39 Понятие функции государства в современной теории государства, классификация функций
В отечественной юридической литературе функциям государства даются практически единообразные определения, которые звучат следующим образом: "функция государства - это одно из главных направлений его деятельности по осуществлению стоящих перед ним задач" (А. Иванов). Или: "функции государства - это основные направления деятельности государства, в которых раскрывается его социальная сущность и назначение в обществе" (проф. В.И. Гойман-Червонюк). Как более полный вариант: "функции государства - это основные направления его деятельности, выражающие сущность и социальное назначение, цели и задачи государства по управлению обществом в присущих ему формах и присущими ему методами" (проф. В.М. Корельский).
Можно заметить, что в основе всех этих определений лежит понимание функций государства как основных (главных) направлений его деятельности. Однако здесь нужно подчеркнуть специфический смысл категории "функция", ее особое назначение в категориальном аппарате теории государства. Иначе не ясно, чем функция как главное направление деятельности государства отличается от его фактической, реальной деятельности.
Следует исходить прежде всего из того, что "функция" (в переводе с лат. -"исполнение") - это категория системного подхода и она применима к характеристике любых систем: социальных, технических, биологических и др. И назначение данной категории во всех случаях состоит в том, чтобы дать эталон деятельности системы, дать описание той деятельности, осуществление которой требуется системе для достижения ее цели. Функция представляет собой своего рода образец работы системы. Поэтому функцию следует отличать, с одной стороны, от целей и задач, стоящих перед системой, а с другой - от ее реальной, фактической деятельности, то есть от той деятельности, которую система производит "на деле". В жизни, на практике системы по тем или иным причинам зачастую отклоняются от своих функций. Собственно, суть бюрократизма и заключается в уходе властной системы от своих функций.
Итак, характеризуя функции государства, следует учитывать следующие моменты:
функции нужно отличать от целей и задач, стоящих перед государствам;
функции отражают ту деятельность государства, которую оно должно осуществлять, чтобы решать поставленные перед ним задачи;
в реальной деятельности государство может отклоняться от своих функций;
функции государства объективно заданы целями и задачами государства;
если цели и задачи государства определяют его функции, то функции государства, в свою очередь, требуют соответствующего построения государства, соответствующего способа его организации (то есть того, что традиционно характеризуется через понятие формы государства);
функции государства подвержены эволюции, в связи со сменой целей и задач у государства могут: а) исчезать одни функции и появляться другие;
б) меняться содержание одной и той же функции;
функции государства осуществляются в специальных организационно-правовых формах (законодательной, правоприменительной, правоисполнительной, правоохранительной, контрольно-надзорной) и свойственными государству методами;
функции государства как целого следует отличать от функций его органов (функций элементов государства).
Непосредственно функции государства определяются его целями и задачами. Но цели и задачи государства во многом обусловлены его сущностью, природой, характером (хотя непосредственное влияние насущных потребностей общества на функции государства сохраняется в любом случае). Отмеченное обстоятельство лежит в основе различия функций, скажем, тоталитарного и демократического государства. Однако функции тоталитарного государства необходимы практически только ему самому, его самосохранению и дальнейшей экспансии: они не отвечают интересам и потребностям людей, интересам общественного развития. И повлиять на изменение функций государства в нужную ему сторону общество может только через изменение природы государства в целом, через изменение его сущности. Поэтому можно сказать, что сущность государства определяет его функции постольку, поскольку она сама определяется природой породившего его общества.
Итак, можно сделать вывод, что функции государства и их содержание обусловлены, в основном, следующими факторами:
а) потребностью обеспечения самых необходимых условий сохранения общества (общесоциальный фактор);
б) сущностью государства, его природой;
в) целями и задачами государства.
В литературе предлагаются различные варианты деления функций на виды: общесоциальные (вытекающие из потребностей общества в целом) и классовые (обусловленные классовыми противоречиями); внутренние и внешние (в зависимости от сферы приложения деятельности государства); постоянные (осуществляются на всех этапах развития государства) и временные (рассчитаны на решение задачи, имеющей временный и, как правило, чрезвычайный характер).
