26. Понятие бюджетного процесса и его принципы
Особенность бюджетов всех уровней — последовательное прохождение постоянно возобновляюцц1хся одних и тех же стадий их формирования и исполнения в установленном законом порядке. Это обусловлено тем, что акт, издаваемый о бюджете того или иного уровня, действует в течение определенного периода времени, по окончании которого должен быть принят новый акт о конкретном бюджете на следующий период времени.
Формирование бюджетов включает в себя следующие три стадии: составление бюджетов, их рассмотрение и утверждение.
Исполнение бюджетов — это четвертая стадия прохождения бюджетов в их периодическом цикле. Заключительным этапом стадии исполнения бюджетов является составление и утверждение отчетов об исполнении бюджетов.
Основные положения формирования бюджетов установлены Конституцией РФ, однако главными актами, регулирующими порядок формирования и исполнения бюджетов на территории России, явл. БК. Кроме того, этот порядок в определенной мере регулируется Законом «О Совете Министров — Правительстве РФ», Регламентами обеих палат Федерального Собрания РФ и некоторыми другими правовыми актами, принимаемыми на федеральном уровне.
На основе российского законодательства субъекты РФ и органы местного самоуправления принимают свои нормативные акты, регламентирующие порядок формирования и исполнения соответствующих бюджетов.
Деятельность по формированию и исполнению бюджетов представляет собой бюджетный процесс, понятие которого дается в БК. Бюджетный процесс — это регламентируемая законом деятельность органов государственной и местной власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению соответствующих бюджетов.
Продолжительность всех стадий бюджетного процесса в Российской Федерации от начала составления бюджетов до утверждения отчетов об их исполнении занимает период более трех лет. Срок действия утвержденного бюджета называется бюджетным годом, в нашей стране он определен в 12 месяцев и совпадает с календарным годом (с 1 января по 31 декабря).
В основе бюджетного процесса лежат принципы, характерные для бюджетного устройства РФ: единства, полноты, реальности, гласности и самостоятельности всех бюджетов (см. 12).
Вместе с тем для бюджетного процесса характерны и некоторые другие принципы. Так, распределение полномочий в бюджетном процессе основано на принципе разграничения компетенции между органами представительной и исполнительной властей. В соответствии с этим принципом составление и исполнение бюджетов относится к функциям органов исполнительной власти, а рассмотрение, утверждение и контроль за исполнением бюджетов —к функциям органов представительной власти.
Всем без исключения стадиям бюджетного процесса свойственен принцип специализации бюджетных показателей. Он выражается в конкретизации доходов бюджетной системы по источникам, а расходов — по целевому их направлению. Принцип специализации бюджетных показателей реализуется через бюджетную классификацию — систематизированную группировку доходов и расходов бюджетов по однородным признакам. Бюджетная классификация имеет важное организующее и юридическое значение. С одной стороны, ее применение обеспечивает четкую организацию работы органов власти по формированию и исполнению бюджетов всех уровней; упрощает осуществление контроля за своевременностью и полнотой поступления бюджетных средств и их использованием по целевому назначению; создает условия для объединения бюджетов в консолидированные бюджеты соответствующих территорий; облегчает экономический анализ бюджетных показателей и т.д. С другой стороны, в бюджетной классификации выражена правовая организация бюджетов, поскольку, как уже указывалось, она является юридическим актом, лежащим в основе составления и исполнения бюджетов. Составленная на основе бюджетной классификации роспись доходов и расходов устанавливает конкретные рамки полномочий соответствующих субъектов по формированию и использованию бюджетных средств.
Для бюджетного процесса характерен и принцип ежегодности, выражающийся в ежегодном повторении его стадий. Разработка и принятие бюджетов на больший или меньший период времени не нарушает принципа ежегодности бюджета и бюджетного процесса, так как годовые бюджеты принимаются в любом случае.
