logo
shpory_gp

Основания и порядок наследования выморочного имущества.

“Выморочное имущество” представляет собой юридический термин, который получил легальное закрепление в части третьей ГК РФ. В ГК РСФСР 1964 г. термин “выморочное имущество” не использовался, но переход имущества умершего к государству по праву представления по закону практически в тех же случаях был предусмотрен (ст. 552 ГК РСФСР). Публично-правовые образования (Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования) могут быть призваны к наследованию по закону согласно части третьей ГК в одном лишь случае – при выморочности имущества. По ГК РСФСР 1964 г. государство, не будучи наследником по завещанию, могло быть призвано к наследованию по закону, помимо перечисленных выше случаев, еще и при отказе от наследства в его пользу наследника по закону или по завещанию. Из п. 1, 2 ст. 1158 ГК РФ следует, что отказ от наследства в пользу Российской Федерации возможен, только если она является наследником по завещанию.    Наследственное имущество признается выморочным, если нет наследников ни по завещанию, ни по закону, либо никто из наследников не имеет права наследовать, либо все наследники отстранены от наследования, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника (ст. 1151 ГК РФ).    Таким образом, имущество становится выморочным, если полностью отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию либо никто из наследников по тем или иным основаниям не может принять наследство. Выморочным может быть как имущество в целом, так и часть наследственного имущества в случае, когда наследников по закону нет, а завещание касается только отдельной части имущества. Следовательно, выморочным будет признаваться часть имущества, не охваченная завещанием.    В ГК РФ не регулируется вопрос о выморочном имуществе, находящемся за пределами Российской Федерации. Так, по мнению Гришаева С.П., можно предположить, что в таких случаях выморочное имущество переходит в собственность Российской Федерации. Однако наследство должно перейти к тому государству, на территории которого находится выморочное имущество на момент открытия наследства. Так, если имущество российского гражданина находится на территории иностранного государства и наследников нет, то Российская Федерация не может на него претендовать. Поэтому выморочное имущество должно перейти в таких случаях к тому государству, чьим гражданином был наследодатель в момент своей смерти. Именно такой подход был, в частности, закреплен в ГК РСФСР 1922 г. Прежде всего представляется необходимым определить правовую природу выморочного имущества.    Исторически существовали два разных подхода к решению этого вопроса, которые получили нормативное закрепление в наследственном законодательстве зарубежных стран. Согласно первому подходу приобретение государством выморочного имущества рассматривается как наследование, т. е. производный способ приобретения права собственности в порядке универсального правопреемства. Данный подход распространен в Германии, Испании, Италии, Швейцарии.    Второй подход характеризуется тем, что государство приобретает выморочное имущество как бесхозяйное без каких-либо обременений, следовательно имеет место первоначальный способ приобретения права собственности. Это типично, к примеру, для Англии, США, Франции.    Российское гражданское законодательство рассматривает наследование как производный способ приобретения права собственности, так как в соответствии со ст. 1110 ГК РФ наследование представляет собой переход имущества умершего к другим лицам в порядке универсального правопреемства, т. е. в неизменном виде как единое целое и в один и тот же момент, если из правил ГК РФ не следует иное.    Государство – это особый наследник по закону, не относящийся ни к одной из очередей наследников. Хотя существует и другая точка зрения. Так, например, Зайцева Т.И. и Крашенинников П.В. указывают, что Российскую Федерацию с определенной долей условности можно поставить в девятую очередь наследников по закону. Вместе с тем, по мнению вышеназванных ученых, возможно предположить, что с введением восьми очередей наследников по закону государство или иные публичные образования будут призываться к наследованию достаточно редко. Особенность наследования выморочного имущества заключается в том, что Российская Федерация как наследник выразила свою волю в законе на принятие любого выморочного имущества. Право наследования по закону признается за Российской Федерацией, субъектами РФ и муниципальными образованиями. Ранее до принятия и введения в действие Федерального закона от 29 ноября 2007 г. № 281-ФЗ данное право признавалось только за Российской Федерацией, а субъекты РФ и муниципальные образования могли призываться к наследованию только по завещанию (п. 2 ст. 1121 ГК РФ).    Иностранные государства не могут наследовать по закону выморочное имущество. В соответствии с п. 2 ст. 1116 ГК РФ иностранные государства могут призываться к наследованию по завещанию.    Принятие выморочного имущества, как отмечает Эрделевский А.