§ 2. Виды правовых норм
Многогранные общественные отношения, разнообразие повторяющихся жизненных ситуаций и способность человека разумно реагировать на происходящее обусловливают тот факт, что правовые нормы достаточно разнообразны. Чтобы определить общие и отличительные черты данных норм, обозначить место и функциональную роль, необходимо их классифицировать. Основания классификации могут быть самыми различными.
1. По субъектам правотворчества различают нормы, исходящие от государства и непосредственно от гражданского общества. В первом случае это нормы органов представительной государственной власти, исполнительной государственной власти и судебной государственной власти (в тех странах, где имеет место прецедент). Во втором случае нормы принимаются непосредственно населением конкретного территориального образования (сельский сход и т. д.) или населением всей страны (всенародный референдум). Так, 12 декабря 1993 г. всенародным голосованием была принята Конституция Российской Федерации.
2. По социальному назначению и роли в правовой системе нормы можно подразделить: на учредительные (нормы-принципы), регулятивные (нормы – правила поведения), охранительные (нормы – стражи порядка), обеспечительные (нормы-гарантии), декларативные (нормы-объявления), дефинитивные (нормы-определения), коллизионные (нормы-арбитры), оперативные (нормы-инструменты).
Учредительные нормы отражают исходные начала правового регламентирования общественных отношений, правового положения человека, пределов действия государства, закрепляют устои социально-экономического и общественно-политического строя, права, свободы и обязанности граждан, основополагающие идеи и параметры строительства правовой системы общества. Они служат эталонами, позволяющими установить необходимое соответствие целей и средств конкретных правовых предписаний объективным закономерностям общественного развития. Это конституционные нормы и нормы, закрепленные в основах законодательства, кодексах. Например, норма, закрепленная в ст. 2 Конституции Российской Федерации, гласит: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства».
Регулятивные нормы непосредственно направлены на регулирование фактических отношений, возникающих между различными субъектами, путем предоставления им прав и возложения на них обязанностей. В зависимости от характера субъективных прав и обязанностей различают три основных вида регулятивных норм:
• управомочивающие (предоставляющие своим адресатам право на совершение положительных действий);
• обязывающие (содержащие обязанность совершения определенных положительных действий);
• запрещающие (устанавливающие запрет на совершение действий и поступков, которые определены законом как правонарушения).
Особенность регулятивных норм состоит в том, что они носят ярко выраженный предоставительно-обязывающий характер. В частности, нормы ст. 10 и 11 Закона РСФСР о крестьянском (фермерском) хозяйстве 1990 г. закрепляют детальный перечень прав и обязанностей граждан, ведущих крестьянское хозяйство.
Охранительные нормы фиксируют меры государственного принуждения, которые применяются за нарушение правовых запретов. Они определяют также условия и порядок освобождения от наказания. Например, в соответствии с ч. 1 ст. 83 УК РФ осужденный подлежит освобождению от отбывания наказания в связи с истечением сроков давности обвинительного приговора суда.
Как регулятивные, так и охранительные нормы направлены на осуществление функций права: регулятивной (статической и динамической) и охранительной. В них находят выражение способы регулирования.
Обеспечительные нормы содержат предписания, гарантирующие осуществление субъективных прав и обязанностей в процессе правового регулирования. Социальная ценность их зависит от того, насколько эффективно они способствуют созданию механизмов и конструкций беспрепятственной реализации права. Эти нормы могут располагаться в различных нормативных актах, связанных между собой. Так, право Банка России на выдачу лицензий для проведения операций в иностранной валюте, предусмотренное в ст. 21 Закона РСФСР о Центральном банке РСФСР, гарантируется нормами ст. 11–18, 35 Закона РСФСР о банках и банковской деятельности 1990 г.
Декларативные нормы обычно включают в себя положения программного характера, определяют задачи правового регулирования отдельных видов общественных отношений, содержат нормативные объявления. Например, в ч. 2 ст. 1 Конституции РФ говорится: «Наименования Российская Федерация и Россия равнозначны».
Дефинитивные нормы формулируют определения тех или иных правовых явлений и категорий (понятия преступления в уголовном законодательстве, сделки в гражданском праве и т. п.).
