logo
jur193_2 / Международное частное право

§ 4. Трудовые отношения российских граждан за рубежом и в международных организациях

Наиболее распространенными основаниями возникновения трудовых отношений за рубежом с участием российских граждан выступают служебное командирование и заключение специального трудового контракта. Причем трудовой договор может быть заключен работником — российским гражданином как с российскими органами, учреждениями и организациями, выступающими в качестве нанимателей, так и с иностранными физическими и юридическими лицами. В первом случае российские граждане направляются на работу в органы, организации и на предприятия, находящиеся за границей, в рамках выполнения ими своих служебных обязанностей и должностных функций, которые реализуются ими в процессе служебной командировки.

Так, в Положении о консульском учреждении Российской Федерации, утвержденном Указом Президента РФ от 5 ноября 1998 г. № 1330, четко устанавливается, что назначение в штат консульского учреждения, а также перемещение и замена сотрудников осуществляются в порядке, установленном МИД России. При этом подчеркивается, что консульским должностным лицом может быть только гражданин Российской Федерации. Права и обязанности сотрудников консульского учреждения определяются законодательством РФ, нормативными актами МИД России, должностными инструкциями. Сотрудники консульского учреждения обязаны выполнять приказы и указания главы консульского учреждения (п. 12).

В этом плане представляет интерес регулирование, предлагающееся в проекте Трудового кодекса РФ, упоминавшемся выше, поскольку впервые в нем помещены специальные положения, касающиеся трудовых прав особых категорий работников, в том

числе дипломатических и иных представителей. В частности, в главе

«Особенности регулирования труда работников, направляемых на работу в дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, а также в представительства

федеральных органов исполнительной власти и государственных

учреждений Российской Федерации за границей» определяется, что направление работников на работу в дипломатические

представительства и консульские учреждения Российской

Федерации, а также в представительства федеральных органов исполнительной власти и государственных учреждений Российской

Федерации за границей (представительства Российской Федерации

за границей.— Л.А.) производится специально уполномоченными

федеральными органами исполнительной власти и

государственными учреждениями Российской федерации. При этом регламентация соответствующих трудовых отношений

осуществляется на основании трудового договора. С работником,

привлекаемым для направления на работу в представительство

Российской Федерации за границей, заключается трудовой договор

на срок до трех лет. По окончании срока трудовой договор может быть перезаключен на новый срок (ст. 290).

При направлении на работу в представительство Российской Федерации за границей работника, занимающего должность в