§ 7. Федеральные органы Российского государства
Согласно Конституции РФ государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент, Федеральное Собрание (парламент), Правительство, суды Российской Федерации. Государственная власть реализуется на основе принципа разделения властей. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.
Президент Российской Федерации. Институт президентства возник в бывшем Союзе в 1990 г., не имея аналогов в отечественной истории. В России пост Президента был введен на основании референдума 17 марта, 1991 г. Первый Президент РФ был избран 12 июня 1991 г.
По Конституции РФ Президент является главой государства, гарантом Конституции, прав и свобод граждан. В соответствии с Конституцией и федеральными законами он определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.
Президентом может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в России не менее 10 лет. Избирается Президент на четыре года на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
Президент обладает широкими полномочиями – представительскими, правотворческими, управленческими, чрезвычайными и т. д. в сфере внутренних и международных отношений, государственной безопасности и обороны.
Ему подчинены силовые министерства. Он обладает правом законодательной инициативы и отлагательного вето в отношении принятых законов, издает указы, распоряжения, обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внешней и внутренней политики государства.
Подобные полномочия Президента если и целесообразны, то, видимо, лишь на переходный период. Для их выполнения создан внушительный, (около 2 тыс. сотрудников) аппарат. По сути дела, в стране действует два аппарата исполнительной власти – президентский и правительственный, но это, к сожалению, не делает их работу достаточно эффективной.
Кроме того, Президент Российской Федерации есть носитель персонифицированной ответственности за принимаемые им решения и их социальные последствия. Он не может переложить эту ответственность ни на своих помощников, ни на свое окружение.
Новый для нашей страны институт президентства, несомненно, будет подвергаться критической оценке с точки зрения его полезности и необходимости для народа, для страны.
Федеральное Собрание – парламент Российской Федерации – является представительным и законодательным органом. Федеральное Собрание состоит из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы. В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Федерации: по одному от представительного и исполнительного органа государственной власти. Государственная Дума состоит из 450 депутатов, которые работают на профессиональной постоянной основе, не могут заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной или иной творческой деятельности.
Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно. Они образуют комитеты и комиссии, проводят по вопросам своего ведения парламентские слушания, принимают постановления.
Законодательная функция распределена между палатами неравномерно. Федеральные законы принимает Государственная Дума. Совет Федерации лишь одобряет или отклоняет их. Но если закон отклонен, Дума может провести повторное голосование и принять его. В принятии федеральных конституционных законов участвуют обе палаты.
Значительное место в компетенции парламента России занимают полномочия, связанные с формированием высших органов государства. По представлению Президента Совет Федерации назначает на должность судей Конституционного, Верховного, Высшего Арбитражного судов, назначает на должность и освобождает от должности Генерального прокурора России. Государственная Дума дает согласие Президенту на назначение Председателя Правительства и др.
Правительство Российской Федерации реализует исполнительную власть. Без сильной исполнительной власти самые необходимые и качественные законы могут превратиться в нереализованные возможности. Однако круг обязанностей современного правительства этим не исчерпывается. В него входит также многообразная управленческая деятельность по реализации социального предназначения государства, выполнению его функций.
По Конституции Правительство России является самостоятельным государственным органом. Оно обладает законодательной инициативой, формирует и исполняет федеральный бюджет, проводит единую финансовую, кредитную и денежную политику, осуществляет управление федеральной собственностью, единую государственную политику в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии, предпринимает меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики, по укреплению законности, охраны прав и свобод граждан, собственности и др.
Правительство Российской Федерации состоит из Председателя, его заместителей и министров. Председатель назначается Президентом с согласия Государственной Думы. Остальные члены Правительства назначаются Президентом по предложению Председателя. Правительство выполняет свои многочисленные задачи и функции через подчиненные ему министерства и центральные ведомства с их административным аппаратом. В пределах своей компетенции оно издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение.
Россия больше, чем другая страна, нуждается в сильном и эффективно действующем правительстве. Это обусловливает поиск путей повышения его самостоятельности, ибо только обладающее самостоятельностью правительство способно на инициативу, может нести ответственность за свою деятельность.
