logo
Pravovye_aspekty_ohr_inf_chast1

Специальные технические средства получения информации

Указ Президента РФ № 21 от 9.01.96 г. "О мерах по упорядочению разработки, производства, реализации, приобретения в целях продажи, ввоза в РФ и вывоза за ее пределы, а также использования специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации" постановляет.

В соответствии с Федеральным законом "Об оперативно-розыскной деятельности в РФ" возложить на ФСБ РФ:

Постановлением Правительства РФ от 1.07.96 г. № 770 утверждено "Положение о лицензировании деятельности физических и юридических лиц, не уполномоченных на осуществление оперативно-розыскной деятельности, связанной с разработкой, производством, реализацией, приобретением в целях продажи, ввоза в РФ и вывоза за ее пределы специальных технических средств". В постановлении регламентируются деятельность в отношении специальных технических средств (СТС), предназначенных для негласного получения информации. Лицензированию подлежат следующие виды деятельности:

Перечень специальных технических средств (СТС), утвержденных постановлением Правительства РФ от 1 июля 1996 г. № 770.

  1. СТС для негласного получения и регистрации акустической информации.

  2. СТС для негласного визуального наблюдения и документирования.

  3. СТС для негласного прослушивания телефонных переговоров.

  4. СТС для негласного перехвата и регистрации информации с технических каналов связи.

  5. СТС для негласного контроля почтовых сообщений и отправлений.

  6. СТС для негласного исследования предметов и документов.

  7. СТС для негласного проникновения и обследования помещений, транспортных средств и других объектов.

  8. СТС для негласного контроля за перемещением транспортных средств и других объектов.

  9. СТС для негласного получения (изменения, уничтожения) информации с технических средств ее хранения, обработки и передачи.

  10. СТС для негласной идентификации личности.

Важный фактор, влияющий на тяжесть наказания, - способ добычи (получения) конфиденциальной информации. Наиболее распространенные из них отражены в Федеральном законе от 12 августа 1995 г. № 144 - ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности".

Согласно ст. 6, "при осуществлении оперативно-розыскной деятельности проводятся следующие оперативно-розыскные мероприятия:

  1. Опрос.

  2. Наведение справок.

  3. Сбор образцов для сравнительного исследования.

  4. Проверочная закупка.

  5. Исследование предметов и документов.

  6. Наблюдение.

  7. Отождествление личности.

  8. Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств.

  9. Контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений.

  10. Прослушивание телефонных переговоров.

  11. Снятие информации с технических каналов связи.

  12. Оперативное внедрение.

  13. Контролируемая поставка.

  14. Оперативный эксперимент.

Запрещается проведение оперативно-розыскных мероприятий и использование специальных и иных технических средств, предназначенных (разработанных, приспособленных, запрограммированных) для негласного получения информации, не уполномоченными на то настоящим Федеральным законом физическими и юридическими лицами (ст. 6 данного закона).

Ответственность за данные нарушения указана в статьях УК РФ.

Отдельно предусмотрен перечень действий, которые не могут выполнять частные детективы. Согласно ст. 7 Закона РФ от 11 марта 1992 г. № 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации", представителям этой профессии запрещается:

Проведение детективами сыскных действий, нарушающих тайну переписки, телефонных переговоров и телеграфных сообщений либо связанных с нарушением гарантий неприкосновенности личности или жилища, влечет за собой установленную законом ответственность: лишение свободы до 5 лет, а с тяжкими последствиями – до 8 лет (УК РФ ст. 203).

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4