Коллизионные нормы призваны устранять возникающие противоречия между правовыми предписаниями. Так, п. 5 ст. З ГК РФ гласит: «В случае противоречия указа Президента Российской Федерации или постановления Правительства Российской Федерации настоящему Кодексу или иному закону применяется настоящий Кодекс или соответствующий закон».
Оперативные нормы устанавливают даты вступления нормативного акта в силу, прекращения его действия и т. п.
3. По предмету правового регулирования различают нормы конституционного, гражданского, уголовного, административного, трудового и иных отраслей права. Отраслевые нормы могут подразделяться на материальные и процессуальные. Первые являются правилами поведения субъектов, вторые содержат предписания, устанавливающие процедуру применения этих правил.
4. По методу правового регулирования выделяются императивные, диспозитивные, рекомендательные нормы.
Императивные нормы имеют сугубо строгий, властно-категоричный характер, не допускающий отклонений в регулируемом поведении. Это, как правило, нормы административного права.
Диспозитивным нормам присущ автономный характер, позволяющий сторонам (участникам) отношений самим договориться по вопросам объема, процесса реализации субъективных прав и обязанностей или использовать в определенных случаях резервное правило. Они реализуются преимущественно в гражданско-правовых отношениях.
Рекомендательные нормы обычно адресуются негосударственным предприятиям, устанавливают варианты желательного для государства поведения.
По этому же основанию нормы можно разграничить на позитивные, поощрительные и наказательные.
5. По сфере действия вычленяются нормы общего действия, нормы ограниченного действия и локальные нормы.
Нормы общего действия распространяются на всех граждан и функционируют на всей территории государства.
Нормы ограниченного действия имеют пределы, обусловленные территориальными, временными, субъектными факторами. Это нормы, издаваемые высшими органами власти республик, входящих в состав Российской Федерации, или нормы, исходящие от представительных или исполнительных органов краев, областей, и др.
Локальные нормативные предписания действуют в рамках отдельных государственных, общественных или частных структур.
6. Нормы права классифицируются также по времени (постоянные и временные), по кругу лиц (распространяются или на всех, кто подпадает под их действие, или на четко обозначенную группу субъектов: военнослужащих, железнодорожников и т. п.).
- Денис Шевчук
- Раздел первый. Теория государства и права как наука и учебная дисциплина Глава 1. Предмет теории государства и права § 1. Теория государства и права – фундаментальная наука
- § 2. Наука о государстве и праве и общественная практика
- § 3. Характеристика предмета теории государства и права
- § 4. Функции теории государства и права
- Глава 2. Методы теории государства и права § 1. Значение методологии в познании государства и права
- § 2. Общенаучные методы познания государства и права
- § 3. Специальные и частнонаучные методы теории государства и права
- § 4. Значение научных определений
- Глава 3. Теория государства и права в системе гуманитарных наук и учебных дисциплин § 1. Роль и место теории государства и права в системе гуманитарных наук
- § 2. Теория государства и права в системе юридических наук
- § 3. Теория государства и права как учебная дисциплина, ее задачи и функции
- Раздел второй. Соотношение общества, государства и права Глава 4. Общество, его структура, социальные, политические институты и регуляторы § 1. Общество: его понятие и структура
- § 2. Общество и его социальные и политические институты
- § 3. Общество и власть
- § 4. Общество, социальное регулирование, порядок и беспорядок
- § 5. Первобытное (догосударственное) общество
- Глава 5. Происхождение государства и права § 1. Причины и условия возникновения государства и права
- § 2. Особенности возникновения права
- § 3. Основные теории происхождения государства
- § 4. Основные теории возникновения права
- § 5. Соотношение общества и государства
- § 6. Общество и право
- § 7. Человек, государство и право
- Глава 6. Государственно-правовое воздействие на экономику, политику и культуру § 1. Государственно-правовое воздействие на экономику
- § 2. Государственно-правовое воздействие на политику
- § 3. Государственно-правовое воздействие на культуру
- Глава 7. Государство и право в политической системе общества § 1. Общая характеристика политической системы общества
- § 2. Закономерности развития политической системы общества
