§ 4. Основные принципы правового государства
Принципы – это основополагающие идеи (требования), определяющие в своей совокупности идеальную конструкцию (модель) государства, которое могло бы называться правовым. Их формирование обусловлено объективными и субъективными факторами:
• уровнем развития культуры, науки, образования и других элементов, составляющих совокупный интеллект данной общественной системы;
• нравственно-духовным потенциалом общества, который выражается в признании большинством населения справедливым, а значит, и правовым существующего государственного устройства;
• наличием или отсутствием стабильного механизма реализации правовых начал в деятельности государственных органов;
• степенью освоения конкретным человеком права как собственной свободы, осознанной и в необходимых случаях и необходимых пределах им самим ограниченной.
С учетом исторических данных, общественной и государственной практики и с позиций современного научного знания можно выделить такие принципы правового государства.
1. Принцип приоритета права. В литературе при характеристике правового государства очень часто употребляется термин «господство права», происхождение которого, очевидно, связано с английским «rule of low» – «правление права» или «господство права». На наш взгляд, русский перевод данного термина не адекватен вкладываемому в него содержанию и точнее было бы говорить о приоритетности права. Это поможет избежать, с одной стороны, трактовки права как средства подавления и насилия, а с другой – фетишизации права как самодовлеющего и самоуправляющегося явления.
Принцип приоритета права может быть раскрыт при усвоении следующих моментов. Во-первых, право неразрывно связано с человеком, это сторона его бытия, универсальное средство общения и гарантия нормального образа жизни. Во-вторых, государство не единственный источник формирования права. Во многих случаях оно лишь оформляет, облекает в правовую форму либо естественно-правовые требования, либо волеизъявление всего народа (общества), выраженное через референдумы, либо положения, сформировавшиеся в ходе общественной практики, в осооенности судебной. В-третьих, право возникло раньше, а потому носит более естественный характер, чем государство. По одной из версий, государство возникло из необходимости организационно-властной, силовой поддержки правовых установлений в обществе в целях его нормального функционирования.
Великие мыслители-«одиночки» догадывались о происхождении права и его роли в жизни людей, но лишь сейчас можно сказать, что человечество постепенно, но последовательно осознает эту его роль и выбирает право в качестве приоритета в своем развитии. Отсюда необходимость ограничения государственной власти, связанности правом деятельности государственного аппарата, ориентирование государства на защиту прав и свобод человека.
В конечном счете приоритет права означает:
а) рассмотрение всех вопросов общественной и государственной жизни с позиций права, закона;
б) соединение общечеловеческих нравственно-правовых ценностей (разумность, справедливость) и формально-регулятивных ценностей права (нормативность, равенство всех перед законом) с организационно-территориальным делением общества и легитимной публичной властной силой;
в) необходимость идеологически-правового обоснования любых решений государственных и общественных органов;
г) наличие в государстве необходимых для выражения и действия права форм и процедур (конституции и законов, системы материальных и процессуальных гарантий и т. д.).
2. Принцип правовой защищенности человека и гражданина. Сразу следует подчеркнуть, что данный принцип носит первичный, комплексный, непреходящий и абсолютный характер.
Человек как разумное и общественное существо в процессе своей жизни, общения с себе подобными создает различные организационные формы своего существования и устанавливает приемлемые для себя правила игры, нормы поведения. В этом смысле право и государство производны от человека.
Комплексность заключается в том, что названный принцип лежит в основе всех взаимосвязей гражданина как с государством и его органами, так и с другими общественными образованиями, другими гражданами в рамках правовых отношений по поводу самых различных объектов.
Непреходящий характер указанного принципа обусловлен естественным происхождением права, возникшего, по существу, из стремления человека сохранить, защитить свои жизнь, свободу, здоровье и т. д. Иными словами, право возникло и существует как разумная сторона бытия, мера свободы человека.
Абсолютность (тотальность) этого принципа состоит в том, что все взаимоотношения индивида с государством (его органами, должностными лицами) должны строиться только на правовой основе. Если они выходят за пределы действия права, со стороны государства это может обернуться произволом, внеправовым насилием, игнорированием нужд человека.
Принцип правовой защищенности в содержательном плане имеет специфические правовые признаки. Это:
1) равенство сторон и взаимная ответственность государства и гражданина;
2) особый тип правового регулирования и форма правоотношений;
3) стабильный правовой статус гражданина и система юридических гарантий его осуществления.
1) Нормальные правовые отношения предполагают равенство и взаимную ответственность их сторон. Разумеется, государство, вступая во взаимоотношения с множеством различных общественных образований и со всеми гражданами, уже поэтому обладает огромным объемом прав и обязанностей. Кроме того, государство как совокупный представитель народа имеет ряд особых правомочий, которых не может быть у отдельного гражданина (издавать общеобязательные нормы, взимать налоги и т. д.). И все же оснований для утверждения, что государство располагает большими правами, чем гражданин, не существует. В конкретных правоотношениях у них равные права и соответствующие им обязанности. Причем в правовом государстве должен быть отработан и механизм взаимной ответственности за нарушение прав, невыполнение обязанностей.
