32 Федерация как форма государственного устройства. Особенности рф
Государственное устройство - это территориально-политическая организация государственной власти, в которой находит свое выражение соотношение государства как целого с его составными частями.
Выделяют две основные формы государственного устройства - унитарное и федеративное государство. Унитарное государство характеризуется централизованной системой государственной власти, отсутствием разграничения предметов ведения между государством в целом и административно-территориальными единицами и разграничения полномочий между центральными и местными органами власти.
Федерация - это такая форма устройства государства, в котором территориальная организация власти осуществляется на нескольких уровнях, при этом составные части государства (субъекты федерации) обладают самостоятельностью и полномочиями в рамках разграничения предметов ведения между федерацией и субъектами.
Существуют и смешанные формы государственного устройства, являющиеся, как правило, переходными от унитарного государства к федерации или наоборот. В государствах со смешанной формой государственного устройства наряду с субъектами федерации существуют административно-территориальные единицы, не наделенные правами субъектов федерации и не входящие в состав субъектов федерации. В таких государствах наблюдается либо расширение прав составных частей государства, либо, наоборот, сужение прав субъектов федерации.
Основные характеристики государства как федерации выглядят следующим образом:
1) федерация - это всегда совокупность обособленных, относительно самостоятельных территориальных единиц;
2) в федерации формируются два уровня территориальной организации государственной власти: федеральная государственная власть и государственная власть субъектов федерации;
3) субъекты федерации не являются самостоятельными государствами, не обладают государственным суверенитетом и правом выхода из состава федерации. В ином случае имеет место не федерация, а конфедерация - союз государств, создаваемый для координации их деятельности в определенной сфере и выступающий, как правило, в качестве переходной формы либо к федеративному государству, либо к распаду союза государств;
4) разделение функций между федеральной и региональной государственной властью происходит путем конституционного (договорного) закрепления разграничения предметов ведения между федерацией и ее субъектами;
5) к ведению федерации относится регулирование отношений в сферах. которые обеспечивают существование и целостность единого государства: принятие и изменение федерального законодательства, единое экономическое пространство, единое гражданство, вооруженные силы, международные отношения, регулирование споров между субъектами федерации и т. п.;
6) к ведению субъектов федерации относится регулирование отношений в тех сферах, которые наиболее целесообразно регулировать на региональном уровне: природные ресурсы, здравоохранение, образование и т. п.
По различным основаниям выделяются виды федераций (модели федерализма). По способу образования различают конституционно-правовые и договорно-правовые федерации. Конституционно-правовая федерация создается путем преобразования унитарного или полуфедеративного государства в федеративное на основе принятия конституции, которая закрепляет федеративное устройство государства. Договорно-правовая федерация создается путем соглашения нескольких государств между собой об образовании нового федеративного государства, при этом государства-участники федеративного договора перестают быть самостоятельными государствами. В конституционно-правовых федерациях (как, например, в Российской Федерации) также возможно существование федеративного договора. Однако это не делает их договорно-правовыми. Основным разграничивающим эти два вида федерации признаком является то, каким статусом обладали субъекты до образования федерации: если они были самостоятельными государствами - это договорно-правовая федерация, если нет - конституционно-правовая.
По степени однородности субъектов федерации принято различать симметричные и асимметричные федерации. Субъекты симметричной федерации одинаковы по своей природе и равны по правовому статусу. Абсолютно симметричных федераций в современном мире не существует. Однако исключения, существующие в симметричных федерациях (автономии, столицы федераций как федеральные округа), в целом не нарушают общего принципа равноправия субъектов федерации. В асимметричных федерациях субъекты федерации либо неоднородны по своей природе (например, национальные и территориальные субъекты федерации), либо неравноправны по своему статусу (конституционно или договорно закрепляются различные категории субъектов федерации, обладающие различным правовым статусом), либо различаются и по первому, и по второму основанию.
В зависимости от соотношения предметов ведения и полномочий федерации и ее субъектов различают централизованные (интеграционные) и децентрализованные федерации. В централизованных федерациях федеральная власть обладает обширным кругом решаемых вопросов и соответственно полномочиями. Централизованные федерации в основном являются конституционно-правовыми. В децентрализованных федерациях федеральным органам передаются только те вопросы, которые не в состоянии эффективно решить субъекты федерации.
- 1 Юридическая наука в системе общественных (гуманитарных) наук
- 2 Теория государства и права как фундаментальная наука правоведения, ее предмет
- 3 Методология теории государства и права. Система методов (способов) познания государственно – правовых явлений
- 4 Организация власти в первобытном обществе
- 5 Понятие правовой идеологии
- 6 Государство и гражданское общество: система сдержек и противовесов
- 7 Механизм правового регулирования: понятие и основные элементы
- 8 Фундаментальные принципы правового государства
- 9 Верховенство права как принцип деятельности современного государства
- 10 Понятие правонарушения и его виды
- 11Философия права и теория права в их соотношении
- 12 Общественное мнение в системе правовой государственности
- 13 Демократический правовой режим
- 14 Государственный (политический) режим: понятие, виды
- 15 Государственный суверенитет
- 16 Понятие и структура политической системы общества
- 17 Типы государства: различные подходы
- 18 Соотношение права и морали
- 19 Принцип разделения властей
- 20 Понятие государства и его признаки
- 21 Происхождение и сущность государства
- Основные теории происхождения государства, их общая характеристика.
