72 Федеральная служба безопасности рф и ее назначение, правовая основа и принципы деятельности.
В качестве правоохранительного органа Федеральная служба безопасности выполняет значительный объем работы по обеспечению безопасности личности, общества и государства. Каждый из объектов правовой охраны имеет специфику, вытекающую из совокупности ценностей материальною и нематериального характера, и в то же время прослеживаются общие охраняемые ценности.
Приоритетными в обеспечении безопасности применительно к выделенным объектам являются:
в отношении личности - предупреждение и пресечение преступных посягательств на жизнь, здоровье, конституционные права и свободу человека;
устранение обстоятельств, снижающих условия выживания семьи, детей, одиноко проживающего человека;
выявление и пресечение преступных действий зарубежной разведки на территории страны и криминальной среды по привлечению отдельных граждан и должностных лиц к сотрудничеству;
в отношении общества - устранение угрозы демократическим и политическим движениям в формировании и реализации социальных и правовых реформ во всех сферах общественной жизни;
в отношении государства - в пресечении попыток лидеров криминальной среды проникнуть в структуры органов законодательной и исполнительной власти, выявлении и обезвреживании коррупционных связей должностных лиц и преступных группировок; в пресечении и предупреждении террористических актов и других деяний.
Руководство деятельностью органов Федеральной службы безопасности осуществляет Президент РФ. Правительство Российской Федерации координирует деятельность ФСБ России.
Органы ФСБ осуществляют свою деятельность на основе принципов законности, уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина, гуманизма, единства системы органов ФСБ и централизации управления ими, конспирации, сочетания гласных и негласных методов и средств деятельности.
Система органов ФСБ и их организационная структура устанавливаются с учетом задач и принципов организации и деятельности, и соответствуют организационной схеме всех федеральных правоохранительных органов, но имеет некоторую специфичность. Единую систему федеральных органов дополняют органы военной контрразведки и органы пограничной охраны. В органах ФСБ запрещено создание и деятельность политических партий и общественных организаций, преследующих политические цели.
Органы федеральной службы безопасности в Вооруженных Силах и в иных воинских подразделениях находятся в прямом подчинении ФСБ.
Государством гарантируется соблюдение прав и свобод человека и гражданина при осуществлении органами ФСБ своей деятельности. Если органами ФСБ, либо их должностными лицами нарушены права и свободы гражданина, то он вправе обжаловать действия указанных органов и должностных лиц в вышестоящий орган ФСБ, прокуратуру или в судебном порядке.
Сведения, полученные в процессе деятельности органов ФСБ, о частной жизни, затрагивающие честь и достоинство гражданина или способные повредить его законным интересам, не могут сообщаться органами ФСБ кому бы то ни было без добровольного согласия гражданина, за исключением случаев, предусмотренных законами.
Надзор за исполнением органами ФСБ законов РФ осуществляют Генеральный прокурор РФ и уполномоченные им прокуроры.
Однако сведения о лицах, оказывающих или оказывавших содействие на конфиденциальной основе, об организации, тактике, методах и средствах осуществления деятельности органов ФСБ в предмет прокурорского надзора не входят.
Каждый правоохранительный орган s процессе исполнения возложенных на него обязанностей в большей или меньшей мере обеспечивает одновременно и безопасность жизненно важных интересов личности, общества и государства
Безопасность это степень защищенности жизненно важных прав, свобод и интересов личности, общества и государства от внутренней и внешней угрозы посягательства, пресечения и предупреждения от приведения в опасное состояние одной или нескольких сфер жизнедеятельности.
К жизненно важным интересам относят совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства.
Угроза названным объектам безопасности может исходить вследствие непродуманных экономических реформ, развитие техногенных процессов как результатов пренебрежения экологией.
Безопасность характеризуется и определяется уровнем реальной и потенциальной угрозы объектам безопасности. Она не сводится только к военной угрозе, хотя и это в какой-то мере сохраняется. Ослабление обороны, экономики, производства и превращение России в сырьевой придаток развитых стран создает угрозу безопасности.
Обеспечение безопасности достигается проведением единой государственной политики в области обеспечения безопасности, системой мер экономического, политического, организационного и иного характера, адекватных угрозам жизненно важным интересам личности, общества и государства.
Основными объектами безопасности являются: личность, ее права и свободы," общество, его материальные и духовные ценности; государство, его конституционный строй, суверенитет, территориальная целостность.
Субъектами (лицами, обладающими по закону способностью иметь и осуществлять непосредственно или через представителя права и юридические обязанности) обеспечения безопасности являются: государство, граждане, общественные и иные организации и объединения.
Государство обеспечивает безопасность каждого гражданина на территории Российской Федерации. Гражданам Российской Федерации, находящимся за ее пределами, государством гарантируется защита и покровительство.
Основными принципами обеспечения безопасности - являются: законность, соблюдение баланса жизненно важных интересов личности, общества и государства, взаимная ответственность личности, общества и государства по обеспечению безопасности, интеграция с международными системами безопасности.
Законодательные основы обеспечения безопасности составляют Конституция, законы и другие нормативные акты РФ, регулирующие отношения в области безопасности.