2) Поскольку презюмируется, что правовое государство и гражданин – равноправные участники правоотношений, основной формой их взаимосвязей выступает договор (о приеме на работу, займа, купли-продажи, найма жилого помещения и т. д.). Договором высшей формы является конституция, если она принята в результате всенародного голосования (референдума). В ней определяются те особые права, которые передаются государству и не могут принадлежать отдельному гражданину, и те естественные права, которые составляют содержание частной жизни граждан и неприкосновенны для всего государства.
Для либеральных социальных систем характерно сочетание двух основных типов правового регулирования. Действия гражданина регламентируются по общедозволительному типу, разрешающему делать все, что прямо не запрещено в законе, поощряющему творчество, социально полезную инициативу. Государство, его органы и должностные лица должны руководствоваться разрешительным типом правового регулирования, который позволяет им действовать только в пределах своей компетенции, делать лишь то, что разрешено законом.
3) Устойчивый, стабильный правовой статус гражданина (система его прав и обязанностей) и четкий, бесперебойно работающий юридический механизм его обеспечения позволяют человеку смело смотреть вперед, не бояться, что его права могут быть в любой момент нарушены.
3. Принцип единства права и закона. В правовом государстве любой нормативно-правовой акт должен не только по форме и наименованию, но и по смыслу и содержанию быть правовым. Это означает, что он должен отражать естественно-правовые начала, соответствовать международно-правовым нормам о правах человека и гражданина, быть принятым легитимным органом государственной власти, законно избранным или назначенным. И наконец, при его издании должен быть использован весь комплекс правовых средств и приемов, выработанных мировой практикой. Это логически выверенные и соизмеримые с гуманистическими принципами правовые конструкции и понятия, адекватные норме процессуальные формы, адресные типы и способы правового регулирования, последовательные демократические процедуры принятия законов и др.
4. Принцип правового разграничения деятельности различных ветвей государственной власти. Власть в государстве может олицетворять один человек (монарх, диктатор, харизматический лидер), она может принадлежать группе лиц (хунте, верхушке партийно-политической бюрократии). В данном случае для властвующих неважно, каким путем она им досталась (революция, гражданская война, переворот, по наследству и т. п.). Но для правового государства характерным является демократический способ приобретения власти, наделение ею только в соответствии с правом, законом.
Традиционная концепция разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную применительно к современным государствам должна пониматься не как дележ власти, а как создание системы сдержек и противовесов, способствующих беспрепятственному осуществлению всеми ветвями власти своих функций. Законодательная власть (верховная), избранная всенародно, отражает суверенитет государства. Исполнительная власть (производная от законодательной), назначаемая представительным органом власти, занимается реализацией законов и оперативно-хозяйственной деятельностью. Судебная власть выступает гарантом восстановления нарушенных прав, справедливого наказания виновных. В Англии, США и других странах судебная власть явилась источником и стержнем формирования всей правовой системы. В России начало реальному разделению властей положила судебная реформа 1864 г. В историко-теоретическом плане можно говорить о необходимости постоянного возвышения судебной власти, испокон веков олицетворяемой с образцами беспристрастности и справедливости.
Наряду с изложенными правовому государству присущи и принципы верховенства закона – высшего нормативно-правового акта, конституционно-правового контроля, политического плюрализма и др.