- § 3. Государство в политической системе общества
- § 4. Право и политическая система общества
- Глава 8. Гражданское общество и правовое государство § 1. Понятие гражданского общества
- § 2. Структура гражданского общества
- § 3. Возникновение и развитие учения о правовом государстве
- § 4. Основные принципы правового государства
- § 5. О формировании правового государства в России
- § 2. Плюрализм в понимании и определении государства
- § 3. Признаки государства
- § 4. Сущность государства
- § 5. Экономическая, социальная и научная основы государства
- § 6. Закономерности развития государства
- § 7. Соотношение государства и права
- Глава 10. Государственная власть § 1. Понятие и свойства государственной власти
- § 2. Методы осуществления государственной власти
- § 3. Экономическая, социальная и нравственно-идеологическая основы государственной власти
- § 4. Государственная власть и идеология
- § 5. Легитимность и легальность государственной власти
- § 6. Властеотношения
- § 7. Соединение и разделение властей
- § 8. Государственная власть и государство
- Глава 11. Функции государства § 1. Понятие, значение и объективный характер функций государства
- § 2. Классификация и эволюция функций государства
- § 3. Формы и методы осуществления функций государства
- Глава 12. Механизм государства § 1. Понятие и значение механизма государства
- § 2. Структура механизма государства
- § 3. Понятие и признаки государственного органа
- § 4. Виды органов государства
- § 5. Бюрократия и бюрократизм в механизме государства
- Глава 13. Типы государства § 1. Типология государств
- § 2. Восточное государство
- § 3. Рабовладельческое государство
- § 4. Феодальное государство
- § 5. Буржуазное (капиталистическое) государство
- § 6. Социалистическое государство
- Глава 14. Формы государства § 1. Понятие и значение формы государства
- § 2. Форма правления
- § 3. Форма государственного устройства
- § 4. Политический режим
- Глава 15. Российское государство: прошлое, настоящее, будущее § 1. Традиции российской государственности
- § 2. Советское государство, его исторический путь и распад
- § 3. Становление Российского государства и проблемы его укрепления
- § 4. Внутренние функции Российского государства
- § 5. Внешние функции Российского государства
- § 6. Механизм (аппарат) Российского государства
- § 7. Федеральные органы Российского государства
- § 8. Форма правления в Российском государстве
- § 9. Форма государственного устройства Российской Федерации
- § 10. Политический режим Российского государства
- § 11. Перспективы развития Российского государства
- Раздел четвертый. Теория права Глава 16. Понятие, сущность и социальная ценность права § 1. Понимание права в мировой и отечественной юриспруденции
- § 2. Понятие права
- § 3. Право и закон
- § 4. Сущность права
- § 5. Принципы права
- § 6. Социальная ценность и функции права
- Глава 17. Право в системе социального регулирования § 1. Социальное регулирование. Понятие, функции и виды социальных норм
- § 2. Право в системе социальных норм
- Право и обычаи
- Право и корпоративные нормы
- Глава 18. Правовое регулирование и его механизм § 1. Понятие правового регулирования
- § 2. Предмет правового регулирования
- § 3. Методы, способы, типы правового регулирования. Правовые режимы
- § 4. Стадии правового регулирования
- § 5. Механизм правового регулирования
- Глава 19. Нормы права § 1. Понятие правовой нормы, ее признаки
- § 2. Виды правовых норм
- § 3. Структура правовой нормы
- § 4. Внешнее выражение правовых норм
- Глава 20. Формы (источники) права. Правотворчество § 1. Понятие и виды форм (источников права)
- § 2. Правотворчество
- § 3. Правотворческий (законодательный) процесс и его этапы
- § 4. Принципы и виды правотворчества
- § 5. Нормативно-правовые акты Российской Федерации
- § 6. Закон: его понятие и роль в демократическом государстве
- § 7. Пределы действия нормативных актов
- § 8. Систематизация нормативно-правовых актов
- § 9. Юридическая техника
- Глава 21. Система права и система законодательства § 1. Понятие системы права
- § 2. Система законодательства
- § 3. Тенденции развития системы права и системы законодательства
- Глава 22. Правосознание и правовая культура § 1. Понятие правосознания
- § 2. Структура правосознания
- § 3. Виды правосознания
- § 4. Правовая культура
- § 5. Правовой нигилизм
- § 6. Правовое воспитание и правовое обучение
- Глава 23. Правовые отношения § 1. Понятие правоотношения
- § 2. Содержание правоотношения
- § 3. Субъекты права
- § 4. Объект правоотношения
- § 5. Юридические факты
