logo
История

3. Специфика взглядов представителей церковного обновленчества

на реформу Российской православной церкви в начале XX века.

Формирование обновленческого движения в Российской православной церкви совпало по времени с событиями I Русской революции 1905 - 1907 гг., что продемонстрировало глубину кризиса, охватившего российское общество в начале XX века. Вобрав в себя комплекс противоречий, вызванных протекающими в этот период процессами социальной модернизации, обновленчество стало своеобразным отражением рубежа двух эпох и вызывает ряд трудностей при изучении.

Во-первых, обновленческое движение в Русской Православной Церкви в значительной степени, сформировалось благодаря идейным исканиям сторонников внецерковной ветви религиозного реформаторства. Данная связь предопределила специфику взглядов представителей церковного обновленчества начала XX века, но не делала его полностью зависимым от деятельности внецерковной интеллигенции.

Во-вторых, идеи "обновления Церкви", как показали собранные в 1905 году "Отзывы епархиальных архиереев", деятельность думских священников, многочисленных церковных братств и союзов, были популярны почти среди всех слоев русского духовенства. Однако, несмотря на смелость предлагаемых ими проектов модернизации российской православной религиозной традиции, их не всегда можно охарактеризовать в качестве обновленческих, поскольку они имели отличительный характер.

В-третьих, церковное обновленчество начала XX века не являлось однородным явлением, а было представлено несколькими течениями, что также осложняет проблему изучения движения. Другими словами, мы стоим перед вопросом оценки, определения специфики выдвигаемых требований и выявления идейных связей с другими течениями церковно-освободительного движения 1905 -1907 гг., одного из самых сложных явлений церковной истории начала XX века - обновленческого движения в Российской православной церкви. Еще в конце XIX века известный публицист И. Балашов, в своей работе "Опыт к разрешению некоторых вопросов предстоящего церковного обновления", пришел к достаточно смелому выводу: "Философское движение и вслед за тем развитие политической свободы и успехи науки нанесли окончательный удар историческому христианству. В борьбе клерикализма и либерализма выражается теперь, более чем когда либо, болезненное состояние общественного сознания, которое требует религии, а существующая уже более его не удовлетворяет... Подобного рода положение может измениться только тогда, когда религия будет основана на врожденном всякому нормальному уму сознании существования Бога, и вместе с тем будет согласовываться с незыблемыми принципами новейшей философии и с несомненными выводами современной науки17'.

Поставленная проблема, а также вопрос об участии православной церкви в социальной жизни страны, стали причиной бурных дискуссий на проходивших в 1901 - 1903 гг. в Санкт-Петербурге Религиозно- философских собраниях - первом открытом диалоге между российской интеллигенцией и духовенством. В дальнейшем, как показали события 1905 - 1907 гг., именно эти встречи оказали огромное влияние на формирование взглядов сторонников обновленческого движения. Анализ программных документов "Союза церковного обновления", впоследствии "Братства ревнителей церковного обновления" и "Московской комиссии по церковным и вероисповедным вопросам", демонстрирует, что помимо мер по изменению церковного зшравления, их центральными пунктами является идея укрепления социальных позиций религии и церкви в обществе, а также примирение религии и науки (апологетика). "Христианство – не отвлеченность, требующая для ее осуществления нечеловеческого подвига, выступал в феврале 1906 года на страницах журнала "Церковное обновление", - оно - идеал раскрытия человечности. Церковному таинству надо дать примирение с жизнью на основе всеобъемлющей истины христианства. Тогда христианство будет действительно жизнью. Оно вольется в жизнь как ее сила"18.

Это доказывает, что идейные истоки обновленчества восходят к представителям внецерковной ветви религиозного реформаторства, которые первыми выступили с инициативой модернизации идеологических и организационных принципов православия. Однако эта связь оказалась не настолько прочной, чтобы вылиться в союз или совместные практические действия. Как уже показали Религиозно-философские собрания, сторонники "нового религиозного сознания" не желали ограничивать церковную реформу вопросами социального служения церкви и ее отделением от государства. "Поднимая вопросы, входившие в область интересов обновленчества, представители "нового религиозного сознания" стремились решить и свои специфические задачи. По их мнению, в центре реформы должна была стоять не проблема внешней организации церкви, а вопросы веры.