- Денис Шевчук
- Раздел первый. Теория государства и права как наука и учебная дисциплина Глава 1. Предмет теории государства и права § 1. Теория государства и права – фундаментальная наука
- § 2. Наука о государстве и праве и общественная практика
- § 3. Характеристика предмета теории государства и права
- § 4. Функции теории государства и права
- Глава 2. Методы теории государства и права § 1. Значение методологии в познании государства и права
- § 2. Общенаучные методы познания государства и права
- § 3. Специальные и частнонаучные методы теории государства и права
- § 4. Значение научных определений
- Глава 3. Теория государства и права в системе гуманитарных наук и учебных дисциплин § 1. Роль и место теории государства и права в системе гуманитарных наук
- § 2. Теория государства и права в системе юридических наук
- § 3. Теория государства и права как учебная дисциплина, ее задачи и функции
- Раздел второй. Соотношение общества, государства и права Глава 4. Общество, его структура, социальные, политические институты и регуляторы § 1. Общество: его понятие и структура
- § 2. Общество и его социальные и политические институты
- § 3. Общество и власть
- § 4. Общество, социальное регулирование, порядок и беспорядок
- § 5. Первобытное (догосударственное) общество
- Глава 5. Происхождение государства и права § 1. Причины и условия возникновения государства и права
- § 2. Особенности возникновения права
- § 3. Основные теории происхождения государства
- § 4. Основные теории возникновения права
- § 5. Соотношение общества и государства
- § 6. Общество и право
- § 7. Человек, государство и право
- Глава 6. Государственно-правовое воздействие на экономику, политику и культуру § 1. Государственно-правовое воздействие на экономику
- § 2. Государственно-правовое воздействие на политику
- § 3. Государственно-правовое воздействие на культуру
- Глава 7. Государство и право в политической системе общества § 1. Общая характеристика политической системы общества
- § 2. Закономерности развития политической системы общества
- § 3. Государство в политической системе общества
- § 4. Право и политическая система общества
- Глава 8. Гражданское общество и правовое государство § 1. Понятие гражданского общества
- § 2. Структура гражданского общества
- § 3. Возникновение и развитие учения о правовом государстве
- § 4. Основные принципы правового государства
- § 5. О формировании правового государства в России
- § 2. Плюрализм в понимании и определении государства
- § 3. Признаки государства
- § 4. Сущность государства
- § 5. Экономическая, социальная и научная основы государства
- § 6. Закономерности развития государства
- § 7. Соотношение государства и права
- Глава 10. Государственная власть § 1. Понятие и свойства государственной власти
- § 2. Методы осуществления государственной власти
- § 3. Экономическая, социальная и нравственно-идеологическая основы государственной власти
- § 4. Государственная власть и идеология
- § 5. Легитимность и легальность государственной власти
- § 6. Властеотношения
- § 7. Соединение и разделение властей
- § 8. Государственная власть и государство
- Глава 11. Функции государства § 1. Понятие, значение и объективный характер функций государства
- § 2. Классификация и эволюция функций государства
- § 3. Формы и методы осуществления функций государства
- Глава 12. Механизм государства § 1. Понятие и значение механизма государства
- § 2. Структура механизма государства
- § 3. Понятие и признаки государственного органа
- § 4. Виды органов государства
- § 5. Бюрократия и бюрократизм в механизме государства
- Глава 13. Типы государства § 1. Типология государств
- § 2. Восточное государство
- § 3. Рабовладельческое государство
- § 4. Феодальное государство
- § 5. Буржуазное (капиталистическое) государство
- § 6. Социалистическое государство
- Глава 14. Формы государства § 1. Понятие и значение формы государства
- § 2. Форма правления
- § 3. Форма государственного устройства
- § 4. Политический режим
- Глава 15. Российское государство: прошлое, настоящее, будущее § 1. Традиции российской государственности
- § 2. Советское государство, его исторический путь и распад
- § 3. Становление Российского государства и проблемы его укрепления
- § 4. Внутренние функции Российского государства
- § 5. Внешние функции Российского государства
- § 6. Механизм (аппарат) Российского государства
- § 7. Федеральные органы Российского государства
- § 8. Форма правления в Российском государстве
- § 9. Форма государственного устройства Российской Федерации
- § 10. Политический режим Российского государства
- § 11. Перспективы развития Российского государства
- Раздел четвертый. Теория права Глава 16. Понятие, сущность и социальная ценность права § 1. Понимание права в мировой и отечественной юриспруденции
- § 2. Понятие права
- § 3. Право и закон
- § 4. Сущность права
- § 5. Принципы права
- § 6. Социальная ценность и функции права
- Глава 17. Право в системе социального регулирования § 1. Социальное регулирование. Понятие, функции и виды социальных норм
- § 2. Право в системе социальных норм
- Право и обычаи
- Право и корпоративные нормы
- Глава 18. Правовое регулирование и его механизм § 1. Понятие правового регулирования
- § 2. Предмет правового регулирования
- § 3. Методы, способы, типы правового регулирования. Правовые режимы
- § 4. Стадии правового регулирования
- § 5. Механизм правового регулирования
- Глава 19. Нормы права § 1. Понятие правовой нормы, ее признаки
- § 2. Виды правовых норм
- § 3. Структура правовой нормы
- § 4. Внешнее выражение правовых норм
