logo
игорь

Институт высшего должностного лица субъекта рф: статус, правовое положение

Институт высшего должностного лица в субъектах Российской Федерации, как государственно-правовой институт, начал формироваться с 1991 года. Прошедший период высветил проблемы, которые сопровождают функционирование данного института и пробелы его правового регулирования.

Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) — должностное лицо, представляющее субъект Российской Федерации и возглавляющее его исполнительную ветвь власти (высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации).

В настоящее время высшие государственные должности в разных субъектах Российской Федерации именуются по-разному — президент Республики, председатель правительства Республики, глава Республики, губернатор края (области, города федерального значения, автономной области, автономного округа), глава администрации края (области, автономного округа),глава города федерального значения.

Одним из первых федеральных законов, регулирующим вопросы, связанные со статусом высшего должностного лица в субъектах Федерации, и до сих пор единственным в этом роде, является Закон РФ "О краевом, областном Совете народных депутатов и краевой, областной администрации", принятый 5 марта 1992 года, действующий по настоящее время с изменениями и дополнениями.

Принятая в 1993 году Конституция РФ определила, что система органов государственной власти республик, краев, областей устанавливается субъектами РФ самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя РФ и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральными законами РФ. Прошло более 4-х лет, и хотя было множество проектов, но федерального закона об общих принципах организации и деятельности представительных и исполнительных органов государственной власти в субъектах Федерации так до сих пор и не принято. Этим, очевидно, и можно объяснить "разброс" в правовом определении статуса высшего должностного лица в субъектах Федерации.

Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации наделяется полномочиями законодательным (представительным) органом субъекта Российской Федерации по представлению Президента России. В случае нерассмотрения или неоднократного отклонения кандидатуры высшего должностного лица субъекта Российской Федерации Президент России имеет право распустить высший законодательный орган субъекта Российской Федерации и назначить исполняющего обязанности высшего должностного лица.

Среди полномочий высшего должностного лица субъекта РФ можно выделить следующие: высшее должностное лицо представляет субъект Российской Федерации в отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов федерации, подписывает договоры и соглашения от имени субъекта федерации (второе полномочие является закономерным продолжением первого), формирует высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, подписывает и обнародует законы субъекта федерации. В отношении законов у высшего должностного лица есть “право вето”, которое законодательный орган власти субъекта федерации может преодолеть двумя третями голосов при условии, что закон принят в той же редакции, что и в первый раз. Следует отметить, что взаимоотношения ветвей власти по вопросам принятия законов, в отношении которых высшее должностное лицо субъекта РФ использовало “право вето”, законом не урегулированы. Закон 1999г. не предусмотрел никаких согласительных процедур, очевидно, понадеявшись на положения статьи 85 Конституции России, которая гласит: «Президент Российской Федерации может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между...органами государственной власти субъектов Российской Федерации.» Но в Конституции написано, что Президент России может, а не обязан использовать согласительные процедуры, следовательно, разногласия между органами власти субъектов федерации, возникающие чуть ли не ежедневно, могут быть, а могут и не быть урегулированы.

  1. Федеральные, территориальные органы управления: функции и полномочия

Федеральное агентство по обустройству государственной границы Российской Федерации (Росграница) — федеральный орган исполнительной власти Россиийской Федерации. Создан в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 11 октября 2007 г. № 1359

Постановлением Правительства Российской Федерации от 01 ноября 2007 г. № 734 утверждено Положение, закрепившее за Агентством следующие полномочия:

обустройство государственной границы РФ, создание, развитие и обеспечение деятельности пунктов пропуска через государственную границу РФ и мест ее пересечения;

реализация функции государственного заказчика, выработка и реализация государственной политики, нормативно-правовое регулирование, управление государственным имуществом и оказание государственных услуг в сфере обустройства государственной границы РФ, создания, развития и обеспечения деятельности пунктов пропуска через государственную границу РФ и мест ее пересечения.

Согласно Концепции реализации государственной политики в сфере обустройства госграницы (утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 11 сентября 2008 г. N 1309-р), целями госполитики в данной сфере являются:

дифференцированный подход к обустройству государственной границы РФ (подход к обустройству каждого ее конкретного участка исходя из специфики регионального развития приграничных территорий, развития сопредельных территорий и требований безопасности, основанный в том числе на анализе интенсивности перемещения внешнеторговых грузов и пассажиропотоков);

развитие материально-технической базы, в том числе проектирование, строительство, реконструкция, оборудование, техническое оснащение зданий, помещений, сооружений, транспортной и инженерной инфраструктур, информационных и телекоммуникационных систем, необходимых для организации контроля в пунктах пропуска и обеспечения защиты государственной границы РФ;

создание необходимых условий для осуществления пограничного, таможенного и иных видов контроля в пунктах пропуска, в том числе путем установления правил режима в пунктах пропуска;

повышение эффективности межведомственного взаимодействия, в том числе обеспечение технической возможности информационного обмена в процессе взаимодействия федеральных органов исполнительной власти по вопросам защиты государственной границы РФ, а также в процессе пограничного, таможенного и иных видов контроля, осуществляемого в пунктах пропуска;

разработка и внедрение современных стандартов обустройства и функционирования пунктов пропуска;

совершенствование нормативной правовой базы;

оптимизация структуры расходов федерального бюджета, выделяемых на обустройство государственной границы РФ;

развитие международного сотрудничества.

Руководство деятельностью Федерального агентства по обустройству государственной границы РФ осуществляет Правительство РФ.

Приоритетным направлением работы Росграницы является выстраивание единой системы управления инфраструктурой государственной границы РФ. В 2008 году началось формирование сети территориальных органов и подведомственных организаций Росграницы, а также единой централизованной системы руководства пунктами пропуска через государственную границу РФ.

К настоящему моменту создан единый источник разработки и финансирования мероприятий по обустройству государственной границы, формирования имущественного статуса инфраструктурных объектов с применением общих стандартов и нормативов. Все региональные управления Росграницы в федеральных округах, субъектах РФ и администрациях пунктов пропуска через государственную границу РФ входят в структуру территориальных органов Росграницы. К функциям региональных управлений Росграницы относится организация деятельности пунктов пропуска, расположенных вне приграничных субъектов РФ, и управление деятельностью территориальных органов Росграницы по приграничным субъектам Рф. «Об утверждении Положения о территориальном органе Федерального агентства по обустройству государственной границы Российской Федерации". Приказ Росграницы N 115 от 6 ноября 2008 г».