Заключение.

История русской православной церкви неразрывно связана с историей России. На протяжении многих столетий она являлось важнейшим элементом социально-политического и экономического развития страны, которое не только влияло на внутреннюю динамику в церкви, но во многом зависело от нее. Не исключением стали и события первой четверти XX века. В этот исторический период, включающий в себя три российские революции 1905 - 1907 и 1917 гг. и первое десятилетие советской модернизации, взаимосвязь этих процессов оказалась настолько крепкой, что их дисгармонизация привела к губительным последствиям как для государства, как для церкви, так и для общества.

Во-первых, рассматриваемый нами период характеризуется глубоким конфликтом между церковью и государством. Во-вторых, зависимость церкви от государства в дореволюционной России или, напротив, ее открытое преследование в 1920-е годы, привели к вытеснению церкви из социальной жизни на территорию храма. Вследствие этого, было приостановлено ее внутреннее развитие. В-третьих, отступление церкви из мира стало одной из главных причин ее конфликта с обществом. Претендуя на роль связующего звена между модернизирующимся обществом и церковью, обновленчество предложило путь глубоких внутрицерковных реформ, специфика которых определялась следующими задачами:

1. Покончить с союзом церкви и государства.

2. Избегая догматических реформ, осуществить пересмотр церковной литургии, каноники и проповеди, из чего вытекало устранение несоответствующих времени канонов и обрядов, а также приближение богослужения к требованиям современности.

3. Для укрепления социальных позиций религии и церкви в обществе приступить к выработке социальной концепции, а также примирению, религии и науки (апологетика).

4. Вернуться к принципу Соборности.

Учитывая, что на протяжении всего рассматриваемого нами периода цель и задачи обновленческого движения оставались неизменными, обновленчество начала XX века и обновленчество 1920-х гг., являются глубоко взаимосвязанными явлениями. Отличие проявилось в одном, но, пожалуй, в самом существенном вопросе. Первоначально отрицая возможность участия государства в реформе Русской Православной Церкви, движение в своем развитии, начиная с февральской революции, признало необходимым его вмешательство во внутрицерковные дела. Как показали события 1905 - 1907 гг., заставившие правительство поднять вопрос о церковной реформе и, по мере спада революционного движения, быстро свернуть его, а также политика советской власти в области государственно- конфессиональных отношений, быть или не быть церковному обновлению - прежде всего решало государство. Однако идеи обновления оказались никем невостребованными. Обновленная церковь в российской империи перестала бы являться религиозной опорой самодержавия, и государство в лице его светских властей в разрешении церковного вопроса предпочло вообще ничего не трогать. Еще более показательна в этом смысле была позиция советского* государства. Объявив православную церковь своим врагом, власть вообще предпочла отказаться от церкви, использовав для ее уничтожения обновленческий раскол. Обновление оказалось невостребованным и церковью. Желая освободиться от "покровительства" государства, в начале XX века она больше стремилась не к модернизации, а самоопределению, которое видело через созыв Поместного Собора. Общество также отвергло идеи церковного обновления. Предлагаемые движением реформы оказались либо недостаточными, как в случае с внерковной интеллигенцией, выступавшей за пересмотр метафизики православия, либо не соответствующими интересам населения, либо слишком радикальными.

Список литературы.

1). Головушкин Дмитрий Александрович. Обновленческое движение в Русской православной церкви в 1905 - 1925 гг. : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.02.- Ярославль, 2002.- 255 с

2). Останина О.В. Обновленчество и реформаторство в Российской православной церкви в начале XX века: Дисс.... канд. философ, наук. Л., 1991.166 с.