Органы правосудия олицетворяют третью ветвь власти. Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Судьями могут быть граждане, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет. Судьи независимы и подчиняются только Конституции и закону. Они несменяемы, неприкосновенны. Разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дел в закрытом заседании допускается лишь в тех случаях, которые предусмотрены законом. Судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. В случаях, предусмотренных федеральным законом, оно ведется с участием присяжных заседателей.
Судебную власть на уровне Федерации осуществляют Конституционный, Верховный, Высший Арбитражный суды, полномочия и порядок образования и деятельности которых устанавливаются федеральным конституционным законом.
Если в государстве есть сильная судебная система, сильно само государство, так как законодательные и исполнительные органы власти тратят меньше усилий на выполнение принимаемых ими решений и лишаются соблазна действовать неправовыми средствами. В целях формирования эффективной системы правосудия, действующей на строгих правовых и демократических началах, в стране проводится судебная реформа. Она должна обеспечить:
• универсальность судебной защиты (возможность защиты от любых проявлений произвола и насилия);
• доступность правосудия;
• оперативность судебной защиты прав и законных интересов;
• безусловность исполнения судебных решений.
Прокуратура Российской Федерации составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору России. Генеральный прокурор назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации по представлению Президента. Он назначает прокуроров субъектов Федерации по согласованию с последними и иных прокуроров. Полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры определяются федеральным законом.
Системы органов государственной власти республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов создаются ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя России и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом.
Органы местного самоуправления в механизм государства не входят, ибо не являются государственными.
- Денис Шевчук
- Раздел первый. Теория государства и права как наука и учебная дисциплина Глава 1. Предмет теории государства и права § 1. Теория государства и права – фундаментальная наука
- § 2. Наука о государстве и праве и общественная практика
- § 3. Характеристика предмета теории государства и права
- § 4. Функции теории государства и права
- Глава 2. Методы теории государства и права § 1. Значение методологии в познании государства и права
- § 2. Общенаучные методы познания государства и права
- § 3. Специальные и частнонаучные методы теории государства и права
- § 4. Значение научных определений
- Глава 3. Теория государства и права в системе гуманитарных наук и учебных дисциплин § 1. Роль и место теории государства и права в системе гуманитарных наук
- § 2. Теория государства и права в системе юридических наук
- § 3. Теория государства и права как учебная дисциплина, ее задачи и функции
- Раздел второй. Соотношение общества, государства и права Глава 4. Общество, его структура, социальные, политические институты и регуляторы § 1. Общество: его понятие и структура
- § 2. Общество и его социальные и политические институты
- § 3. Общество и власть
- § 4. Общество, социальное регулирование, порядок и беспорядок
- § 5. Первобытное (догосударственное) общество
- Глава 5. Происхождение государства и права § 1. Причины и условия возникновения государства и права
- § 2. Особенности возникновения права
- § 3. Основные теории происхождения государства
- § 4. Основные теории возникновения права
- § 5. Соотношение общества и государства
- § 6. Общество и право
- § 7. Человек, государство и право
- Глава 6. Государственно-правовое воздействие на экономику, политику и культуру § 1. Государственно-правовое воздействие на экономику
- § 2. Государственно-правовое воздействие на политику
- § 3. Государственно-правовое воздействие на культуру
- Глава 7. Государство и право в политической системе общества § 1. Общая характеристика политической системы общества
- § 2. Закономерности развития политической системы общества
- § 3. Государство в политической системе общества
- § 4. Право и политическая система общества
- Глава 8. Гражданское общество и правовое государство § 1. Понятие гражданского общества
- § 2. Структура гражданского общества
