в сфере государственного управления; основанием административной ответственности является административное правонарушение (основанием уголовной ответственности является преступление, дисциплинарной - дисциплинарный проступок, материальной - причинение материального вреда);
4. распространяется на физических и юридических лиц (субъекты уголовной ответственности - только физические лица);
5. наличие кроме общих (с другими отраслями права) специальных субъектов ответственности, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов;
6. за административные правонарушения применяются меры административного взыскания (за преступления - меры уголовной ответственности, за дисциплинарные проступки - дисциплинарные взыскания);
7. применение мер административного взыскания осуществляется в процессуальном порядке, который установлен процессуальными нормами административного законодательства; меры административной ответственности применяются в соответствии с законодательством, регламентирующим производство по делам об административных правонарушениях (уголовные дела рассматриваются в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством дисциплинарные - в соответствии с нормами, устанавливающими порядок дисциплинарного производства; дела о материальной ответственности - в порядке гражданского и арбитражного судопроизводства).
8. наличие специфических видов наказаний (выдворение за пределы территории России) и их внесудебный (в большинстве случаев) порядок применения;
9. применение административного взыскания не влечет судимости и увольнения с работы - лицо, к которому оно применено, считается имеющим административное взыскание в течение определенного срока (применение мер уголовной ответственности к лицу, осужденному за совершение преступления, влечет судимость; один из видов дисциплинарного взыскания - увольнение с работы);
10. широкий круг специальных субъектов уполномоченных привлекать к административной ответственности; административные взыскания применяются широким кругом уполномоченных органов (должностных лиц) исполнительной власти, местного самоуправления, а также судами (меры уголовной ответственности определяются только судом; дисциплинарные взыскания - органами и должностными лицами, наделенными дисциплинарной властью; материальные - судами обшей юрисдикции и арбитражными судами);
11. меры административной ответственности применяются органами и должностными лицами в отношении не подчиненных им по службе нарушителей, не связаных с ними служебно-трудовыми отношениями и др.
2. Административное взыскание
Административное взыскание - это мера ответственности за административное правонарушение, применяемая в установленном законом порядке к лицу, совершившему административное правонарушение.
Воплощение принципа соразмерности ответственности степени общественной опасности совершенного правонарушения в административном праве проявляется и в различных видах наказаний, которые предусматриваются в санкциях административно-правовых норм. Перечень этих наказаний изложен в ст.3.2.КоАП и является исчерпывающим.
Статья 3.2 КоАП устанавливает следующие виды административных наказаний:
1. предупреждение; 2. административный штраф; 3. возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения; 4. конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения; 5. лишение специального права, предоставленного физическому лицу; 6. административный арест; 7. административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства; 8. дисквалификация.
В отношении юридического лица могут применяться только первые четыре вида административных наказаний.
Предупреждение и административный штраф могут вводиться и применяться на основании законов субъектов РФ об административной ответственности.
Применение наказаний в виде лишения специального права, предоставленного физическому лицу, дисквалификация предполагают специальный субъект.
При наложении взыскания учитываются характер совершенного правонарушения, личность нарушителя, степень его вины, имущественное положение, обстоятельства смягчающие и отягчающие ответственность.
При совершении одним лицом нескольких административных правонарушений взыскание налагается за каждое нарушение отдельно. В случае рассмотрения дел о нарушении одним и тем же органом, взыскание определяется в пределах санкции, предусмотренной за более серьезное правонарушение (по принципу поглощения). При этом может применяться дополнительное наказание, предусмотренное административными нормами за другие правонарушения.
Применение административного наказания ограничено сроком. Оно может быть применено не позднее 2 месяцев со дня совершения правонарушения, а при длящемся – 2 месяцев со дня обнаружения правонарушения. В случае отказа в возбуждении уголовного дела при наличии признаков административного правонарушения наказание может быть применено к виновному не позднее 1 месяца со дня вынесения решения об отказе в возбуждении уголовного дела, кроме случаев применения конфискации предметов контрабанды по таможенному правонарушению.
По общему правилу лицо, подвергнутое административному наказанию, по истечении года со дня окончания исполнения наказания считается не привлекавшимся к административной ответственности.
