Муниципальное управление образованием
Образовательный уровень населения — одна из важнейших характеристик муниципального образования, определяющих его конкурентоспособность и инвестиционную привлекательность. Повышение образовательного уровня населения требует длительного времени и значительных финансовых вложений. Расходы на образование являются в большинстве муниципальных образований самой крупной статьей расходов местных бюджетов.
Муниципальная политика в сфере образования строится на основе государственной политики, базирующейся на следующих принципах: гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности; общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников; светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях; свобода и плюрализм в образовании.
В России проводится политика реформирования сферы образования. Предусматривается переход к 12-летнему среднему образованР1ю, введение единого стандартизированного выпускного экзамена, позволяющего без вступительных экзаменов поступать в любой вуз в случае набора нужного числа баллов.
Эти изменения неоднозначно воспринимаются в обществе, но продолжают тенденцию к вхождению России в мировую практику образования. Расширяются возможности выбора вариативных форм образования (лицеи, гимназии, колледжи, профильные классы и т. д.). Параллельно с системой бесплатного образования развивается платное образование во всех звеньях — от детских садов до университетов.
Этот процесс имеет ряд негативных сторон: бесплатное образование становится менее доступным, снижается его качество, нарастает процесс его коммерциализации, усиливающий неравенство граждан при его получении. Однако интерес населения к образованию растет, что проявляется в первую очередь в увеличении конкурса в вузы.
Реформа в сфере образования ведет к разрушению прежней единообразной системы учебных заведений, поэтому содержание образования с его разно-уровневым обучением дифференцируется. Старые формы управления образованием утрачивают эффективность, а новые только создаются. В результате возникают проблемы бюрократизации управления: отсутствие четких требований, предъявляемых к управленцам; неопределенность специфического содержания управления образованием; негативные последствия распада ранее существовавшей системы управления (нарушение системы материального снабжения, отсутствие контроля и прогноза количественных и качественных характеристик образовательных услуг). Все это негативно влияет на муниципальную систему образования.
Базовыми нормативными актами, определяющими задачи органов местного самоуправления в области образования, являются ст. 43 Конституции РФ, Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», Закон РФ «Об образовании», федеральные законы «Об утверждении федеральной программы развития образования», «О сохранении статуса государственных и муниципальных образовательных учреждений и моратории на их приватизацию», «О компенсационных выплатах на питание обучающимся в государственных, муниципальных образовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования», «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и другие правовые акты. Данные законы детализируются в указах Президента РФ, постановлениях Правительства РФ, приказах Минобразования России, региональном законодательстве.
- Понятие, особенности, функции и законы социального управления
- Модели социального управления и их характеристика
- Характеристика среды управления, способы управления в агрессивной социальной среде
- Понятие, особенности и классификация информационных технологий и информационных ресурсов.
- Цели, задачи и направления реализации Федеральной целевой программы «Электронная Россия 2002-2010 годы».
- Государственная информационная политика, основные направления информатизации государственного и муниципального управления.
- Функциональное разделение управленческого труда.
- Механизм управления и методы управленческого воздействия.
- Сущность и содержание управления.
- Управление человеческими ресурсами: сущность и современные проблемы.
- Методы и технологии оценки персонала
- Основы планирования человеческих ресурсов.
- Организация как система: определение, признаки, свойства, функции.
- Матричные организации: определение, признаки, свойства, сферы применения.
- Реорганизация организаций: этапы, содержание этапов, задачи, решаемые на отдельных этапах.
- Общественное мнение: определение, признаки, функции, объект и субъект, порядок формирования
- Сми и pr: принципы работы, основные направления взаимоотношений
- Имидж организации: определение, значение, модели, классификация., фирменный стиль
- Разработка и принятие управленческих решений в условиях неопределенности и риска
- Качество и эффективность управленческого решения
- Особенности и методы разработки и принятия управленческих решений в органах государственной власти и местного самоуправления
- Управляемые социально-экономические и политические процессы, их связи и особенности, классификация
- Общенаучные и конкретно-предметные методы исследования социально - экономических и политических процессов
- Программа и организация исследований социально -экономических и политических процессов
- Принципы формирования и характеристика звеньев финансово-кредитной системы государства
- Финансовый баланс муниципального образования
- Характеристика основных этапов бюджетного процесса государства
- Закономерности, принципы и факторы размещения производительных сил
- Региональная политика государства, цели и показатели социально-экономического развития регионов
- Социально-экономические условия развития регионов России
- Государственная власть в государственном управлении: понятие, концепции
- Технологии менеджмента в государственном управлении
- Бюрократия и бюрократизм в государственном управлении
- Характеристика формы правления в России, ее влияние на систему государственного управления
- Российский федерализм: особенности конституционно-правового оформления и практика осуществления
- Институт высшего должностного лица субъекта рф: статус, правовое положение
- Понятие организационной структуры системы государственного управления и критерии ее формирования
- Формы и методы контроля деятельности государственных органов власти
- Органы общей компетенции, их функции и полномочия
- Общественные процессы как объект государственного управления
- Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти рф и органами государственной власти субъектов рф
- Место и роль государственной собственности в системе государственного управления
- Основные методологические положения научных школ государственного управления
- Государственное управление: понятие, специфика, соотношение с другими видами управленческой деятельности
- Принципы системного подхода. Субъект, объект и механизм государственного управления
- Цели, функции и методы государственного управления
- Унитарные государства: общая характеристика и системы управления
- Федеральное государство: типы федераций, специфика России
- Реализация государственной политики в процессе государственного управления
- Структура федеральных органов исполнительной власти и организация их деятельности
- Особенности государственного устройства и органы власти субъектов рф
- Государственная служба как социально-правовой институт, основные тенденции ее развития
- Критерии эффективности государственного управления. Взаимодействие общества и государства.
- Технология управления конфликтами персонала государственной и муниципальной службы
- Понятие и основные теории местного самоуправления
- Местные интересы, роль и функции местного самоуправления в обществе
- Проблемы становления и развития местного самоуправления в России на современном этапе
- Правовые основы местного самоуправления
- Территориальная организация местного самоуправления
- Предметы ведения и полномочия местного самоуправления
- Формы участия граждан в осуществлении местного самоуправления в муниципальном образовании
- Территориальное общественное самоуправление
- Структура органов местного самоуправления: состав, полномочия
- Организация муниципальной службы в органах местного самоуправления
- Муниципальное образование как объект управления
- Особенности муниципального управления
- Муниципальное управление общественной безопасностью
- Муниципальное управление жилищно-коммунальным комплексом
- Муниципальное регулирование потребительского рынка
- Основные направления муниципальной социальной политики и их краткая характеристика
- Муниципальное регулирование занятости и трудовых отношений
- Муниципальная жилищная политика
- Муниципальное управление охраной здоровья населения
- Муниципальное управление образованием
- Муниципальная молодежная политика
- Основы муниципального управления экономикой
- Порядок формирования и организация работы представительного органа местного самоуправления
- Организационная структура местной администрации
- Статус, полномочия Главы муниципального образования и основания прекращения его полномочий
- Процесс управления муниципальными услугами
- Организация и планирование работы местной администрации
- Цели, функции и методы муниципального управления
- Эффективность муниципального управления
- Прогнозирование и планирование социально-экономического развития муниципального образования
- Стратегическое планирование в муниципальном образовании
- Управление муниципальными финансами
- Информационное обеспечение муниципального управления
- Сущность и содержание муниципального управления
- Система муниципальных правовых актов, Устав муниципального управления