- Глава 20. Формы (источники) права. Правотворчество § 1. Понятие и виды форм (источников права)
- § 2. Правотворчество
- § 3. Правотворческий (законодательный) процесс и его этапы
- § 4. Принципы и виды правотворчества
- § 5. Нормативно-правовые акты Российской Федерации
- § 6. Закон: его понятие и роль в демократическом государстве
- § 7. Пределы действия нормативных актов
- § 8. Систематизация нормативно-правовых актов
- § 9. Юридическая техника
- Глава 21. Система права и система законодательства § 1. Понятие системы права
- § 2. Система законодательства
- § 3. Тенденции развития системы права и системы законодательства
- Глава 22. Правосознание и правовая культура § 1. Понятие правосознания
- § 2. Структура правосознания
- § 3. Виды правосознания
- § 4. Правовая культура
- § 5. Правовой нигилизм
- § 6. Правовое воспитание и правовое обучение
- Глава 23. Правовые отношения § 1. Понятие правоотношения
- § 2. Содержание правоотношения
- § 3. Субъекты права
- § 4. Объект правоотношения
- § 5. Юридические факты
- Классификация юридических фактов
- § 6. Виды правоотношений
- Глава 24. Толкование норм права § 1. Понятие толкования
- § 2. Способы (приемы) толкования правовых норм
- Грамматическое толкование
- Логическое толкование
- Систематическое толкование
- Историко-политическое толкование
- Специально-юридическое толкование
- Телеологическое (целевое) толкование
- Функциональное толкование
- § 3. Результаты толкования
- § 4. Субъекты толкования
- § 5. Функции толкования
- Глава 25. Реализация и применение права. Юридический процесс § 1. Реализация права
- § 2. Применение права
- § 3. Стадии применения права
- § 4. Акты применения права
- § 5. Пробелы в законодательстве. Применение права по аналогии
- § 6. Юридический процесс
- Глава 26. Поведение людей в правовой сфере. Правомерное поведение. Правонарушение § 1. Поведение людей и право
- § 2. Правомерное поведение
- § 3. Правонарушение
- § 4. Злоупотребление правом
- § 5. Объективно противоправное деяние
- Глава 27. Юридическая ответственность § 1. Понятие социальной ответственности
- § 2. Понятие юридической ответственности
- § 3. Цели и функции юридической ответственности
- § 4. Принципы юридической ответственности
- Законность
- Справедливость
- Неотвратимость наступления
- Целесообразность
- Индивидуализация наказания
- Ответственность за вину
- § 5. Основания юридической ответственности
- § 6. Порядок возложения юридической ответственности
- § 7. Виды юридической ответственности
- § 8. Юридическая ответственность и государственное принуждение
- § 9. Юридическая ответственность в системе юридических категорий
- Глава 28. Законность и правопорядок § 1. Законность – важнейшая правовая категория
- § 2. Содержание законности
- § 3. Требования законности
- Воплощение идеи господства права в жизни общества, государства
- Верховенство закона
- Равенство всех перед законом
- Неукоснительное соблюдение (исполнение) правовых актов всеми субъектами права
- Обеспечение неукоснительной реализации прав и свобод
- Надлежащее правильное и эффективное применение права
- Последовательная борьба с правонарушениями
- Недопустимость произвола в деятельности должностных лиц
- § 4. Основные принципы законности
- Единство законности
- Всеобщность законности
- Целесообразность законности
- § 5. Законность и законодательство
- § 6. Гарантии законности
- Экономические условия
- Политические условия
- Идеологические условия
- Социальные условия
- Правовые условия
- § 7. Правопорядок
- § 8. Правопорядок и общественный порядок
- § 9. Основные пути укрепления законности и правопорядка
- Глава 29. Правовая система общества § 1. Понятие и структура правовой системы
- § 2. Противоречия и закономерности развития правовой системы
- § 3. Значение правовой системы для формирования и развития гражданского общества
- Глава 30. Российская правовая система § 1. Исторические и социально-культурные истоки российской правовой системы. Ее особенности и связь с правовыми системами мира
- § 2. Особенности советской правовой системы
- § 3. Становление и развитие правовой системы в Российской Федерации
- Новелла первая
- Новелла вторая
- Новелла третья
- Раздел пятый. Человек, право, мировой правопорядок Глава 31. Права и свободы человека и гражданина § 1. Человек и право
- § 2. Понятие прав и свобод человека и гражданина
- § 3. Основные права и свободы человека и их классификация
- § 4. Обязанности человека и гражданина
- § 5. Гарантии прав человека и гражданина
- § 6. Правовой статус личности
- Глава 32. Правовые системы мира § 1. Классификация правовых систем
- § 2. Англосаксонская правовая система Происхождение англосаксонской правовой системы
- Особенности норм англосаксонского права
- Источники англосаксонского права
- Структура англосаксонского права
- § 3. Романо-германская правовая система Происхождение романо-германской правовой системы
- Особенности норм романо-германского права
- Источники романо-германского права
- Структура романо-германского права
- § 4. Мусульманская правовая система Происхождение мусульманской правовой системы
- Особенности норм мусульманского права
- Источники мусульманского права
- Структура мусульманского права
- § 5. Социалистическая правовая система Происхождение социалистической правовой системы
- § 6. Система обычного права
- Глава 33. Проблемы формирования мирового правопорядка § 1. Понятие и основания формирования мирового правопорядка
- § 2. Характеристика современного мирового правопорядка
- Рекомендуемая литература Книги
- Интернет-сайты
- Электронные книги
- Об авторе
- Шевчук Денис Александрович