- § 3. Возникновение и развитие учения о правовом государстве
- § 4. Основные принципы правового государства
- § 5. О формировании правового государства в России
- § 2. Плюрализм в понимании и определении государства
- § 3. Признаки государства
- § 4. Сущность государства
- § 5. Экономическая, социальная и научная основы государства
- § 6. Закономерности развития государства
- § 7. Соотношение государства и права
- Глава 10. Государственная власть § 1. Понятие и свойства государственной власти
- § 2. Методы осуществления государственной власти
- § 3. Экономическая, социальная и нравственно-идеологическая основы государственной власти
- § 4. Государственная власть и идеология
- § 5. Легитимность и легальность государственной власти
- § 6. Властеотношения
- § 7. Соединение и разделение властей
- § 8. Государственная власть и государство
- Глава 11. Функции государства § 1. Понятие, значение и объективный характер функций государства
- § 2. Классификация и эволюция функций государства
- § 3. Формы и методы осуществления функций государства
- Глава 12. Механизм государства § 1. Понятие и значение механизма государства
- § 2. Структура механизма государства
- § 3. Понятие и признаки государственного органа
- § 4. Виды органов государства
- § 5. Бюрократия и бюрократизм в механизме государства
- Глава 13. Типы государства § 1. Типология государств
- § 2. Восточное государство
- § 3. Рабовладельческое государство
- § 4. Феодальное государство
- § 5. Буржуазное (капиталистическое) государство
- § 6. Социалистическое государство
- Глава 14. Формы государства § 1. Понятие и значение формы государства
- § 2. Форма правления
- § 3. Форма государственного устройства
- § 4. Политический режим
- Глава 15. Российское государство: прошлое, настоящее, будущее § 1. Традиции российской государственности
- § 2. Советское государство, его исторический путь и распад
- § 3. Становление Российского государства и проблемы его укрепления
- § 4. Внутренние функции Российского государства
- § 5. Внешние функции Российского государства
- § 6. Механизм (аппарат) Российского государства
- § 7. Федеральные органы Российского государства
- § 8. Форма правления в Российском государстве
- § 9. Форма государственного устройства Российской Федерации
- § 10. Политический режим Российского государства
- § 11. Перспективы развития Российского государства
- Раздел четвертый. Теория права Глава 16. Понятие, сущность и социальная ценность права § 1. Понимание права в мировой и отечественной юриспруденции
- § 2. Понятие права
- § 3. Право и закон
- § 4. Сущность права
- § 5. Принципы права
- § 6. Социальная ценность и функции права
- Глава 17. Право в системе социального регулирования § 1. Социальное регулирование. Понятие, функции и виды социальных норм
- § 2. Право в системе социальных норм
- Право и обычаи
- Право и корпоративные нормы
- Глава 18. Правовое регулирование и его механизм § 1. Понятие правового регулирования
- § 2. Предмет правового регулирования
- § 3. Методы, способы, типы правового регулирования. Правовые режимы
- § 4. Стадии правового регулирования
- § 5. Механизм правового регулирования
- Глава 19. Нормы права § 1. Понятие правовой нормы, ее признаки
- § 2. Виды правовых норм
- § 3. Структура правовой нормы
- § 4. Внешнее выражение правовых норм
- Глава 20. Формы (источники) права. Правотворчество § 1. Понятие и виды форм (источников права)
- § 2. Правотворчество
- § 3. Правотворческий (законодательный) процесс и его этапы
- § 4. Принципы и виды правотворчества
- § 5. Нормативно-правовые акты Российской Федерации
- § 6. Закон: его понятие и роль в демократическом государстве
- § 7. Пределы действия нормативных актов
- § 8. Систематизация нормативно-правовых актов
- § 9. Юридическая техника
- Глава 21. Система права и система законодательства § 1. Понятие системы права
- § 2. Система законодательства
- § 3. Тенденции развития системы права и системы законодательства
- Глава 22. Правосознание и правовая культура § 1. Понятие правосознания
- § 2. Структура правосознания
- § 3. Виды правосознания
- § 4. Правовая культура
- § 5. Правовой нигилизм
- § 6. Правовое воспитание и правовое обучение
- Глава 23. Правовые отношения § 1. Понятие правоотношения
- § 2. Содержание правоотношения
- § 3. Субъекты права
- § 4. Объект правоотношения
- § 5. Юридические факты
- Классификация юридических фактов
- § 6. Виды правоотношений
- Глава 24. Толкование норм права § 1. Понятие толкования