- 1. Теологическая теория происхождения государства
- 2. Патриархальная теория происхождения государства.
- 3. Психологическая теория происхождения государства
- 4. Договорная теория происхождения государства
- 5. Теория насилия (завоевания)
- 7. Органическая теория происхождения государства
- 8. Марксистская теория.
- 22 Состав правонарушения
- 23 Органы государственной власти и органы самоуправления. Задачи по формированию института общественной власти в рф
- 26 Понятие и классификация форм правления
- 27 Республиканская форма правления
- 28 Президентская и парламентская республика. Особенности республиканской формы правления в рф
- 29 Правовая активность и правовой нигилизм
- 30 Форма государственного устройства как элемент формы государства. Разновидности форм государственного устройства
- 31 Унитарное государство. Тенденции развития унитаризма в современном мире
- 32 Федерация как форма государственного устройства. Особенности рф
- 33 Материалистическая теория о сущности и предназначении государства и права
- 34 Формы осуществления функций государства
- 35 Основные принципы права
- 36 Механизм государства
- 37 Право и закон. Их соотношение
- 38 Основания юридической ответственности
- 39 Понятие функции государства в современной теории государства, классификация функций
- 40 Правопонимание: эволюция представлений о праве, характеристика основных учений о сущности права
- 41 Взаимная ответственность государства и личности
- 42 Естественно – правовая идеология и ормирование современной концепции прав человека
- 43 Политический режим как элемент формы государства. Типология политических режимов
- 44 Система прав и свобод человека и гражданина. Гарантии прав и свобод
- 45 Порядок опубликования и вступления в силу законов и иных нпа
- 46 Характеристика основных черт романно – германской (континентальной) правовой семьи
- 47 Обратная сила закона: понятие, порядок и пределы применения
- 48 Конституция в системе нормативно правовых актов
- 49 Система права: понятие и структурные элементы
- 50 Виды правоотношений
- 51 Применение права: понятие и роль в осуществлении права
- 52 Субъекты права и субъекты правоотношений
- 53 Толкование правовых норм. Виды толкования
- 54 Понятие, признаки и виды законов
- 55 Правовая культура гражданина и должностного лица
- 56 Источник права в формально – юридическом и материальном смысле
- 57 Предмет и метод теории государства и права
- 58 Формирование (происхождение) права как нормативного регулятора общественных отношений. Теории происхождения права
- 59 Объекты правоотношений: понятие и виды
- 60 Форма государства как институт теории государства: понятие, структура, характеристика основных элементов
- 61 Структура нормы права. Виды правовых норм
- 62 Теория государтсва и права в системе юридических наук
- 63 Естественные права человека и гражданина
- 64 Законодательные органы современного российского государства
- 65 Позитивистская теория права. Преодоление позитивистского подхода в отечественной теории и юридической практике
- 66 Применение права как особая форма его реализации
- 67 Соотношение права и государства: основные теоретические модели
- 68 Характеристика основных черт англо – американской правовой семьи (семьи общего права)
- 69 Содержание правоотношений
- 70 Правовые нормативные акты: понятие, виды, соподчиненность
- 71 Граждане (физические лица) как субъекты правоотношений
- 72 Предмет и метод правового регулирования как основные критерии построения системы права
- § 3. Методы, способы, типы правового регулирования. Правовые режимы
- 73 Правомерное поведение. Позитивная и негативная юридическая ответственность
- 74 Подзаконные акты: понятие и виды
- 75 Правоотношение: понятие, признаки, виды
- 76 Понятие и виды юридической ответственности
- 77 Юридический факт в теории правоотношений. Виды юридических фактов
- 78 Право как регулятор общественных отношений
- 79 Систематизация правовых нормативных актов
- 80 Основания юридической ответственности
- 81 Понятие правоспособности и дееспособности
- 82 Прецедент как источник права и элемент судебной практики
- 83 Возникновение и развитие теории права в России
- 84 Реализация права: понятие и формы
- 85 Деформация правосознания, профессиональная деформация
- 86 Пробелы в праве. Аналогия закона и аналогия права, тенденции их использования в юридической практике рф
- 87 Субъективное право и юридическая обязанность
- 88 Действие нормативно – правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц
- 89 Фактический состав
- 90 Причины правонарушений и пути их устранения
- 91 Право в системе социальных норм
- 92 Кодификация как вид систематизации законодательства
- 93 Публичное и частное право
- 94 Внутренние и внешние функции государства
- 95 Понятие нормы права как элемента системы права. Признаки правовых норм
- 96 Правовая психология как структурный элемент правосознания
- 97 Стадии процесса применения норм права
- 98 Тоталитарное государство
- 99 Правосознание: понятие, структура, виды
- 100 Орган государства: правовой статус
- 101 Теория естественного права
- 102 Уяснение и разъяснение как способы толкования права
- 103 Понятие источников права и его виды
- 104 Непосредственная и представительная демократия
- 105 Материальное и процессуальное право: правовая природа и роль в правовом регулировании, в защите прав и свобод граждан
- 106 Понятие законности и правопорядка