logo
игорь

Сущность и содержание управления.

Управленческое решение - это взвешенный шаг, результатом которого являются осуществление действия для достижения цели организации или воздержание от него. Оно является неотъемлемой частью деятельности менеджера. Данное понятие рассматривается как: фиксированный управленческий акт, постановление, приказ и т. д.; процесс разработки и реализации решения по разрешению проблемы; выбор альтернативы при решении проблемы.

Объектом управленческого решения, как правило, являются проблемы, связанные с разрешением теоретических и практических вопросов.

Требования, предъявляемые к управленческим решениям:

1) всесторонняя обоснованность решений (наличие потребности и возможностей ее удовлетворения);

2) правомерность (соответствие принимаемого решения законодательству);

3) непротиворечивость (вновь принимаемые решения не должны противоречить уже существующим и дублировать их);

4) своевременность (принятие решения в тот момент, когда оно может и должно быть реализовано);

5) обеспеченность ресурсами;

6) ясность и лаконичность (недопустимость двойственного толкования решений и излишнего красноречия).

Классификация управленческих решений.

1. По степени влияния на будущее организации:

1) стратегические - определяют общие направления развития организации и его долгосрочные цели;

2) тактические (конкретные методы достижения первых).

2. По масштабам:

1) глобальные - охватывают всю организацию в целом;

2) локальные - затрагивают некоторые стороны деятельности предприятия.

3. По продолжительности периода реализации:

1) долгосрочные (более пяти лет);

2) среднесрочные (от одного года до пяти лет);

3) краткосрочные (менее одного года).

4. По направленности воздействия: внешние, внутренние.

5. По обязательности выполнения:

1) директивные - принимаются высшим руководством и являются обязательными для исполнения;

2) рекомендательные - принимаются совещательными органами и не являются обязательными для

исполнения;

3) ориентирующие - определяют единое направление деятельности подсистем организации.

6. По функциональному назначению:

1) регулирующие - определяют метод выполнения действий;

2) координирующие - концентрируют усилия вокруг проблемы;

3) контролирующие - направлены на оценку результатов.

7. По широте охвата:

1) общие - распространяются на всю компанию в целом;

2) специальные - рассматривают отдельные вопросы.

8. По степени запрограммированности:

1) запрограммированные - принимаются в стандартных ситуациях, не требуют особого творческого напряжения;

2) незапрограммированные - принимаются в новых необычных условиях.

9. По сфере реализации: научные и маркетинговые исследования, производство, реализация товаров (услуг), работа по кадрам и т. д.

10. По способам принятия:

1) интуитивные - принимаются руководителем на основе его способности предвидеть результаты;

2) адаптивные - принимаются руководителем в соответствии с его профессиональными и личными знаниям, жизненным опытом;

3) рациональные - опираются на научный анализ проблемы.