3). Победоносцев К.П. Московский сборник// [электронный ресурс: http://www.wco.ru/biblio/books/pobedonoscev1/main.htm]

4). История Русской Церкви. — Джорданвилль, 1959. стр. 925 (2-е издание (репринт) — М.: Сретенский мон-рь, 1997)

5). Карташев А.В. Реформа, реформация и исполнение церкви //

[электронный ресурс: http://www.golubinski.ru/ecclesia/kartashev/reforma.htm]

6). Бердяев Н.А. Самопознание / Н.А. Бердяев. – М.: Эксмо-пресс; Харьков: Фолио, 1998. 621 с

7). Зырянов П.Н. Церковь в период трех российских революций // Русское православие: вехи истории. М, 1989. С. 397.

8). Фирсов С. Л. Православная Церковь в последнее десятилетие

существования самодержавия в России. Спб.: РХГИ, 1996. 582 с.

9). Шиманская O.K. Социальная проблематика в Петербургских религиозно-философских собраниях 1901 -1903гг. и современное православие и богословие: Дисс,..канд. философ, наук. Спб., 1995. С. 141.

10). Шкаровский М.В. Обновленческое движение в Русской православной

Церкви // [электронный ресурс: http://www.anti-raskol.ru/pages/1249]

11). Протоиерей Владислав Цыпин. История Русской Православной Церкви: Синодальный и новейший периоды [электронный ресурс: http://www.pravoslavie.ru/sm/6052.htm]

1Карташев А.В. Реформа, реформация и исполнение церкви // [электронный ресурс: http://www.golubinski.ru/ecclesia/kartashev/reforma.htm]

2История Русской Церкви. — Джорданвилль, 1959. стр. 925 (2-е издание (репринт) — М.: Сретенский мон-рь, 1997) 253с

3 Бердяев Н.А. Самопознание / Н.А. Бердяев. – М.: Эксмо-пресс; Харьков: Фолио, 1998. 151 с

4Шиманская O.K. Социальная проблематика в Петербургских религиозно-философских собраниях 1901 -1903гг. и современное православие и богословие: Дисс,..канд. философ, наук. Спб., 1995. С. 26.

5Головушкин Дмитрий Александрович. Обновленческое движение в Русской православной церкви в 1905 - 1925 гг. : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.02.- Ярославль, 2002.- 255 с

6Головушкин Дмитрий Александрович. Обновленческое движение в Русской православной церкви в 1905 - 1925 гг. : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.02.- Ярославль, 2002.- 49 с

7Зырянов П.Н. Церковь в период трех российских революций // Русское православие: вехи истории. М, 1989. С. 397.

8Фирсов С.Л. Православная Церковь в последнее десятилетие существования самодержавия в России.Спб., 1996. С. 579-580.

9Головушкин Дмитрий Александрович. Обновленческое движение в Русской православной церкви в 1905 - 1925 гг. : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.02.- Ярославль, 2002.- 55с

10Шиманская O.K. Социальная проблематика в Петербургских религиозно-философских собраниях 1901 -1903гг. и современное православие и богословие: Дисс,..канд. философ, наук. Спб., 1995. С. 52.

11Шкаровский М.В. Обновленческое движение в Русской православнойЦеркви // [электронный ресурс: http://www.anti-raskol.ru/pages/1249]

12Протоиерей Владислав Цыпин. История Русской Православной Церкви: Синодальный и новейший периоды [электронный ресурс: http://www.pravoslavie.ru/sm/6052.htm]

13Зырянов П.Н. Церковь в период трех российских революций // Русское православие: вехи истории. М, 1989. С. 201.

14Останина О.В. Обновленчество и реформаторство в Российской православной церкви в начале XX века: Дисс.... канд. философ, наук. Л., 1991.86 с.

15Головушкин Дмитрий Александрович. Обновленческое движение в Русской православной церкви в 1905 - 1925 гг. : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.02.- Ярославль, 2002.- 63 с

16Останина О.В. Обновленчество и реформаторство в Российской православной церкви в начале XX века: Дисс.... канд. философ, наук. Л., 1991.86 с.

17Останина О.В. Обновленчество и реформаторство в Российской православной церкви в начале XX века: Дисс.... канд. философ, наук. Л., 1991.113 с.

18Фирсов С. Л. Православная Церковь в последнее десятилетие существования самодержавия в России. Спб.: РХГИ, 1996. 582 с.