Следуя принципу неотвратимости любое административное правонарушение со стороны государства должно быть соответствующим образом оценено и виновное лицо должно понести наказание. Однако в ряде случаев в силу объективных причин административная ответственность может исключаться и закон прямо указывает на такие ситуации:
- недостижение установленного законом возраста (16 лет);
- невменяемость – неспособность лица отдавать себе отчет в своих действиях или руководить ими вследствие хронической душевной болезни, временного расстройства душевной деятельности, слабоумия или иного болезненного состояния;
- крайняя необходимость – противоправное деяние, совершенное для устранения опасности, угрожающей государственному или общественному порядку, собственности, правам и свободам граждан, установленному порядку управления, если эта опасность при данных обстоятельствах не могла быть устранена другими средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред;
- необходимая оборона – противоправное деяние, совершенное при защите государственного или общественного порядка, собственности, прав и свобод граждан, установленного порядка управления от противоправных посягательств путем причинения посягающему вреда, если при этом не было допущено превышения пределов необходимой обороны.
При определенных основаниях возможно освобождение от административной ответственности: при малозначительности правонарушения; в случае издания акта амнистии; отмены акта, устанавливающего эту ответственность, истечение сроков взыскания; наличие по тому же факту ранее вынесенного решения; смерть правонарушителя.
Освобождение от административной ответственности может также проявляться и в замене ее другим видом ответственности (например, дисциплинарной).
Существует институт ограничения административной ответственности. Эти ограничения связаны, прежде всего, с особенностями субъектов административных правонарушений, предусмотренными административным законодательством или учитываемыми правоприменителями в рамках административного усмотрения. В частности, КоАП исключает возможность применения некоторых административных наказаний в зависимости от тех или иных особенностей субъекта административного правонарушения.
Так, административный арест (ст. 3.9 КоАП) не может применяться к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до 14 лет, лицам, не достигшим 18 лет, инвалидам I и II групп. Лишение права управления средствами транспорта не может применяться к лицам, которые пользуются этими средствами в связи с инвалидностью, за исключением случаев управления транспортными средствами в состоянии опьянения, уклонения от прохождения в установленном порядке медицинского освидетельствования на состояние опьянения, а также оставления в нарушение установленных правил места дорожно-транспортного происшествия, участником которого они являются (ст. 3.8 КоАП).
Лишение права охоты не может применяться к лицам, для которых охота является основным законным источником средств к существованию; они не могут быть подвергнуты конфискации или возмездному изъятию огнестрельного оружия и боевых припасов.
В законодательном порядке предусматривается ограничение применения административных наказаний в отношении военнослужащих и некоторых других лиц: судей, прокуроров, лиц, пользующихся депутатской неприкосновенностью, иностранных граждан, обладающих иммунитетом и привилегиями от административной юрисдикции на территории Российской Федерации.
Административную ответственность физических и юридических лиц распространяется на все правонарушения (независимо от их отраслевой принадлежности), в которых находит свое выражение административно-правовой метод регулирования общественных отношений.
Понятие «юридического лица» дается в ст. 48 Гражданского кодекса РФ.
Административную ответственность юридических лиц характеризуют традиционные признаки состава административного правонарушения (объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона). Однако они обладают существенными особенностями, отличающими их от аналогичных признаков, характеризующих состав административного правонарушения, совершаемого физическими лицами. Прежде всего это касается понятия вины юридического лица.
Вина — необходимое условие всякой ответственности. Не может быть ни административной, ни дисциплинарной, ни уголовной ответственности без наличия вины, т.е. виновного совершения противоправного действия (бездействия).
В административном праве может существовать комплексное понимание вины юридического лица, включающее объективный исубъективный подходы.
Объективная вина, как это установлено ст. 2.1 КоАП, представляет собой вину юридического лица с точки зрения государственного органа, т.е. юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Субъективная вина — отношение организации в лице ее администрации, конкретных должностных лиц к противоправному деянию. Назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо и наоборот, привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.
Эти элементы вины образуют общее понятие вины юридического лица как признака совершенного им правонарушения и элемента его юридического состава.
Мерой ответственности применительно к юридическим лицам может служить только административное наказание.