М., следует рассматривать не только как право, но и как обязанность государства, т. е. государство не может в отличие от других наследников отказаться от его принятия. Следовательно, государство, выступающее в качестве наследника по закону выморочного имущества, наделено особым статусом, который в некоторых отношениях отличает его от положения других наследников по закону. В частности, на Российскую Федерацию не распространяются правила о принятии и отказе от наследства, о сроке на принятие наследства, нормы, предусматривающие принятие наследства после истечения установленного срока, а также нормы, допускающие наследственную трансмиссию. Таким образом, федеральным законом предусмотрена возможность наследования по закону выморочного имущества в виде жилых помещений не только Российской Федерацией, как это устанавливалось ранее, но и муниципальными образованиями либо субъектами РФ – городами федерального значения, на территории которых расположены указанные жилые помещения. Выморочное жилое помещение включается в соответствующий фонд социального использования. Иное выморочное имущество, как и прежде, переходит в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации.    Возможность наследования выморочного имущества в виде жилых помещений муниципальными образованиями и городами федерального значения поможет частично решить проблему нехватки жилья, предоставляемого муниципальными образованиями по договору социального найма гражданам, состоящим на учете по улучшению жилищных условий.    Выморочность имущества устанавливается после истечения срока принятия наследства.    Особенность положения государства как наследника по закону выморочного имущества заключается в применении к нему большинства гражданско-правовых норм, установленных для всех наследников по закону.    Государство, будучи наследником по закону, попадает под действие нормы п. 1 ст. 1175 ГК РФ и несет ответственность по долгам наследодателя в пределах стоимости перешедшего к нему наследственного имущества. Кроме того, кредиторы наследодателя вправе предъявить свои требования Российской Федерации, субъекту РФ или муниципальному образованию как наследнику по закону. При этом Российской Федерации, субъектам РФ и муниципальным образованиям, как и любому наследнику, дается процессуальная льгота. Согласно п. 3 ст. 1175 ГК РФ суд обязан приостановить рассмотрение дела, возбужденного в связи с предъявлением кредиторами исков к выморочному имуществу, до перехода выморочного имущества в порядке наследования к Российской Федерации, субъекту РФ или муниципальному образованию.    Эти правила закона подтверждают вывод о том, что переход к государству выморочного имущества является наследованием. Государство принимает не “сухой остаток” имущества, свободного от погашенных долгов наследодателя, – оно становится правопреемником наследодателя в отношении как имущественных прав, так и имущественных обязанностей (долгов).    Государство возмещает расходы по ст. 1174 ГК РФ и несет ответственность по долгам в пределах стоимости перешедшего к нему выморочного имущества. Отсюда возникает вопрос, какой из государственных органов должен исполнять эти обязанности Представляется, что это прежде всего зависит от характера заявленных требований. Если требования являются денежными, то, очевидно, они должны удовлетворяться за счет казны Российской Федерации и по аналогии со ст. 1071 ГК РФ предъявляться к финансовым органам. Если же заявлены требования с элементами вещных прав (залога, сохранения права аренды вещи – ст. 617 ГК РФ, найма жилого помещения – ст. 675 ГК РФ), то данные обременения с присущим им свойством следования несут государственные органы, приобретшие обремененную вещь.    При этом требования о возмещении расходов по ст. 1174 ГК РФ подлежат удовлетворению до уплаты долгов кредиторам наследодателя. В п. 2 ст. 1174 ГК РФ установлена очередность удовлетворения этих требований: в первую очередь возмещаются расходы, вызванные болезнью или похоронами наследодателя; во вторую – расходы на охрану наследства и управления им; в третью – расходы, связанные с исполнением завещания. Согласно ст. 69 Основ законодательства РФ о нотариате нотариус по месту открытия наследства до выдачи государству свидетельства о праве на наследство дает распоряжение об оплате за счет наследственного имущества указанных расходов. Таким образом, эти требования должны предъявляться лицами, имеющими право на их возмещение, в пределах шестимесячного срока.    Требования же кредиторов наследодателя могут быть предъявлены в пределах сроков исковой давности, установленных для данных требований, что следует из п. 3 ст. 1175 ГК РФ и соответствует ст. 201 ГК РФ. Вместе с тем в отличие от общих правил течения сроков исковой давности срок предъявления требований кредиторами наследодателя не подлежит перерыву, приостановлению и восстановлению (ч. 2 п. 3 ст. 1175 ГК РФ).    Документом, подтверждающим право государства на на следство, является свидетельство о праве на наследство, которое выдается в общем порядке – по заявлению наследника по месту открытия наследства или иным должностным лицом, уполномоченным законом совершать этот акт (п. 1 ст. 1162 ГК РФ). Поскольку Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования являются особым субъектом, выступающим в гражданском обороте через различные органы, действующие в рамках их компетенции (ст. 125 ГК РФ), то правила, закрепленные в ст. 1162 ГК РФ необходимо применять с учетом этих особенностей. Так, ряд авторов полагает, что свидетельство о праве на наследство выморочного имущества должно быть выдано на имя Российской Федерации, субъекта РФ и муниципального образования как особого наследника, т. е. без указания конкретных органов. Свидетельство должно выдаваться в нескольких экземплярах на отдельные части выморочного имущества в зависимости от вида имущества по заявлению соответствующих компетентных органов.    