При обеспечении безопасности не допускается ограничение прав и свобод граждан, за исключением случаев, прямо предусмотренных законом. Граждане, общественные и иные организации и объединения имеют право получать разъяснения по поводу ограничения их прав и свобод от органов, обеспечивающих безопасность. Должностные лица, превысившие свои полномочия в процессе деятельности по обеспечению безопасности, несут ответственность в соответствии с законодательством.
Систему безопасности образуют органы законодательной, исполнительной и судебной властей, государственные, общественные и иные организации и объединения, граждане, принимающие участие в обеспечении безопасности в соответствии с законом, а также законодательство, регламентирующее отношения в сфере безопасности. Создание органов обеспечения безопасности, не установленных законом Российской Федерации, не допускается.
- Предмет и система курса «Правоохранительные органы», соотношение с другими юридическими дисциплинами.
- Понятие, признаки, задачи и функции Правоохранительной деятельности.
- Понятие и система правоохранительных органов.
- Классификация правовых актов о правоохранительных органах.
- Место Судебной власти в системе разделения властей.
- 6 Понятие и схема Судебной системы Российской Федерации, ее единство и структура.
- 7.Понятие и характеристика звеньев судебной системы.
- 8.Понятие и виды судебных инстанций.
- Конституционные принципы правосудия: их понятие, истоки и значение.
- 10.Принципы равенства граждан перед законом, судом.
- 11.Принцип осуществления правосудия только судом.
- 12.Принцип национального языка.
- 13.Принцип гласности правосудия.
- 14. Презумпции невиновности.
- 15. Реформирование судебной системы рф.
- Понятие судебного конституционного контроля.
- Порядок формирования.
- Структура конституционный (уставный) суд субъекта Российской Федерации, его функции и принимаемые решения.
- Акты Конституционного Суда Российской Федерации, их виды и юридическая сила.
- 21 Районный суд, его полномочия, порядок образования и деятельности.
- 24. Полномочия председателя и заместителя верховного суда республики, областного, краевого, и т. Д. Суда.
- 25. Полномочия и порядок формирования верховного суда рф.
- 26. Структура аппарата Верховного Суда рф.
- 27. Полномочия структурных подразделений верховного суда рф.
- 29.Структура аппарата Верховного Суда рф.
- 30. Задачи, система и структура военных судов.
- 31. Подведомственность дел военным судам и подсудность.
- 34. Полномочия, порядок образования и деятельности арбитражного апелляционного суда.
- 35. Полномочия, порядок образования и деятельности арбитражного суда федерального округа.
- Структура и высший Арбитражный Суд Российской Федерации, его состав, структура и полномочия.
- Мировые судьи, их компетенция, порядок деятельности и назначения на должность.
- 41. Конституционный (уставные) суды субъектов рф.
- 42 Третейский суд: порядок образования и деятельности, принимаемые решения, их исполнение.
- Постоянно действующие третейские международный коммерческий арбитражный суд и Морская арбитражная комиссия при Торгово-промышленной палате Российской Федерации, их статус, компетенция, регламент.
- 44 45 46 Система отбора судей. Порядок назначения и требования, предъявляемые к судьям и кандидатам на должность судьи. Роль квалификационных коллегий судей.
- 48 Гарантии независимости судей
- 51 Всероссийский съезд судей.
- 52 Советы судей.
- 54 Присяжные заседатели федеральных судов общей юрисдикции: требования, предъявляемые к ним, гарантии независимости и неприкосновенности.
- 57 Министерство юстиции рф, его функции, основные задачи и полномочия. Структура центрального аппарата Минюста России, подведомственные федеральные службы.
- 58 Федеральная служба исполнения наказания, основные задачи, полномочия, организация деятельности.
- 59 Федеральная служба судебных приставов, ее функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов и актов других органов.
- Система, структура органов прокуратуры.
- 61 Специализированные прокуратуры, система и структура органов военной.
- 62 Функции прокуратуры рф.
- Прокурорский надзор: понятие, виды, их общая характеристика.
- 66 Понятие оперативно-розыскной деятельности и органы ее осуществляющие, их права и обязанности.
- 67 Понятие предварительного следствия, сходство и различие с дознанием. Задачи, система, компетенция органов предварительного следствия.
- 68 Дознания, его функции. Задачи, система, полномочия органов дознания.
- 71 Милиция, ее место в системе подразделений органов внутренних дел, структура и подчиненность, задачи и принципы деятельности, обязанности и права.
- 72 Федеральная служба безопасности рф и ее назначение, правовая основа и принципы деятельности.
- Федеральная служба рф по контролю за оборотом наркотиков, ее задачи, функции. Правовые основы деятельности органов по контролю за оборотом наркотиков, их система.
- Система таможенных органов, их основные задачи и функции.
- 75 Понятие и задачи адвокатуры и адвокатской деятельности. Контроль и надзор в сфере адвокатуры.
- 78 Порядок получения, приостановления и прекращения статуса адвоката.
- 2. Адвокатское бюро (аб)
- 4. Юридическая консультация
- Нотариат: функции, организация, контроль и надзор за его деятельностью.
- 85 Виды частной детективной и охранной деятельности: субъекты, оказываемые услуги в сфере сыска и охраны, ограничения и запреты при ее осуществлении.