Проф. М.И. Байтин полагает, что существуют функции основные и неосновные. Такое деление, однако, вызывает сомнение, ибо (исходя из традиционного определения функций государства, которого Байтин и придерживается) получаем в итоге "неосновные основные направления деятельности государства".
Еще 200 лет назад Адам Смит в книге "Исследование о природе и причинах богатства народов", обосновывая максимальную свободу человека, живущего в условиях рыночного хозяйства, указал на три функции государства:
1) оборону;
2) определение меры свободы каждого посредством установления одинаковых для всех правил и обеспечения правосудия как средства решения социальных конфликтов между членами общества;
3) организацию учреждений, которые не могут быть созданы отдельными лицами, но которые необходимы им, например почты, полиции, и т. д.
По мнению проф. Л. И. Спиридонова, существует генеральная функция государства (реализация общих дел, обеспечивающих объективные предпосылки человеческого существования), которая реализуется в его внешних и внутренних функциях. К числу внешних он относит военную (она может быть в зависимости от характера государства функцией обороны или агрессии), функции внешнеполитических, экономических и культурных связей и экологическую функцию, обеспечивающую международное сотрудничество в деле сохранения окружающей среды.
К числу внутренних автор, в частности, относит функцию обеспечения общественного порядка (охрана предпосылок существования человека); экономическую (регулирование рынка, разработка и обеспечение общенациональных экономических программ и т. п.); культурную (развитие образования, науки, учреждений культуры); социальную; фискальную (сбор налогов как главного источника финансирования всей государственной деятельности).
К внутренним функциям современного российского государства в литературе (Л.А. Морозова) относят следующие:
функцию обеспечения народовластия;
экономическую функцию;
социальную функцию;
функцию налогообложения и финансового контроля;
экологическую функцию;
функцию охраны прав и свобод граждан, обеспечения законности и правопорядка.
К внешним функциям:
функцию интеграции в мировую экономику;
обороны страны;
поддержки мирового правопорядка;
сотрудничества с другими государствами в решении глобальных проблем современности.
- 1 Юридическая наука в системе общественных (гуманитарных) наук
- 2 Теория государства и права как фундаментальная наука правоведения, ее предмет
- 3 Методология теории государства и права. Система методов (способов) познания государственно – правовых явлений
- 4 Организация власти в первобытном обществе
- 5 Понятие правовой идеологии
- 6 Государство и гражданское общество: система сдержек и противовесов
- 7 Механизм правового регулирования: понятие и основные элементы
- 8 Фундаментальные принципы правового государства
- 9 Верховенство права как принцип деятельности современного государства
- 10 Понятие правонарушения и его виды
- 11Философия права и теория права в их соотношении
- 12 Общественное мнение в системе правовой государственности
- 13 Демократический правовой режим
- 14 Государственный (политический) режим: понятие, виды
- 15 Государственный суверенитет
- 16 Понятие и структура политической системы общества
- 17 Типы государства: различные подходы
- 18 Соотношение права и морали
- 19 Принцип разделения властей
- 20 Понятие государства и его признаки
- 21 Происхождение и сущность государства
- Основные теории происхождения государства, их общая характеристика.
- 1. Теологическая теория происхождения государства
- 2. Патриархальная теория происхождения государства.
- 3. Психологическая теория происхождения государства
- 4. Договорная теория происхождения государства
- 5. Теория насилия (завоевания)
- 7. Органическая теория происхождения государства
- 8. Марксистская теория.
