10. Понятие финансового контроля и его принципы
Финансовый контроль — составная часть, или специальная отрасль, осуществляемого в стране контроля.
Наличие финансового контроля объективно обусловлено тем что финансам как экономической категории присущи не только распределительная, но и контрольная функции. Поэтому использование государством финансов для решения своих задач обязательно предполагает проведение с их помощью контроля за ходом выполнения этих задач. Финансовый контроль осуществляется в установленном правовыми нормами порядке всей системой органов государственной власти и органов местного самоуправления, в том числе специальными контрольными органами при участии общественных организаций, трудовых коллективов и граждан.
Значение финансового контроля выражается в том, что при его проведении проверяются, во-первых, соблюдение установленного правопорядка, в процессе финансовой деятельности государственными и общественными органами, предприятиями, учреждениями, организациями, гражданами и, во-вторых, экономическая обоснованность и эффективность осуществляемых действий, соответствие их задачам государства. Таким образом, он служит важным способом обеспечения законности и целесообразности проводимой финансовой деятельности.
Итак, финансовый контроль — это контроль за законностью и целесообразностью действий в области образования, распределения и использования денежных фондов государства и субъектов местного самоуправления в целях эффективного социально-экономического развития страны и отдельных регионов.
Финансовый контроль присущ всем финансово-правовым институтам. Поэтому помимо общих финансово-правовых норм, регулирующих организацию и порядок проведения финансового контроля в целом, имеются нормы, предусматривающие его специфику в отдельных финансово-правовых институтах.
Основное содержание финансового контроля в отношениях, регулируемых финансовым правом, заключается в: а) проверке выполнения финансовых обязательств перед государством и органами местного самоуправления организациями и гражданами; б) проверке правильности использования государственными и муниципальными предприятиями, учреждениями, организациями находящихся в их хозяйственном ведении или оперативном управлении денежных ресурсов (бюджетных и собственных средств, банковских ссуд, внебюджетных и других средств); в) проверке соблюдения правил совершения финансовых операций, расчетов и хранения денежных средств предприятиями, организациями, учреждениями; г) выявлении внутренних резервов производства — возможностей повышения рентабельности хозяйства, роста производительности труда, более экономного и эффективного использования материальных и денежных средств; д) устранении и предупреждении нарушений финансовой дисциплины. В случае их выявления в установленном порядке применяются меры воздействия к организациям, должностным лицам и гражданам, обеспечивается возмещение материального ущерба государству, организациям, гражданам.
В результате реализации задач финансового контроля укрепляется финансовая дисциплина, выражающая одну из сторон законности. Финансовая дисциплина — это четкое соблюдение установленных предписаний и порядка образования, распределения и использования денежных фондов государства, субъектов местного самоуправления, предприятий, организаций, учреждений. Однако объект финансового контроля не ограничивается проверкой только денежных средств. В конечном итоге он означает контроль за использованием материальных, трудовых, природных и других ресурсов страны, поскольку в современных условиях процесс производства и распределения опосредствуется денежными отношениями.
Изменилась система контрольных органов: упразднены органы народного контроля', в связи с изменением системы политической власти и установлением власти Президента Российской Федерации организован президентский контроль, осуществляемый Контрольным управлением Президента Российской Федерации.
Сформированы и действуют новые органы финансового контроля: Государственная налоговая служба, Государственный страховой надзор; функции финансового контроля осуществляют органы Федерального казначейства.
- 1. Понятие финансовой деятельности государства
- 2. Органы власти, осуществляющие финансовую деятельность государства
- 5. Понятие предмета финансового права и его место в системе российского права
- 6. Источники финансового права
- 7. Принципы финансового права
- 8. Система финансового права
- 9. Финансовые правоотношения
- 10. Понятие финансового контроля и его принципы
- 11. Виды финансового контроля
- 12. Правовые основы аудита
- 13. Органы финансового контроля
- 14. Счетная палата как орган финансового контроля
- 15. Полномочия президента рф в области финансового контроля.
- 16. Полномочия Федерального Казначейства в сфере финансового контроля
- 17. Федеральная налоговая служба как орган финансового контроля
- 18. Формы финансового контроля
- 19. Понятие и значение бюджета
- 20. Бюджетное право и его источники
- 21. Бюджетные правоотношения.
- 22. Участники бюджетных правоотношений
- 23. Структура и принципы бюджетной системы рф
- 24. Понятие и содержание бюджетной классификации
- 25. Доходы и расходы бюджета
- 26. Понятие бюджетного процесса и его принципы
- 27. Стадия составления проекта бюджета
- 28. Стадия рассмотрения и утверждения бюджета
- 29. Стадия исполнения бюджета
- 30. Стадия составления и утверждения отчета об исполнении бюджета
- 31.Понятие и виды государственных и муниципальных доходов
- 32. Понятие и виды налогов и сборов
- 33. Принципы налогообложения
- 34. Понятие налоговых правоотношений
- 35. Участники налоговых правоотношений
- 36. Основные права и обязанности налогоплательщиков
- 37. Источники налогового права
- 38. Налоговая система рф: понятие и структура
- 39. Основные федеральные налоги и сборы
- 40. Основные региональные налоги и сборы
- 41. Местные налоги и сборы
- 42. Специальные налоговые режимы в России
- 43. Понятие и значение государственного (муниципального) кредита, его формы
- 44. Понятие, виды и структура государственного и муниципального долга
- 45. Финансово правовые отношения в области государственного и муниципального кредита.
- 46. Виды государственных займов
- 47. Понятие и виды государственных и муниципальных денежных фондов
- 48. Правовой режим целевых бюджетных фондов
- 49. Правовое регулирование социальных государственных внебюджетных фондов
- 50. Пенсионный фонд рф
- 51. Фонд социального страхования рф
- Функции
- 52. Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования
- 53. Правовой режим фондов денежных средств государственных и муниципальных унитарных предприятий
- 54. Правовые основы финансово-хозяйственной деятельности федерального казенного предприятия
- 55. Понятие и виды страхования
- 56. Понятие страхового правоотношения
- 57. Государственное регулирование страховой деятельности
- 58. Правовые основы обязательного страхования
- 59. Понятие и виды государственных и муниципальных расходов
- 60. Особенности отдельных видов расходов государства
- 61. Банковская система России
- 62. Правовой статус Банка России и его взаимоотношения с кредитными организациями
- 63. Порядок регистрации кредитных организаций и лицензирования банковской деятельности
- 64. Сущность банковского кредита и его роль в функционировании финансовой системы
- 65. Реорганизация и ликвидация кредитных организаций
- 66. Денежная система рф
- 67. Правовое регулирование денежного обращения в России
- 68. Денежная реформа. Деноминация
- 69. Правила ведения кассовых операций
- 70. Характеристика инвестиционного права рф.
- 71. Понятие расчетов и расчетных отношений.
- 72. Формы безналичных расчетов
- 73. Осуществление расчетов через корреспондентские счета
- 74. Понятие и виды ценных бумаг
- 75. Субъекты рынка ценных бумаг
- 76. Способы регулирования рынка ценных бумаг
- 77. Понятие и структура валютных правоотношений
- 78. Правовое регулирование валютных операций
- 79. Понятие валютного контроля
- 80. Органы и агенты валютного контроля