logo
Gosy_Shpory_3

87. Подведомственность и подсудность дел хозяйственным судам.

В соответствии со статьей 39 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь хозяйственному суду подведомственны дела по хозяйственным (экономическим) спорам, дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности, и иные дела, отнесенные к его подведомственности законодательными актами. Хозяйственный суд разрешает хозяйственные (экономические) споры и рассматривает иные дела с участием юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, а в случаях, предусмотренных ХПК и иными законодательными актами, с участием Республики Беларусь, административно-территориальных единиц Республики Беларусь, государственных органов, органов местного управления и самоуправления, организаций, не являющихся юридическими лицами, должностных лиц и граждан. Хозяйственный суд рассматривает также подведомственные ему дела с участием юридических лиц, организаций, не являющихся юридическими лицами, индивидуальных предпринимателей и граждан Республики Беларусь, а также иностранных организаций, международных организаций, организаций с иностранными инвестициями, иностранных граждан, лиц без гражданства и беженцев, осуществляющих предпринимательскую деятельность, если иное не предусмотрено международным договором Республики Беларусь.

По письменному соглашению сторон спор, возникающий из гражданских правоотношений и подведомственный хозяйственному суду, до принятия им решения может быть передан сторонами на рассмотрение международного арбитражного (третейского) суда.

Институт подсудности разграничивает подведомственные хозяйственным судам дела между различными звеньями хозяйственной системы. Для хозяйственного процесса характерны два вида подсудности - родовая и территориальная.

Родовая подсудность разграничивает дела между хозяйственными судами различного уровня. По общему правилу все споры, подведомственные хозяйственному суду, разрешаются хозяйственными судами, за исключением споров, отнесенных к подсудности Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь.

Статьей 48 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь установлено, что Высшему Хозяйственному Суду Республики Беларусь подсудны: дела об оспаривании ненормативных правовых актов Президента Республики Беларусь, Совета Республики и Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, Правительства Республики Беларусь, республиканских органов государственного управления и иных республиканских органов, не соответствующих закону и затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности; хозяйственные (экономические) споры между Республикой Беларусь и административно-территориальными единицами Республики Беларусь, а также между административно-территориальными единицами Республики Беларусь; дела, связанные с государственными секретами; а также иные дела, отнесенные законодательными актами к подсудности Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь. Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь в пределах подведомственности дел хозяйственным судам имеет право дополнительно определять подсудность дел, принимать к своему производству и рассматривать любое дело.

Территориальная подсудность разграничивает компетенцию хозяйственных судов в зависимости от места рассмотрения спора. Территориальная подсудность подразделяется на общую, альтернативную, исключительную, договорную и по связи дел.

В соответствии с правилами общей подсудности иск предъявляется в хозяйственный суд по месту нахождения или месту жительства ответчика.

Правила альтернативной подсудности указаны в статье 50 ХПК. Так, иски к ответчикам, находящимся на территории разных областей Республики Беларусь или областей (области) и города Минска, предъявляются по выбору истца в хозяйственный суд по месту нахождения либо месту жительства одного из ответчиков.