- 22 Состав правонарушения
- 23 Органы государственной власти и органы самоуправления. Задачи по формированию института общественной власти в рф
- 26 Понятие и классификация форм правления
- 27 Республиканская форма правления
- 28 Президентская и парламентская республика. Особенности республиканской формы правления в рф
- 29 Правовая активность и правовой нигилизм
- 30 Форма государственного устройства как элемент формы государства. Разновидности форм государственного устройства
- 31 Унитарное государство. Тенденции развития унитаризма в современном мире
- 32 Федерация как форма государственного устройства. Особенности рф
- 33 Материалистическая теория о сущности и предназначении государства и права
- 34 Формы осуществления функций государства
- 35 Основные принципы права
- 36 Механизм государства
- 37 Право и закон. Их соотношение
- 38 Основания юридической ответственности
- 39 Понятие функции государства в современной теории государства, классификация функций
- 40 Правопонимание: эволюция представлений о праве, характеристика основных учений о сущности права
- 41 Взаимная ответственность государства и личности
- 42 Естественно – правовая идеология и ормирование современной концепции прав человека
- 43 Политический режим как элемент формы государства. Типология политических режимов
- 44 Система прав и свобод человека и гражданина. Гарантии прав и свобод
- 45 Порядок опубликования и вступления в силу законов и иных нпа
- 46 Характеристика основных черт романно – германской (континентальной) правовой семьи
- 47 Обратная сила закона: понятие, порядок и пределы применения
- 48 Конституция в системе нормативно правовых актов
- 49 Система права: понятие и структурные элементы
- 50 Виды правоотношений
- 51 Применение права: понятие и роль в осуществлении права
- 52 Субъекты права и субъекты правоотношений
- 53 Толкование правовых норм. Виды толкования
- 54 Понятие, признаки и виды законов
- 55 Правовая культура гражданина и должностного лица
- 56 Источник права в формально – юридическом и материальном смысле
- 57 Предмет и метод теории государства и права
- 58 Формирование (происхождение) права как нормативного регулятора общественных отношений. Теории происхождения права
- 59 Объекты правоотношений: понятие и виды
- 60 Форма государства как институт теории государства: понятие, структура, характеристика основных элементов
- 61 Структура нормы права. Виды правовых норм
- 62 Теория государтсва и права в системе юридических наук
- 63 Естественные права человека и гражданина
- 64 Законодательные органы современного российского государства
- 65 Позитивистская теория права. Преодоление позитивистского подхода в отечественной теории и юридической практике
- 66 Применение права как особая форма его реализации
- 67 Соотношение права и государства: основные теоретические модели
- 68 Характеристика основных черт англо – американской правовой семьи (семьи общего права)
- 69 Содержание правоотношений
- 70 Правовые нормативные акты: понятие, виды, соподчиненность
- 71 Граждане (физические лица) как субъекты правоотношений
- 72 Предмет и метод правового регулирования как основные критерии построения системы права
- § 3. Методы, способы, типы правового регулирования. Правовые режимы
- 73 Правомерное поведение. Позитивная и негативная юридическая ответственность
- 74 Подзаконные акты: понятие и виды
- 75 Правоотношение: понятие, признаки, виды
- 76 Понятие и виды юридической ответственности
- 77 Юридический факт в теории правоотношений. Виды юридических фактов
- 78 Право как регулятор общественных отношений
- 79 Систематизация правовых нормативных актов
- 80 Основания юридической ответственности
- 81 Понятие правоспособности и дееспособности
- 82 Прецедент как источник права и элемент судебной практики
- 83 Возникновение и развитие теории права в России
- 84 Реализация права: понятие и формы
- 85 Деформация правосознания, профессиональная деформация
- 86 Пробелы в праве. Аналогия закона и аналогия права, тенденции их использования в юридической практике рф
- 87 Субъективное право и юридическая обязанность
- 88 Действие нормативно – правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц
- 89 Фактический состав
- 90 Причины правонарушений и пути их устранения
- 91 Право в системе социальных норм
- 92 Кодификация как вид систематизации законодательства
- 93 Публичное и частное право
- 94 Внутренние и внешние функции государства
- 95 Понятие нормы права как элемента системы права. Признаки правовых норм
- 96 Правовая психология как структурный элемент правосознания
- 97 Стадии процесса применения норм права
- 98 Тоталитарное государство
- 99 Правосознание: понятие, структура, виды
- 100 Орган государства: правовой статус
- 101 Теория естественного права
- 102 Уяснение и разъяснение как способы толкования права
- 103 Понятие источников права и его виды
- 104 Непосредственная и представительная демократия
- 105 Материальное и процессуальное право: правовая природа и роль в правовом регулировании, в защите прав и свобод граждан
- 106 Понятие законности и правопорядка