- § 2. Способы (приемы) толкования правовых норм
- Грамматическое толкование
- Логическое толкование
- Систематическое толкование
- Историко-политическое толкование
- Специально-юридическое толкование
- Телеологическое (целевое) толкование
- Функциональное толкование
- § 3. Результаты толкования
- § 4. Субъекты толкования
- § 5. Функции толкования
- Глава 25. Реализация и применение права. Юридический процесс § 1. Реализация права
- § 2. Применение права
- § 3. Стадии применения права
- § 4. Акты применения права
- § 5. Пробелы в законодательстве. Применение права по аналогии
- § 6. Юридический процесс
- Глава 26. Поведение людей в правовой сфере. Правомерное поведение. Правонарушение § 1. Поведение людей и право
- § 2. Правомерное поведение
- § 3. Правонарушение
- § 4. Злоупотребление правом
- § 5. Объективно противоправное деяние
- Глава 27. Юридическая ответственность § 1. Понятие социальной ответственности
- § 2. Понятие юридической ответственности
- § 3. Цели и функции юридической ответственности
- § 4. Принципы юридической ответственности
- Законность
- Справедливость
- Неотвратимость наступления
- Целесообразность
- Индивидуализация наказания
- Ответственность за вину
- § 5. Основания юридической ответственности
- § 6. Порядок возложения юридической ответственности
- § 7. Виды юридической ответственности
- § 8. Юридическая ответственность и государственное принуждение
- § 9. Юридическая ответственность в системе юридических категорий
- Глава 28. Законность и правопорядок § 1. Законность – важнейшая правовая категория
- § 2. Содержание законности
- § 3. Требования законности
- Воплощение идеи господства права в жизни общества, государства
- Верховенство закона
- Равенство всех перед законом
- Неукоснительное соблюдение (исполнение) правовых актов всеми субъектами права
- Обеспечение неукоснительной реализации прав и свобод
- Надлежащее правильное и эффективное применение права
- Последовательная борьба с правонарушениями
- Недопустимость произвола в деятельности должностных лиц
- § 4. Основные принципы законности
- Единство законности
- Всеобщность законности
- Целесообразность законности
- § 5. Законность и законодательство
- § 6. Гарантии законности
- Экономические условия
- Политические условия
- Идеологические условия
- Социальные условия
- Правовые условия
- § 7. Правопорядок
- § 8. Правопорядок и общественный порядок
- § 9. Основные пути укрепления законности и правопорядка
- Глава 29. Правовая система общества § 1. Понятие и структура правовой системы
- § 2. Противоречия и закономерности развития правовой системы
- § 3. Значение правовой системы для формирования и развития гражданского общества
- Глава 30. Российская правовая система § 1. Исторические и социально-культурные истоки российской правовой системы. Ее особенности и связь с правовыми системами мира
- § 2. Особенности советской правовой системы
- § 3. Становление и развитие правовой системы в Российской Федерации
- Новелла первая
- Новелла вторая
- Новелла третья
- Раздел пятый. Человек, право, мировой правопорядок Глава 31. Права и свободы человека и гражданина § 1. Человек и право
- § 2. Понятие прав и свобод человека и гражданина
- § 3. Основные права и свободы человека и их классификация
- § 4. Обязанности человека и гражданина
- § 5. Гарантии прав человека и гражданина
- § 6. Правовой статус личности
- Глава 32. Правовые системы мира § 1. Классификация правовых систем
- § 2. Англосаксонская правовая система Происхождение англосаксонской правовой системы
- Особенности норм англосаксонского права
- Источники англосаксонского права
- Структура англосаксонского права
- § 3. Романо-германская правовая система Происхождение романо-германской правовой системы
- Особенности норм романо-германского права
- Источники романо-германского права
- Структура романо-германского права
- § 4. Мусульманская правовая система Происхождение мусульманской правовой системы
- Особенности норм мусульманского права
- Источники мусульманского права
- Структура мусульманского права
- § 5. Социалистическая правовая система Происхождение социалистической правовой системы
- § 6. Система обычного права
- Глава 33. Проблемы формирования мирового правопорядка § 1. Понятие и основания формирования мирового правопорядка
- § 2. Характеристика современного мирового правопорядка
- Рекомендуемая литература Книги
- Интернет-сайты
- Электронные книги
- Об авторе
- Шевчук Денис Александрович