- Классификация юридических фактов
- § 6. Виды правоотношений
- Глава 24. Толкование норм права § 1. Понятие толкования
- § 2. Способы (приемы) толкования правовых норм
- Грамматическое толкование
- Логическое толкование
- Систематическое толкование
- Историко-политическое толкование
- Специально-юридическое толкование
- Телеологическое (целевое) толкование
- Функциональное толкование
- § 3. Результаты толкования
- § 4. Субъекты толкования
- § 5. Функции толкования
- Глава 25. Реализация и применение права. Юридический процесс § 1. Реализация права
- § 2. Применение права
- § 3. Стадии применения права
- § 4. Акты применения права
- § 5. Пробелы в законодательстве. Применение права по аналогии
- § 6. Юридический процесс
- Глава 26. Поведение людей в правовой сфере. Правомерное поведение. Правонарушение § 1. Поведение людей и право
- § 2. Правомерное поведение
- § 3. Правонарушение
- § 4. Злоупотребление правом
- § 5. Объективно противоправное деяние
- Глава 27. Юридическая ответственность § 1. Понятие социальной ответственности
- § 2. Понятие юридической ответственности
- § 3. Цели и функции юридической ответственности
- § 4. Принципы юридической ответственности
- Законность
- Справедливость
- Неотвратимость наступления
- Целесообразность
- Индивидуализация наказания
- Ответственность за вину
- § 5. Основания юридической ответственности
- § 6. Порядок возложения юридической ответственности
- § 7. Виды юридической ответственности
- § 8. Юридическая ответственность и государственное принуждение
- § 9. Юридическая ответственность в системе юридических категорий
- Глава 28. Законность и правопорядок § 1. Законность – важнейшая правовая категория
- § 2. Содержание законности
- § 3. Требования законности
- Воплощение идеи господства права в жизни общества, государства
- Верховенство закона
- Равенство всех перед законом
- Неукоснительное соблюдение (исполнение) правовых актов всеми субъектами права
- Обеспечение неукоснительной реализации прав и свобод
- Надлежащее правильное и эффективное применение права
- Последовательная борьба с правонарушениями
- Недопустимость произвола в деятельности должностных лиц
- § 4. Основные принципы законности
- Единство законности
- Всеобщность законности
- Целесообразность законности
- § 5. Законность и законодательство
- § 6. Гарантии законности
- Экономические условия
- Политические условия
- Идеологические условия
- Социальные условия
- Правовые условия
- § 7. Правопорядок
- § 8. Правопорядок и общественный порядок
- § 9. Основные пути укрепления законности и правопорядка
- Глава 29. Правовая система общества § 1. Понятие и структура правовой системы
- § 2. Противоречия и закономерности развития правовой системы
- § 3. Значение правовой системы для формирования и развития гражданского общества
- Глава 30. Российская правовая система § 1. Исторические и социально-культурные истоки российской правовой системы. Ее особенности и связь с правовыми системами мира
- § 2. Особенности советской правовой системы
- § 3. Становление и развитие правовой системы в Российской Федерации
- Новелла первая
- Новелла вторая
- Новелла третья
- Раздел пятый. Человек, право, мировой правопорядок Глава 31. Права и свободы человека и гражданина § 1. Человек и право
- § 2. Понятие прав и свобод человека и гражданина
- § 3. Основные права и свободы человека и их классификация
- § 4. Обязанности человека и гражданина
- § 5. Гарантии прав человека и гражданина
- § 6. Правовой статус личности
- Глава 32. Правовые системы мира § 1. Классификация правовых систем
- § 2. Англосаксонская правовая система Происхождение англосаксонской правовой системы
- Особенности норм англосаксонского права
- Источники англосаксонского права
- Структура англосаксонского права
- § 3. Романо-германская правовая система Происхождение романо-германской правовой системы
- Особенности норм романо-германского права
- Источники романо-германского права
- Структура романо-германского права
- § 4. Мусульманская правовая система Происхождение мусульманской правовой системы
- Особенности норм мусульманского права
- Источники мусульманского права
- Структура мусульманского права
- § 5. Социалистическая правовая система Происхождение социалистической правовой системы
- § 6. Система обычного права
- Глава 33. Проблемы формирования мирового правопорядка § 1. Понятие и основания формирования мирового правопорядка
- § 2. Характеристика современного мирового правопорядка
- Рекомендуемая литература Книги
- Интернет-сайты
- Электронные книги
- Об авторе
- Шевчук Денис Александрович