- 1. Понятие финансовой деятельности государства
- 2. Органы власти, осуществляющие финансовую деятельность государства
- 5. Понятие предмета финансового права и его место в системе российского права
- 6. Источники финансового права
- 7. Принципы финансового права
- 8. Система финансового права
- 9. Финансовые правоотношения
- 10. Понятие финансового контроля и его принципы
- 11. Виды финансового контроля
- 12. Правовые основы аудита
- 13. Органы финансового контроля
- 14. Счетная палата как орган финансового контроля
- 15. Полномочия президента рф в области финансового контроля.
- 16. Полномочия Федерального Казначейства в сфере финансового контроля
- 17. Федеральная налоговая служба как орган финансового контроля
- 18. Формы финансового контроля
- 19. Понятие и значение бюджета
- 20. Бюджетное право и его источники
- 21. Бюджетные правоотношения.
- 22. Участники бюджетных правоотношений
- 23. Структура и принципы бюджетной системы рф
- 24. Понятие и содержание бюджетной классификации
- 25. Доходы и расходы бюджета
- 26. Понятие бюджетного процесса и его принципы
- 27. Стадия составления проекта бюджета
- 28. Стадия рассмотрения и утверждения бюджета
- 29. Стадия исполнения бюджета
- 30. Стадия составления и утверждения отчета об исполнении бюджета
- 31.Понятие и виды государственных и муниципальных доходов
- 32. Понятие и виды налогов и сборов
- 33. Принципы налогообложения
- 34. Понятие налоговых правоотношений
- 35. Участники налоговых правоотношений
- 36. Основные права и обязанности налогоплательщиков
- 37. Источники налогового права
- 38. Налоговая система рф: понятие и структура
- 39. Основные федеральные налоги и сборы
- 40. Основные региональные налоги и сборы
- 41. Местные налоги и сборы
- 42. Специальные налоговые режимы в России
- 43. Понятие и значение государственного (муниципального) кредита, его формы
- 44. Понятие, виды и структура государственного и муниципального долга
- 45. Финансово правовые отношения в области государственного и муниципального кредита.
- 46. Виды государственных займов
- 47. Понятие и виды государственных и муниципальных денежных фондов
- 48. Правовой режим целевых бюджетных фондов
- 49. Правовое регулирование социальных государственных внебюджетных фондов
- 50. Пенсионный фонд рф
- 51. Фонд социального страхования рф
- Функции
- 52. Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования
- 53. Правовой режим фондов денежных средств государственных и муниципальных унитарных предприятий
- 54. Правовые основы финансово-хозяйственной деятельности федерального казенного предприятия
- 55. Понятие и виды страхования
- 56. Понятие страхового правоотношения
- 57. Государственное регулирование страховой деятельности
- 58. Правовые основы обязательного страхования
- 59. Понятие и виды государственных и муниципальных расходов
- 60. Особенности отдельных видов расходов государства
- 61. Банковская система России
- 62. Правовой статус Банка России и его взаимоотношения с кредитными организациями
- 63. Порядок регистрации кредитных организаций и лицензирования банковской деятельности
- 64. Сущность банковского кредита и его роль в функционировании финансовой системы
- 65. Реорганизация и ликвидация кредитных организаций
- 66. Денежная система рф
- 67. Правовое регулирование денежного обращения в России
- 68. Денежная реформа. Деноминация
- 69. Правила ведения кассовых операций
- 70. Характеристика инвестиционного права рф.
- 71. Понятие расчетов и расчетных отношений.
- 72. Формы безналичных расчетов
- 73. Осуществление расчетов через корреспондентские счета
- 74. Понятие и виды ценных бумаг
- 75. Субъекты рынка ценных бумаг
- 76. Способы регулирования рынка ценных бумаг
- 77. Понятие и структура валютных правоотношений
- 78. Правовое регулирование валютных операций
- 79. Понятие валютного контроля
- 80. Органы и агенты валютного контроля