Согласно п. 3 ст. 1151 ГК РФ порядок наследования и учета выморочного имущества, переходящего в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации, а также порядок передачи его в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность муниципальных образований определяется законом. Данная норма относительно недавно подверглась некоторым изменениям, так как до введения в действие Федерального закона от 29 ноября 2007 г. № 281-ФЗ речь шла только о возможности перехода наследственного имущества как выморочного в собственность Российской Федерации.    Возможно предположить, что в законе должно быть определено имущество, переходящее в собственность субъектов РФ и муниципальных образований. Так, Эрделевский А.М. полагает, что, поскольку не всегда целесообразно оставление унаследованного имущества в собственности государства, законом должны быть определены основания и порядок передачи этого имущества субъектам РФ и муниципальным образованиям. Например, в муниципальную собственность целесообразно передавать жилые помещения в домах муниципального жилищного фонда и жилые помещения в домах жилищно-строительных кооперативов.    Выморочное имущество переходит либо в государственную собственность (федеральная собственность, собственность субъекта РФ), либо в муниципальную собственность (собственность городских и сельских поселений), следовательно поступает в государственную или муниципальную казну в соответствии с правилами п. 4 ст. 214 ГК РФ. Имущество, которое может находиться в собственности субъекта РФ, определено в Федеральном законе от 6 октября 1999 г. № 184-РФ “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации”, а в собственности муниципальных образований – в Федеральном законе от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”.    В настоящее время согласно постановлению Правительства РФ от 5 июня 2008 г. № 432 “О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом” данное Федеральное агентство является федеральным органом исполнительной власти, управомоченным принимать выморочное имущество, которое в соответствии с законодательством Российской Федерации переходит в порядке наследования в собственность Российской Федерации.    В отношении земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения следует иметь в виду, что согласно подп. 2 п. 2 ст. 80 Земельного кодекса РФ (далее – ЗК РФ) такие участки поступают в фонд перераспределения земель, если нет наследников ни по закону, ни по завещанию, либо ни один из наследников не принял наследство, либо все наследники лишены завещателем наследства, либо наследник отказался от наследства в пользу государства или отказался от наследства без указания, в пользу кого он отказывается от наследства. Земли фонда перераспределения земель в соответствии со ст. 18 ЗК РФ отнесены к землям, являющимся собственностью субъекта РФ. С учетом указанной нормы орган исполнительной власти, уполномоченный принимать в порядке наследования земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, определяется субъектом РФ.    Вышесказанное подчеркивает необходимость принятия специального закона, в котором должны быть определены основания и порядок передачи выморочного имущества субъектам РФ и муниципальным образованиям, закреплен порядок перехода выморочного имущества, указан федеральный орган, принимающий во владение вещи, входящие в выморочное имущество, а также орган, который будет оплачивать долги наследодателя, участвовать в отношениях с другими лицами, претендующими на то же наследство либо оспаривающими его выморочность.    Государство как наследник по завещанию или по закону имеет свою специфику, которая проявляется, в частности, в том, что на государство не распространяется правило о праве наследника отказаться от наследства и что от него не требуется каких-либо действий для принятия наследства. Среди прочего это означает, что принятие имущества является не только правом, но и обязанностью государства. Кроме того, если в качестве наследников по завещанию значатся субъекты права хозяйственного ведения или оперативного управления (государственные или муниципальные предприятия и учреждения или казенные предприятия), то фактически наследником такого имущества является государство или муниципальное образование, но не само юридическое лицо. Другими словами, имущество может быть передано и названным юридическим лицам, но собственником этого имущества в любом случае станет государство (или муниципальное образование).    На сегодняшний день, однако, далеко не все вопросы вступления государства в права наследства проработаны с нормативной точки зрения. Так, в частности, согласно п. 3 ст. 1151 ГК РФ “порядок наследования и учета выморочного имущества, переходящего в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации, а также порядок передачи его в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность муниципальных образований определяется законом”. Однако до настоящего времени соответствующий закон не принят. Единственное, что необходимо отметить, что законодателем были внесены изменения и дополнения в часть третью ГК РФ, в том числе и о наследовании выморочного имущества.