Наиболее распространенным видом административного наказания, применяемого к юридическим лицам, в настоящее время остается штраф, исчисляемый как в абсолютном, так и в относительном размере. Возможно, также применение предупреждения, возмездного изъятия орудия совершения или предмета административного правонарушения, их конфискация (ст. 3.2 КоАП).
Применение административного наказания к юридическому лицу осуществляется не только для наказания за вину, но также с цельюобеспечения выполнения организацией своих обязанностей, требований государственных органов.
Обобщая сказанное, административная ответственность юридических лиц — это применение к организациям, обладающим соответствующей административной правосубъектностью, административных наказаний за неисполнение или ненадлежащее исполнение установленных государством правил, норм и стандартов с целью государственного осуждения противоправной деятельности, обеспечения выполнения возложенных на них обязанностей, предупреждения правонарушений.
В различных отраслях и сферах применение мер административной ответственности к юридическим лицам характеризуется определенными особенностями.
Например, предприятия и организации, допустившие загрязнение окружающей природной среды, выпуск и (или) реализацию продукции, употребление (использование) которой привело к возникновению массовых инфекционных и неинфекционных заболеваний и отравлений людей, обязаны по постановлению главного государственного санитарного врача или его заместителя уплатить штраф в доход местного бюджета, а также возместить дополнительные расходы лечебно-профилактических и санитарно-профилактических учреждений за оказание медицинской помощи больным, проведение гигиенических и противоэпидемических мероприятий. В случае отказа от добровольного возмещения расходов и уплаты штрафов спор разрешается в судебном порядке.
Глава 4 КоАП посвящена основным правилам назначения административных наказаний. Кроме общих правил назначения административных наказаний, регламентируются обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность; исчисление сроков административного наказания и сроков давности привлечения к административной ответственности; порядок возмещения причиненного правонарушением имущественного ущерба и морального вреда.
Общие правила наложения административных наказаний конкретизируют принципы равенства перед законом, презумпции невиновности, законности, индивидуализации ответственности с учетом характера правонарушения и личности нарушителя.
Правила назначения административных наказаний предусматриваютобязательность для правонарушителя возместить причиненный или имущественный ущерб и моральный вред.
При причинении административным правонарушением имущественного ущерба гражданину, предприятию, учреждению или организации судья, назначая наказание за административное правонарушение при отсутствии спора вправе одновременно решить вопрос о возмещении виновным имущественного ущерба.
Споры о возмещении имущественного ущерба разрешаются судом в порядке гражданского судопроизводства.
В случаях рассмотрения дела иным уполномоченным органом или должностным лицом вопрос о возмещении имущественного ущерба, причиненного административным правонарушением, решается судом в порядке гражданского судопроизводства.
- 31 Методы государственного управления
- 33 Содержание и виды административных отношений
- 34 Субъекты и объекты административных правоотношений
- 35 Граждане как субъекты административного права
- 36 Организации как субъекты административно-правовых отношений
- 37 Органы исполнительной власти как субъекты административного права
- 38 Понятие и принципы государственной службы
- 39 Понятие и классификация государственных должностей и государственных служащих
- 40 Административное првонарушение. Понятие и признки и особенности административного правонарушения
- 41 Меры административной ответственности и ее виды
- 42 Производство по делам об административных правонарушениях
- 43 Обеспечение законности и дисциплины в сфере государственного управления
- 44 Предмет, метод и система трудового права. Основные принципы трудового права. Источники трудового права.
- 45 Субъекты трудового права. Понятие трудового првоотношения
- 2. Структура трудовых правоотношений
- 3. Особенности сторон трудового правоотношения
- 46 Понятие и значение коллективного договора. Порядок ведения и предмет коллективных переговоров.
- 47 Правовая организация трудоустройства
- 48 Понятие и значение трудового договора. Виды трудовых договоров.
- 2. Содержание трудового договора
- 3. Заключении и расторжение трудового договора
- 49 Понятие и виды рабочего времени. Понятие и виды времени отдыха
- 2. Виды и особенности рабочего времени
- 3. Учет рабочего времени
- 2. Отпуск как время отдыха
- 3. Гарантии и компенсации работникам, совмещающим работу с обучением